Конституция России относит местное самоуправление к основам конституционного строя и выделяет его в качестве самостоятельной формы прямого осуществления народом принадлежащей ему власти. В соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении, его принцип закреплен в Основном законе стран и тем самым установлена новая независимая от государства система власти народа для решения вопросов местного значения. Местное самоуправления становится важнейшим фактором стабилизации жизни стран, целостности государства, целостности государства, формой непосредственного народовластия.
Для реализации возможностей, заложенных в формуле самоуправления, предстоит большая нормотворческая работа на муниципальном уровне для регламентации повседневной жизнедеятельности местных общин. Сюда относятся вопросы организации местного самоуправления разделение предметов ведения с другими властными структурами, формирования местных бюджетов, местных органов власти и т.д. Цель этой работы – закрепить и урегулировать территориальные, вещные властные правовые, финансово – экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения. В стране давно идет размер о необходимости передачи максимума властных полномочий на места и сделать это сейчас – самое время.
Для решения этих задач нужно проанализировать законодательную базу, касающуюся местного самоуправления, т.е. систематизировать источники местного самоуправления. К примеру, федеральный закон «О религиозных организациях» запрещает муниципальным служащим участвовать в религиозных церемониях; из актов о казачестве не ясны их взаимоотношения с местными органами самоуправления, например, в разрешении или передаче полномочий и т.д. Анализ источников позволит очертить границы компетенции местного самоуправления, т.е. меру дозволенного.
На правовом уровне местному самоуправлению нужно обосновать право и доказать способность, взять на себя значительную часть государственных дел и эффективно управлять ею под свою ответственность и с одобрения населения. Может, например, оказать, что муниципальная автоинспекция (МАИ) действенной государственной (ГАИ). А поскольку порядок на дорогах населенного пункта, в основном, является местным делом, то вполне возможна замена ГАИ на МАИ.
Другим органом местного самоуправления мог бы стать муниципальный суд. Это решило бы извечную проблему нехватку судей, или даже привело к их сокращению. Ведь большинство жалоб и заявлений граждан касаются местных вопросов и конфликтов, которые в большинстве разрешимы в муниципальном суде. Ведь органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий, вмешательство государства не допускаются. Нужно только оставаться в рамках закона.
Конституция РФ (гл.8) не предусматривает контроль над местным самоуправлением, напротив, подчеркивает его самостоятельность, независимость. Но федеральные законы подчас ограничивают права местного самоуправления, приравнивая его к государственной власти, т.е. подчиняя вертикали. Но местное самоуправление не знает властной вертикали и в этом его главное отличие от государства. Сила местной власти состоит в установлении не формальных связей внутри и между самоуправляющимися территориями для реализации взаимных материальных, культурных и духовных интересов их населения. В границах России это укрепляет ее единство; в рамках международных контактов ведет к реализации конституционных прав и свобод граждан. По мере развития неформальных контактов с самоуправляющимися общинами других стран начнут, наконец-то, реализовываться права свободного выезда и въезда, выбора места жительства, профессиональной деятельности, образования, туризма и др. В 1997 году из 18 млн. человек, выезжавших за границу, 15 млн. составили «челноки». Несколько десятков тысяч состоятельных людей отдохнули за границей. Тысячи чиновников съездили туда же за опытом. Остальные граждане оказались «привязанными» к своим домам и дачам. Все это умиляет тележурналистов и газетчиков, но опошляет идею прав и свобод человека. Общество снова убедилось в печальном факте, что степень реальных прав и свобод гражданина измеряется толщиной его собственного кошелька. Развитие связей на муниципальном уровне поможет сдвинуть проблему реализации прав и свобод человека с мертвой точки. А это будет соответствовать идеалам Европейской хартии о местном самоуправлении (ратифицированной Государственной Думой 11 апреля 1998 года), провозгласившей, что защита и укрепление местного самоуправления в присоединившихся к Хартии странах странах представляет собой значительный выход в построении Европы, основанный на принципах демократии и децентрализации власти, сводной от разграничительных линий и разделяющих народы границ.
Нужно признать, что развитие правовой базы местного самоуправления в России еще далеко от демократического минимума требований, заключенных в названных выше Хартии, успешно реализуемой в законодательстве европейских странах.