Проблемы гражданско-правового статуса военных организаций в системе службы Российской Федерации

NovaInfo 44, с.64-68, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Сельскохозяйственные науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Вместе с тем, несмотря на то, что участие вооружённых формирований в качестве субъектов в гражданском обороте имеет древнюю историю, проблемы гражданско-правового положения военных организаций обычно оставались за рамками научных интересов учёных-цивилистов. Как уже отмечалось, до 1974 года в юридической литературе практически не было работ, посвящённых анализу гражданской правоспособности воинской части и её имущественной ответственности.

Ключевые слова

ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ВОИНСКОЙ, ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ

Текст научной работы

Административно-правовое положение военных организаций в настоящее время определено достаточно чётко.

Вместе с тем, несмотря на то, что участие вооружённых формирований в качестве субъектов в гражданском обороте имеет древнюю историю, проблемы гражданско-правового положения военных организаций обычно оставались за рамками научных интересов учёных-цивилистов. Как уже отмечалось, до 1974 года в юридической литературе практически не было работ, посвящённых анализу гражданской правоспособности воинской части и её имущественной ответственности.

В отечественной цивилистике первым фундаментальным научным исследованием гражданской правосубъектности воинской части (как структурного подразделения Вооружённых Сил) стала диссертация А.А. Беспалова. В ней автор, анализируя действующее в то время законодательство, приходит к выводу о том, что воинские части обладают статусом юридического лица. Позже проблемы правового положения воинских частей были развиты в ряде работ других военных учёных.

При этом на практике от своего имени, то есть в качестве самостоятельных субъектов гражданских правоотношений, выступали любые структурные подразделения Минобороны, КГБ, МВД, других силовых структур, имеющие условное наименование “войсковая часть”, со всеми соответствующими атрибутами (счёт в банковских учреждениях, печать и т.п.), независимо от их места в ведомственной иерархии.

На сегодняшний же день в соответствии со сложившейся практикой все воинские части признаются юридическими лицами с присущими для них правами, обязанностями и ответственностью. При этом не учитывается, что достаточных правовых оснований для этого нет дело в том, - как подчёркивает Я.А. Гейвандов, - что присвоение воинскому подразделению или формированию условного наименования вовсе не должно в нынешних экономических условиях влечь за собой автоматически признание их юридическими лицами.

Развитие рыночной экономики в нашей стране и связанные с этим коренные изменения, произошедшие в гражданском праве, привели к необходимости пересмотра одного из важнейших институтов цивилистики – юридического лица. И если в соответствии с ранее действовавшим гражданским законодательством юридическими лицами признавались все воинские части, то с принятием нового Гражданского кодекса то, что ранее было вполне очевидно, теперь перестало быть таковым. Дискуссия о статусе воинских частей, развернувшаяся в последнее время в юридической и военной прессе, по мнению ряда специалистов, “показывает, что не определились по этому вопросу не только учёные–правоведы, но и правоведы-практики. Это приводит к тому, что ни сами военные, ни судьи не могут однозначно подтвердить либо опровергнуть правомочность воинских частей”.

Вследствие этого воинские части при разбирательстве дел в суде не могут подтвердить свою правоспособность, а гражданские организации не знают к кому предъявлять требования, вытекающие из договорных и внедоговорных обязательств. В результате суды всё чаще выносят определения о привлечении к суду в качестве надлежащего ответчика Минобороны России.

Весьма показателен в этом отношении запрос, поступивший в адрес Минобороны России из ВАС РФ (по письму заместителя председателя арбитражного суда Приморского края Л.М. Кузнецова, просившего в связи с рассмотрением дела представить в суд документы, определяющие гражданско-правовой статус Тихоокеанского флота): “На запросы суда командование флота и начальник юридической службы ВМФ ответили, что Тихоокеанский флот юридическим лицом не является. Если этот ответ соответствует действительности, прошу сообщить суду, на кого возложена ответственность за размещение в акваториях флота списанных кораблей и плавсредств и какие структуры ответственны, в том числе материально, за соблюдение правил природоохранного законодательства”.

До недавнего времени из военных организаций всех “силовых ведомств” более или менее было определено гражданско-правовое положение исправительных учреждений МВД России.

