В странах с высоко развитой рыночной экономикой ключевой концепцией закупочной логистики считается удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью [1, 2].
Однако данная реализация имеет зависимость от целого ряда задач. Основные концепции можно сгруппировать следующим образом [5, 6, 7, 11]:
- Соблюдение оптимальных сроков закупки сырья и комплектующих запчастей (материалы, которые были до обозначенного срока, дополнительно нагружают оборотные фонды предприятия, и наоборот, поздние сроки в закупках могут сорвать производственную программу или привести к ее изменению);
- Точное соотношение количества поставок к потребностям в них (избыток или недостаток поставляемых ресурсов также отрицательно сказывается на баланс оборотных средств и устойчивые позиции выпуска продукции, а также может вызвать возникновение дополнительных затрат при восстановлении оптимального уровня баланса);
- Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующей продукции.
Основными принципами закупочной логистики (снабжения) являются:
- Принцип планомерности - поставка продукции в соответствии с плановым графиком поставок;
- Принцип ритмичности - поставка продукции в равные промежутки времени, что приводит к созданию подходящих условий для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев логистической цепи;
- Принцип оперативности - реализация процесса снабжения продукцией в зависимости от изменяющего спроса;
- Принцип экономичности - снижение затрат рабочего времени, материальных и денежных затрат на транспортировку продукции. Происходит благодаря рациональному использованию транспортных средств, с применением современных технологий в погрузочно-разгрузочных работах, установкой оптимальной цепи поставок;
- Принцип централизации - обеспечение потребительских запросов силами и средствами посредников;
- Принцип технологичности - внедрение инновационных технологий и техник для закупочного процесса и поставки.
Основными направлениями функционирования департамента снабжения компании являются:
1. Планирование, предполагающее ряд действий:
- изучать компании, как с внутренней структуры, так и с внешней, а также рынка конкретной продукции;
- анализировать потребности в необходимых видах сырья, планировать оптимальные хозяйственные связи;
- оптимизировать поток запасов ресурсов для производства;
- планировать необходимости в ресурсах и установление их ограничения на отпуск в цеха;
- своевременно планировать заказ нового сырья.
2. Организация, включающая в себя:
- мониторинг информации о потребляемом товаре, участие в форумах, выставках, аукционах и т. п.;
- оптимизация всех источников удовлетворения в материальных ресурсах для выбора оптимального;
- оформление правовых отношений с партнерами на поставку продукции;
- организация доставки сырья;
- планирование размещения ресурсов на складе, используемого органами снабжения;
- своевременное снабжение цехов, участков, производственных подразделений нужным количеством сырья;
- Контроль и координация производственного процесса, включающие:
- контроль за соблюдением контрактных условий партнеров, оптимизация сроков поставки ресурсов;
- мониторинг и анализ расходования сырья в процессе производства;
- качественный контроль комплектности поступающего сырья;
- контроль производственных запасов;
- вступление в правовые споры с контрагентами и транспортными компаниями, не выполняющими свои обязательства;
- проведение анализа результативности работы отдела снабжения, разработка эффективных мер по синхронизации его деятельности для повышения эффективности [4, 6, 7, 11].
У предприятия в условиях рыночной экономики есть возможность выбора контрагента, который может предоставить наилучшие условия, а значит, и возможность оптимальной закупки материальных ресурсов. Это приводит к неизбежности изучения всех положительных и отрицательных свойств приобретаемого материала или продукта, а также внимательно оценивать качественные показатели продукции, поставляемой контрагентами [3, 8, 9, 10].