Местное хозяйство и самоуправление за рубежом

NovaInfo 44, с.229-232, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена зарубежному опыту местного хозяйства и местного самоуправления в Германии, США, Франции, Италии и Японии. Описывается местное управление в этих странах.

Ключевые слова

ФУНКЦИИ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Текст научной работы

Опыт организации местного хозяйства и управления за рубежом часто ставят России в пример для подражания, хотя при ближайшем рассмотрении оказывается, что в нем нет ничего такого, чего не было или не могло бы быть в России; с другой стороны, не всякий опыт можно непосредственно переносить в другую социально-экономическую ситуацию.

Германия. В Германии приняты пять уровней территориального управления: федерация, земли, округа, районы и города в ранге районов, общины. Местное самоуправление представляют общины, районы, города (районы). Они имеют много индивидуальных особенностей, поскольку унифицированных требований к местному самоуправлению нет.

Функции местного самоуправления выполняют общины и города районого подчинения, т.е. около 14 тыс. муниципальных образований. Общины выполняют административно-регулирующие функции, пользуются услугами государственных и частных предприятий, сами выступают в роли предпринимательских структур. За их деятельностью надзирают президенты правительственных округов, наделенные широкими полномочиями.

Органами местного самоуправления являются избираемые населением муниципальный совет и глава администрации (бургомистр). Исполнительный аппарат местного самоуправления не имеет единой организационной структуры и обладает свободой действий. Основная часть функций управления входит в исключительную компетенцию муниципальных органов высшей ступени, а часть — в совместном ведении с общинами.

Сельские общины и города входят в состав районов. Районы служат формой территориального объединения муниципальных образований, общин, решают задачи, выходящие за пределы их компетенции. Они находятся на самостоятельном уровне управления, их администрации одновременно служат звеньями государственной власти и местного самоуправления, административно-территориальными единицами земель, но не имеют конкретно очерченных полномочий, которые устанавливаются землями. Районное собрание избирается населением. Исполнительную власть возглавляет ландрат, или районный директор, выполняющий функции главного управляющего делами района и агента земельной администрации.

Города внерайонного подчинения выполняют функции одновременно административного района и муниципалитета. Районы и города могут создавать объединения для решения конкретных производственных и социальных задач.
Среднее звено составляют земли (регионы). Некоторые крупные земли делятся на правительственные округа, они служат дополнительной исполнительной структурой земельных администраций. Высшее звено — федерация. Федеральные министерства имеют свои региональные подразделения.

Муниципальное планирование (среднеи долгосрочное) охватывает как коммунальное хозяйство, так и частный сектор и подчинено региональным планам развития и планам земель в целом, но в отношении частного сектора планирование индикативно.

США. Характерная черта государственного устройства США — децентрализация власти. Штаты имеют автономию и широкие полномочия. У каждого штата есть своя конституция, где отражены формы устройства и местного самоуправления. В правовом отношении местное самоуправление непосредственно зависит от законодательства штатов. Штаты имеют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Губернатор штата управляет, подчиняясь общему праву, конституции. Каждый штат самостоятелен, но не в ущерб государству в целом. Менее обеспеченным штатам выделяют больше средств, чтобы сократить разрывы. Участие территорий в обеспечении экономического роста не требуется. Согласно Конституции США местное самоуправление составляет часть органов управления штатов. Единых принципов формирования местного самоуправления нет, каждый штат имеет свою систему местного самоуправления. Статусом муниципалитета обладают города, пригородные и другие поселения, в них проживает 2/3 населения США. В большинстве они входят в состав графств и выполняют функции: местный контроль, распределение субсидий, сбор части налогов, владение некоторыми предприятиями, выпуск облигаций, а также полицейские функции, пожарная охрана, жилищное строительство, строительство дорог, парков, социальное обеспечение, здравоохранение, образование и др. Применяются разные схемы управления муниципалитетами: мэр — совет; совет — менеджер; комиссии. Около 2/3 муниципалитетов с населением более 2,5 тыс. чел. придерживаются первой формы.

Франция. Органы государственного управления Франции — административные округа, региональные органы, департаменты, коммуны. Деление их функций на государственные и местные (муниципальные), как правило, отсутствует. Административно-территориальные единицы, органы государственного управления обладают и статусом муниципальных образований. Основные муниципальные образования — департаменты, коммуны, их в стране соответственно 95 и 3600.
Формирование регионов обусловлено потребностями рационального размещения производительных сил. Во главе региона стоит региональный совет, избираемый населением; в его компетенцию входит социально-экономическое развитие региона.
Государственную власть в департаменте представляет комиссар рес-ггублики, назначаемый правительством. Населением избирается генеральный совет департамента; это не постоянно действующий орган (сессии два раза в год). Из своего состава совет избирает бюро и председателя, исполняющего административные функции (как в СССР).
Высший орган коммуны — муниципальный совет, избираемый населением; при этом совете действуют муниципальные комиссии по отраслям управления.
Органы исполнительной власти разных уровней независимы друг от друга. Они управляют бюджетом, подготавливают и обеспечивают выполнение решений советов, образуют административные службы. Работники органов местного самоуправления имеют статус государственных служащих.

Италия. В Италии принято трехзвенное местное самоуправление: область, провинция, община. Область имеет автономию; представительный орган области — совет, исполнительный — джунта, наделенная законодательной инициативой. Область делегирует часть административных функций провинциям и общинам — это муниципальные единицы. В провинции те же органы управления, т.е. совет и джунта. Общиной руководят совет, мэр (синдик). Мэр имеет двойной статус: глава муниципальной джунты и государственный чиновник, представляющий в общине центральную власть.
Япония. В Японии двухзвенная система местного самоуправления: префектура и поселение (город, деревня). Кроме того, функционируют особые административные единицы: специальные города и районы, ассоциации районов. Деятельность муниципальных органов осуществляется по 22 направлениям: поддержание общественного порядка; здравоохранение; управление дорогами, газо-, водоснабжением, школами и больницами; попечительство; создание предприятий; разрешение трудовых конфликтов; землеустройство; планирование, сбор налогов и т.д.

Читайте также

Список литературы

  1. Тихомиров, М. Ассоциации и союзы. Новое правовое положение, особенности управления, права и обязанности членов. [Текст] : учебное пособие / М. Тихомиров.- Тихомирова М. Ю., 2014. – 48 с.
  2. Шамарова, Г. Основы государственного и муниципального управления. [Текст]: Учебное пособие / Г. Шамарова. – Синергия, 2013. – 320 с.
  3. Щербина, Е. Муниципальное управление и территориальное планирование. [Текст]: Учебное пособие. / Е. Щербина. - МГСУ, 2011. – 160 с.

Цитировать

Карачурина, Р.Ф. Местное хозяйство и самоуправление за рубежом / Р.Ф. Карачурина, Л.В. Тухватуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 229-232. — URL: https://novainfo.ru/article/5250 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться