Некоторые аспекты бизнес-процессов в логистике

№44-1,

экономические науки

В данной статье рассматриваются бизнес-процессы в логистике. Представлены основные стратегии интегрированного планирования логистики в цепях поставок. Рассматриваются концепции применяемые в логистике.

Похожие материалы

Цепи поставок располагают всеми функциональными возможностями, необходимыми для эффективной реализации всех этапов бизнес-процесса фирмы: разработки нового продукта или упаковки, закупки упаковочных материалов и сырья, организация производственных процессов, осуществление упаковочных работ, временное хранение готовой продукции и доставки готовой хлебной продукции потребителям. Эти функции необходимо планировать так, чтобы не было нехватки сырья, простоя производства, эффективно реагировать на изменение спроса, а так же иметь альтернативные решения сложных ситуаций в условиях неопределенности и риска при доставке сырья и готовой продукции [1, 4].

Цепь поставок охватывает различные логистические функции. Цепь поставок начинается с заявки на сырье, и следовательно реализуется функция закупки сырья и выбор поставщиков. При хранении сырья возникает такая функция как управление материальными запасами, которое напрямую зависит от потребления сырья производственными участками. Функция распределения готовой продукции относится непосредственно к транспортному отделу доставки готовой продукции, а так же маркетинговому отделу, который занимается анализом рынков сбыта и прогнозированием спроса [3].

Управление цепями поставок можно рассматривать как интеграцию всех участников цепи поставок в единую общую систему. Интеграция связана с функциональным объединением плана закупок, производства, транспортировки и складской деятельности; так же интеграция проходит на внешнем уровне, объединяя между собой поставщиков и потребителей [5].

Стратегическое планирование цепи поставок уделяет особое внимание эффективному функционированию всех участников цепи поставок, основанному на своевременной и максимально точной информации [2].

Для стратегического планирования цепей поставок необходимо иметь информацию о стратегических элементах в управлении цепями поставок: интеграция и стратегическое партнерство с поставщиками, интегрированное управление запасами на всех участках логистической системы, проектирование продукта и разработка стратегии распределения, подбор информационных систем и технологий для поддержки принятия оптимизационных решений [2].

Управление цепями поставок основано на интеграции ключевых бизнес-процессов, которые зарождаются в виде заявки на сырье для поставщиков до конечного потребления готовой продукции, доставка хлебной продукции в магазины города и области [5].

Для эффективного управления цепями поставок необходима интеграция ключевых бизнес-процессов [3]:

  1. Эффективное управление взаимоотношениями с потребителями готовой продукции.
  2. Обслуживание потребителей.
  3. Управление спросом.
  4. Управление выполнением заказа.
  5. Поддержка производственных процессов.
  6. Управление снабжением.
  7. Управление разработкой продукции и доведение ее до коммерческого использования.
  8. Управление возвратными материальными потоками.

Для планирования цепи поставок применяется оптимизационные модели. При решении задач оптимизации методологией их решения является системный анализ. Этот анализ заключается в объединении отдельных объектов или процессов в единую систему по однородным признакам, которые в дальнейшем подлежат моделированию и анализу, с целью выявления новых свойств и возможностей [2, 10, 11].

Интегрированное планирование заключается в согласовании всех участников процесса производства, сбыта, транспортировки, закупок и потребителей конечного продукта со всеми этапами жизненного цикла продукции. При интегрированном планировании цепей поставок компания получает ряд оптимизационных решений в отношении времени исполнения заказа, повышение качества, минимизация общих логистических затрат, и все это происходит при уменьшении транспортных, складских затрат, уменьшение затрат на управление закупками, запасами, упаковку. Высвобожденные денежные средства предприятию выгодно вложить в современные информационные системы и технологии, которые позволят повысить конкурентные преимущества на рынке [2, 8, 9].

К основным стратегиям интегрированного планирования логистики в цепях поставок относятся [2]:

  • JIT (Just-In-Time) – точно в срок;
  • VMI (Vendor-Managed Inventory)товарно-материальные запасы, управляемые поставщиком;
  • ECR (Efficient Consumer Response) –концепция эффектиного отклика на запросы потребителей.
  • CPRF (Collaborative Planning, Replenishment and Forecasting) –концепция кооперативного планирования, прогнозирования и размещения.

Кратко охарактеризуем каждую из перечисленных выше концепции.

Концепция точно в срок – это концепция управления производством, которая направлена на снижение количества запасов. В соответствии с данной концепцией необходимые материалы и запасы поступают на производство в нужное время, в нужном количестве и в необходимое место.

VMI – данная концепция представляет собой управление поставками, которые контролируются, планируются и управляются поставщиком на основе заранее оговоренных минимальных и максимальных уровнях запасов [5, 6, 7].

Концепция эффективного отклика на запросы потребителей направлена на повышение уровня работы распределительной отрасли продуктов питания

Концепция CPRF основывается на электронном обмене данными и автоматической идентификации товаров и предприятий. Данной концепции важно качество и актуальность данных, так же необходимо постоянно рассчитывать и прогнозировать спрос и поставки [4, 12].

При системном моделировании цепей поставок ключевым моментом является анализ связей внутри цепи поставок, с целью выявления причин нефункциональной работы и нахождение методов решения этих проблем [2].

Список литературы

  1. Сергеев В. И. «Управление цепями поставок: учебник для бакалавров и магистров» /В. И. Сергеев – М.: Издательство Юрайт, 2014 – 479 с.
  2. Бочкарев А. А. Планирование и моделирование цепей поставок /А. А. Бочкарев – М.: Альфа – Пресс, 2008
  3. Рубен Е. Слоун, Дж. Пол Дитман, Джон Т. Менцер Новые идеи в управлении цепями поставок – Издательноство: Альпина Паблишер, 2015
  4. Аникин Б. А. Родника Т. А. Основы логистики. Теория и практика – Издательство: Проспект, 2014
  5. Д. Бауэрсокс, Д. Клосс Логистика. Интегрированная цепь поставок – Издательство: Олимп-Бизнес, 2010
  6. Шамис В.А. Применение RFID-технологии в логистике В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 87-89.
  7. Шамис В.А., Мочалин С.М. Некоторые аспекты имитационного моделирования в логистике в сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 369-373.
  8. Шамис В.А. Некоторые аспекты повышения эффективности складской деятельности / экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 2 (53). с. 127-130.
  9. Шамис В.А. Рассмотрение организационной структуры отдела снабжения / novainfo.ru. 2016. т. 3. № 42. с. 120-122.
  10. Шамис В.А. Некоторые аспекты логистики в обслуживании потребителей /novainfo.ru. 2016. т. 3. № 42. с. 143-146.
  11. Шамис В.А. Рассмотрение концепции контроллинга / novainfo.ru. 2016. т. 3. № 42. с. 179-182.
  12. Шамис В.А.Некоторые особенности организации складского хозяйства / novainfo.ru. 2016. т. 3. № 42. с. 139-143.