Рассмотрение некоторых аспектов в закупочной деятельности

№50-2,

Экономические науки

У предприятия в условиях рыночной экономики есть возможность выбора контрагента, который может предоставить наилучшие условия, а значит, и возможность оптимальной закупки материальных ресурсов. Это приводит к неизбежности изучения персоналом всех положительных и отрицательных свойств приобретаемого материала или продукта, а также внимательно оценивать качественные показатели продукции, поставляемой контрагентами.

Похожие материалы

У предприятия в условиях рыночной экономики есть возможность выбора контрагента, который может предоставить наилучшие условия, а значит, и возможность оптимальной закупки материальных ресурсов. Это приводит к неизбежности изучения персоналом всех положительных и отрицательных свойств приобретаемого материала или продукта, а также внимательно оценивать качественные показатели продукции, поставляемой контрагентами [1, 2].

Организация процесса закупок состоит из определенных этапов:

  • Формирование потребности приобретения материальных ресурсов. Каждая закупка начинается c фиксирования общей потребностей компании и индивидуальных потребностей каждого ей подразделения.
  • Детерминирование качественных показателей и количества товаров и услуг. Нужно обладать точной информацией о потребностях, артикулах товара или услуг, на которые происходит запрос. С целью определения запроса отделом закупок ведется каталог постоянно закупаемых продуктов, что способствует координации правильного бухгалтерского учёта и процедуре хранения этих продуктов на складе [3, 4].
  • Проведение анализа всевозможных источников по снабжению. Выбор контрагента является неотъемлемой частью функционала закупочного отдела и заключается в поиске источников снабжения и оценке вероятности своевременных сроков поставки и предоставления ряда услуг по обслуживанию до и после продажи. Среди множества информации, которая хранится как в электронном виде, так и на бумажных носителях (книги учета), в закупочном отделе должна находиться информация о настоящих контрактах с контрагентами, опираясь на которые, размещаются заказы, проводится классификация товаров, закупленной продукции, ведется реестр поставщиков [5, 6].
  • Формирование цены и закупочных условий.
  • Подготовка и оформление закупочных заказов. При оформлении закупочного заказа обязательным является заполнение формы на заказ, если в качестве альтернативного варианта не используется соглашение с контрагентом на продажу товара или поставку товара на основания общего заказа. Одним из главных требований любой формы заказа на закупку должно быть наличие серийного артикула, даты составления, названия и адреса поставщиков, количества и описание всех характеристик заказанных товаров, предполагаемой даты поставки, указаний по отгрузке, условий оплаты [8, 12].
  • Экспедиторский этап или контроль за реализацией заказа. После того, как закупочный заказ направлен поставщику, покупатель может контролировать процесс его исполнения. За данные функции отвечает отдел экспедиционного контроля. Контролирующая функция - типичная функция, которая контролирует способность контрагента выполнять свои обязанности по срокам поставки. Экспедирование заказа - это способы, необходимые для осуществления максимально качественных перевозок в минимальный временной промежуток. Сотрудники предприятия, которое занимается перевозкой груза, решает вопросы, которые сопряжены доставкой заказа от производителя к потребителю.
  • Отгрузка и контроль качества ресурсов. Основной этап - получение ресурсов и готового товара. Главная цель функции получения и контроля ресурсов служит: гарантия получения заказа, последующая качественная проверка; утверждение получения нужного количества материальных ресурсов в заказе; отправка их к месту назначения (в цех, на склад и т. д.); оформление необходимых документов на получение материальных ресурсов.
  • Обработка счетов и платежные действия. Счет на оплату - это документ, при помощи которого покупатель производит оплату (или авансовый платеж) за поставленный товар (или за оказание услуг). Счет нужен и продавцу (для учета материальных ценностей), и покупателю (для обоснования платежа).
  • Учёт поступления сырья и товаров [7, 11].

После отгрузки товара необходимо внести новые данные в учетную статистику закупочного отдела. Этот процесс включает в себя оформление и учет папок с документами, которые относятся к заказу и необходимы закупочному отделу:

  • Журналы закупочных заказов, в которых отражается учет всех заказов по номерам и отображается статус отдельно взятого заказа.
  • Учетный журнал заказов на закупку, который содержит копии всех заказов на закупку.
  • Товарный реестр, который показывает закупки каждого основного вида товара или изделия (дата, поставщик, количество, цен, номер заказа на закупку).
  • Реестр с историей поставщика, отображающий все закупки [7, 11].

Для достижения наилучшего эффекта функционирования логистики закупок, компании необходимо использовать данные о том, какое именно сырье и ресурсы необходимы для производства продукции.

Данная информация содержится в закупочном плане, основной задачей которого будет являться организация синхронизации действий всех отделов предприятия, которые находятся внутри компании и ее должностных лиц. Это необходимо для решения следующих задач снабжения: определение потребностей и расчёт заказа материальных ресурсов; определение способа закупок и заключение контрактов на поставку материальных ресурсов; организация контроля за качественно-количественными показателями, сроками поставок и организацией размещения материальных ресурсов на складе и т. д. Перед процессом планирования закупок располагается процесс исследования рынка закупок [9, 10].

В настоящем процесс планирования начинается со сбора данных, полученных из ежегодного плана продаж, производственного плана и общего финансового плана. План продаж обозначает потребности в сырье, продукции и услугах, которые необходимо приобрести отделом закупок предприятия. Планирование на производстве включает данные об источнике, который будет поставлять сырье, продукцию или услуги.

Список литературы

  1. Куликова О.М. Проект программного комплекса для построения сценарных стратегий проектных команд ситуационных центров вузов // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 3. с. 32.
  2. Куликова О.М., Масюк Н.Н., Межонова Л.В. Проектирование организационной структуры ситуационного центра как одного из инструментов управления интеграционными процессами в университетском комплексе // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. С. 63.
  3. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
  4. Левкин Г. О НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ НЕТОЧНОСТЯХ / Логистика. 2010. № 1. С. 16-17.
  5. Левкин Г.Г. Использование концепции логистики в сельском хозяйстве / Логистика сегодня. 2012. № 4. С. 222-234.
  6. Левкин Г.Г., Колычев Н.М., Семченко В.В. Логистика в сельском хозяйстве: методология и концепция ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2014. № 4-6. С. 52-59.
  7. Миpoтин Л. Б., Ташбаeв Ы. Э. Лoгиcтика для пpeдпpиниматeля: ocнoвныe пoнятия, пoлoжeния и пpoцeдуpы. – М.: ИНФPА-М, 2007. – 252 c.
  8. Мочалин С.М., Шамис В.А. Рассмотрение путей повышения эффективности складской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4-1 (46). С. 67-69.
  9. Мочалин С.М., Шамис В.А. Управление заказами на предприятии с использованием автоматизированной CRM-системы // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 4. С. 1-7.
  10. Мочалин С.М., Шамис В.А. Управление товарными запасами посредством внедрения автоматизированной системы учета //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 5. С. 22-28.
  11. Нepуш Ю. М. Кoммepчecкая лoгиcтика: Учeбник для вузoв. – М.: ЮНИТИ, 2009. - 245 c.
  12. Ольдерогге Н. Г. Закупочная логистика. Портал iTeam. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/logistics.