Что же касается гражданско-правового статуса воинских частей, то на сегодняшний день он остаётся достаточно неопределённым. Как в своё время указывал М.И. Брагинский, до принятия ГК РФ признание организации юридическим лицом связывалось с моментами материальными (наличием признаков, указанных законодателем – см. например ч.1 ст.11 Основ гражданского законодательства), а не формальными (наличием соответствующей записи о юридической личности организации в её уставе или положении) 9. Теперь же, в соответствии с пунктом 2 ст.51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. По состоянию на 1996 год из всех воинских частей ФПС России официальный статус юридического лица имели только сама Федеральная пограничная служба Российской Федерации10 и вузы. Позже пограничные округа и пограничные группы, дислоцированные на территории Российской Федерации, были преобразованы в региональные управления ФПС России, при этом в приказе Директора ФПС было указано, что региональное управление является юридическим лицом. На основании этого региональные управления ФПС получили возможность зарегистрироваться в качестве юридического лица в органах юстиции на местах.

Интересно, что Положением о военном округе ВС РФ (1998 г) наделение военного округа (в отличие от регионального управления ФПС России) статусом юридического лица не предусмотрено.

Таким образом, перечень военных организаций, прошедших в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица, на сегодняшний день строго ограничен. Иные же воинские части, на наш взгляд, не могут выступать в гражданском обороте от своего имени, так как на основании п.3 ст.49 ГК РФ (как уже говорилось выше) правоспособность юридического лица (способность иметь гражданские права и нести обязанности) возникает в момент его создания (то есть в момент государственной регистрации (п.2 ст.51)). Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что воинские части, заключая многочисленные сделки, собственно говоря, не имеют на это права.

Казалось бы - что может быть проще – зарегистрировать воинские организации в качестве юридических лиц и всё. Но тут возникает новая проблема: а какие, собственно говоря, организации должны быть признаны юридическими лицами – сами федеральные органы исполнительной власти (Минобороны России, ФПС России и др.) и подчинённые им воинские части или только воинские части, а может только сами ведомства?

Рассматривая военную организацию в качестве юридического лица, представляется важным проанализировать, насколько она автономна в своей деятельности при выступлении в гражданском обороте, так как именно автономия, определённая независимость организации позволит ей стать действительно самостоятельным субъектом тех или иных отношений, в том числе и гражданско-правовых.

Как показывает анализ нормативных актов, регламентирующих организацию хозяйственной деятельности военных организаций ФПС России, выступление их в гражданском обороте осуществляется под контролем и руководством вышестоящих органов ФПС России. В частности органы материального обеспечения ФПС России осуществляют организационно-методическое руководство органами материального обеспечения (подразделениями) пограничных округов, групп, частей центрального подчинения ФПС России по направлениям деятельности.

Ещё одним подтверждением отсутствия автономности военных организаций ФПС России, на наш взгляд, служит то, что “порядок распределения финансовых средств в соответствии со сметой расходов и порядок обеспечения этими средствами органов и войск ФПС России, а также полномочия должностных лиц органов и войск ФПС России по расходованию финансовых средств устанавливаются директором ФПС России”.

Читайте также

Список литературы

  1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ В ДИНАМИКЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.Saarbrucken, 2013.
  2. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. Ханнанов Р.А., Акбашева Р.Р.Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 1032-1035.
  3. РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЗАИМОДЕИСТВИЙ ГОСУДАРСТВА И НАСЕЛЕНИЯ. Апсадикова А.В., Ханнанова Т.Р.. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 154-157.
  4. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  5. КОРРУПЦИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ,ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЯ. Гарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д.NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 268-270.
  6. РОЛЬ ЭТИКИ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р.NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 421-423.
  7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОВОМ ОБЩЕСТВЕ. Петров А.В., Шапошникова Р.Р.Экономика и социум. 2015. № 2-3 (15). С. 1119-1120.
  8. ПРОБЛЕМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА ПОСЛЕ ИЗДАНИЯ АКТА О НАЗНАЧЕНИИ НА ДОЛЖНОСТЬ. Тухватуллина Р.Р., Шапошникова Р.Р.Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 874-875.

Цитировать

Халилова, Э.З. Проблемы гражданско-правового статуса военных организаций в системе службы Российской Федерации / Э.З. Халилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 64-68. — URL: https://novainfo.ru/article/5309 (дата обращения: 07.12.2022).

Поделиться