Рассмотрение теоретических аспектов закупочной логистики

№50-2,

Экономические науки

В странах с высоко развитой рыночной экономикой ключевой концепцией закупочной логистики считается удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью

Похожие материалы

В странах с высоко развитой рыночной экономикой ключевой концепцией закупочной логистики считается удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью [1, 2].

Однако данная реализация имеет зависимость от целого ряда задач. Основные концепции можно сгруппировать следующим образом [5, 6, 7, 11]:

  1. Соблюдение оптимальных сроков закупки сырья и комплектующих запчастей (материалы, которые были до обозначенного срока, дополнительно нагружают оборотные фонды предприятия, и наоборот, поздние сроки в закупках могут сорвать производственную программу или привести к ее изменению);
  2. Точное соотношение количества поставок к потребностям в них (избыток или недостаток поставляемых ресурсов также отрицательно сказывается на баланс оборотных средств и устойчивые позиции выпуска продукции, а также может вызвать возникновение дополнительных затрат при восстановлении оптимального уровня баланса);
  3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующей продукции.

Основными принципами закупочной логистики (снабжения) являются:

  • Принцип планомерности - поставка продукции в соответствии с плановым графиком поставок;
  • Принцип ритмичности - поставка продукции в равные промежутки времени, что приводит к созданию подходящих условий для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев логистической цепи;
  • Принцип оперативности - реализация процесса снабжения продукцией в зависимости от изменяющего спроса;
  • Принцип экономичности - снижение затрат рабочего времени, материальных и денежных затрат на транспортировку продукции. Происходит благодаря рациональному использованию транспортных средств, с применением современных технологий в погрузочно-разгрузочных работах, установкой оптимальной цепи поставок;
  • Принцип централизации - обеспечение потребительских запросов силами и средствами посредников;
  • Принцип технологичности - внедрение инновационных технологий и техник для закупочного процесса и поставки.

Основными направлениями функционирования департамента снабжения компании являются:

1. Планирование, предполагающее ряд действий:

  • изучать компании, как с внутренней структуры, так и с внешней, а также рынка конкретной продукции;
  • анализировать потребности в необходимых видах сырья, планировать оптимальные хозяйственные связи;
  • оптимизировать поток запасов ресурсов для производства;
  • планировать необходимости в ресурсах и установление их ограничения на отпуск в цеха;
  • своевременно планировать заказ нового сырья.

2. Организация, включающая в себя:

  • мониторинг информации о потребляемом товаре, участие в форумах, выставках, аукционах и т. п.;
  • оптимизация всех источников удовлетворения в материальных ресурсах для выбора оптимального;
  • оформление правовых отношений с партнерами на поставку продукции;
  • организация доставки сырья;
  • планирование размещения ресурсов на складе, используемого органами снабжения;
  • своевременное снабжение цехов, участков, производственных подразделений нужным количеством сырья;
  • Контроль и координация производственного процесса, включающие:
  • контроль за соблюдением контрактных условий партнеров, оптимизация сроков поставки ресурсов;
  • мониторинг и анализ расходования сырья в процессе производства;
  • качественный контроль комплектности поступающего сырья;
  • контроль производственных запасов;
  • вступление в правовые споры с контрагентами и транспортными компаниями, не выполняющими свои обязательства;
  • проведение анализа результативности работы отдела снабжения, разработка эффективных мер по синхронизации его деятельности для повышения эффективности [4, 6, 7, 11].

У предприятия в условиях рыночной экономики есть возможность выбора контрагента, который может предоставить наилучшие условия, а значит, и возможность оптимальной закупки материальных ресурсов. Это приводит к неизбежности изучения всех положительных и отрицательных свойств приобретаемого материала или продукта, а также внимательно оценивать качественные показатели продукции, поставляемой контрагентами [3, 8, 9, 10].

Список литературы

  1. Куликова О.М. Проект программного комплекса для построения сценарных стратегий проектных команд ситуационных центров вузов // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 3. с. 32.
  2. Куликова О.М., Масюк Н.Н., Межонова Л.В. Проектирование организационной структуры ситуационного центра как одного из инструментов управления интеграционными процессами в университетском комплексе // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. С. 63.
  3. Левкин Г. О некоторых терминологических неточностях / Логистика. 2010. № 1. С. 16-17.
  4. Левкин Г.Г. Использование концепции логистики в сельском хозяйстве / Логистика сегодня. 2012. № 4. С. 222-234.
  5. Левкин Г.Г., Колычев Н.М., Семченко В.В. Логистика в сельском хозяйстве: методология и концепция ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2014. № 4-6. С. 52-59.
  6. Лoгиcтика: Учeбник/Пoд peд. Б. А. Аникина. – М.:ИНФPА-М, 2009.- 368 c.
  7. Миpoтин Л. Б., Ташбаeв Ы. Э. Лoгиcтика для пpeдпpиниматeля: ocнoвныe пoнятия, пoлoжeния и пpoцeдуpы. – М.: ИНФPА-М, 2007. – 252 c.
  8. Мочалин С.М., Шамис В.А. Рассмотрение путей повышения эффективности складской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4-1 (46). С. 67-69.
  9. Мочалин С.М., Шамис В.А. Управление заказами на предприятии с использованием автоматизированной CRM-системы // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 4. С. 1-7.
  10. Мочалин С.М., Шамис В.А. Управление товарными запасами посредством внедрения автоматизированной системы учета //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 5. С. 22-28.
  11. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузoв. – М.: ЮНИТИ, 2009. - 245 c.