Цепи поставок располагают всеми функциональными возможностями, необходимыми для эффективной реализации всех этапов бизнес-процесса фирмы: разработки нового продукта или упаковки, закупки упаковочных материалов и сырья, организация производственных процессов, осуществление упаковочных работ, временное хранение готовой продукции и доставки готовой хлебной продукции потребителям. Эти функции необходимо планировать так, чтобы не было нехватки сырья, простоя производства, эффективно реагировать на изменение спроса, а так же иметь альтернативные решения сложных ситуаций в условиях неопределенности и риска при доставке сырья и готовой продукции [1, 4].
Цепь поставок охватывает различные логистические функции. Цепь поставок начинается с заявки на сырье, и следовательно реализуется функция закупки сырья и выбор поставщиков. При хранении сырья возникает такая функция как управление материальными запасами, которое напрямую зависит от потребления сырья производственными участками. Функция распределения готовой продукции относится непосредственно к транспортному отделу доставки готовой продукции, а так же маркетинговому отделу, который занимается анализом рынков сбыта и прогнозированием спроса [3].
Управление цепями поставок можно рассматривать как интеграцию всех участников цепи поставок в единую общую систему. Интеграция связана с функциональным объединением плана закупок, производства, транспортировки и складской деятельности; так же интеграция проходит на внешнем уровне, объединяя между собой поставщиков и потребителей [5].
Стратегическое планирование цепи поставок уделяет особое внимание эффективному функционированию всех участников цепи поставок, основанному на своевременной и максимально точной информации [2].
Для стратегического планирования цепей поставок необходимо иметь информацию о стратегических элементах в управлении цепями поставок: интеграция и стратегическое партнерство с поставщиками, интегрированное управление запасами на всех участках логистической системы, проектирование продукта и разработка стратегии распределения, подбор информационных систем и технологий для поддержки принятия оптимизационных решений [2].
Управление цепями поставок основано на интеграции ключевых бизнес-процессов, которые зарождаются в виде заявки на сырье для поставщиков до конечного потребления готовой продукции, доставка хлебной продукции в магазины города и области [5].
Для эффективного управления цепями поставок необходима интеграция ключевых бизнес-процессов [3]:
- Эффективное управление взаимоотношениями с потребителями готовой продукции.
- Обслуживание потребителей.
- Управление спросом.
- Управление выполнением заказа.
- Поддержка производственных процессов.
- Управление снабжением.
- Управление разработкой продукции и доведение ее до коммерческого использования.
- Управление возвратными материальными потоками.
Для планирования цепи поставок применяется оптимизационные модели. При решении задач оптимизации методологией их решения является системный анализ. Этот анализ заключается в объединении отдельных объектов или процессов в единую систему по однородным признакам, которые в дальнейшем подлежат моделированию и анализу, с целью выявления новых свойств и возможностей [2, 10, 11].
Интегрированное планирование заключается в согласовании всех участников процесса производства, сбыта, транспортировки, закупок и потребителей конечного продукта со всеми этапами жизненного цикла продукции. При интегрированном планировании цепей поставок компания получает ряд оптимизационных решений в отношении времени исполнения заказа, повышение качества, минимизация общих логистических затрат, и все это происходит при уменьшении транспортных, складских затрат, уменьшение затрат на управление закупками, запасами, упаковку. Высвобожденные денежные средства предприятию выгодно вложить в современные информационные системы и технологии, которые позволят повысить конкурентные преимущества на рынке [2, 8, 9].
К основным стратегиям интегрированного планирования логистики в цепях поставок относятся [2]:
- JIT (Just-In-Time) – точно в срок;
- VMI (Vendor-Managed Inventory)товарно-материальные запасы, управляемые поставщиком;
- ECR (Efficient Consumer Response) –концепция эффектиного отклика на запросы потребителей.
- CPRF (Collaborative Planning, Replenishment and Forecasting) –концепция кооперативного планирования, прогнозирования и размещения.
Кратко охарактеризуем каждую из перечисленных выше концепции.
Концепция точно в срок – это концепция управления производством, которая направлена на снижение количества запасов. В соответствии с данной концепцией необходимые материалы и запасы поступают на производство в нужное время, в нужном количестве и в необходимое место.
VMI – данная концепция представляет собой управление поставками, которые контролируются, планируются и управляются поставщиком на основе заранее оговоренных минимальных и максимальных уровнях запасов [5, 6, 7].
Концепция эффективного отклика на запросы потребителей направлена на повышение уровня работы распределительной отрасли продуктов питания
Концепция CPRF основывается на электронном обмене данными и автоматической идентификации товаров и предприятий. Данной концепции важно качество и актуальность данных, так же необходимо постоянно рассчитывать и прогнозировать спрос и поставки [4, 12].
При системном моделировании цепей поставок ключевым моментом является анализ связей внутри цепи поставок, с целью выявления причин нефункциональной работы и нахождение методов решения этих проблем [2].