Влияние уровня страхования на конкурентоспособность предприятия на примере ООО «Дружба» Мелеузовского района

NovaInfo 44, с.210-218, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье проанализирован ряд классификаций факторов конкурентоспособности предприятия. Приведена авторская классификация внешних факторов и предпосылок к повышению конкурентоспособности предприятия. Произведен анализ предприятия ООО “Дружба”.

Ключевые слова

БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА, ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ПРОФИЛЬ ТРЕБОВАНИЙ

Текст научной работы

Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.

Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.

В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

Таким образом, актуальность выбранной темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.

Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.

Объектом исследования в данной работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятий.

Под предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии и методы реализации конкурентных стратегий современного предприятия.

Согласно Федеральному закону "Об организации страхового дела в Российской Федерации":

Страхование — это отношение по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступление определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [1].

Об объекте страхования говорится в статье 4 — это лицо, которое обладает ценность, которому угрожают риск, который защитит страховая защита [1].

Страхование — это такой способ организации и финансирование страховой защиты, которой осуществляется за счет взносов, уплачиваемых каждым, участвующим страхование лицом, страховую организацию, с целью получения от неё плательщиками взносов или лицами в чьих интересов они были уплачен, выплат в случае наступления предварительно оговоренных случайных событиях, нанесенных материальных потерь [3].

Конкурентоспособность предприятия — это реальная или потенциальная способность предприятия проектировать, изготавливать и сбывать товары в тех условиях рынка, где им приходиться работать [2].

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия производится преимущественно на основе сравнительной характеристики деятельности предприятия и наиболее сильных конкурентов по ряду факторов [2].

В таблице 1 представлены основные факторы, которые могут быть использованы в ходе анализа.

Таблица 1. Исходные данные

Факторы

ООО «Дружба»

Конкуренты

СПК колхоз им.Салавата

СПК «Сухайла»

Доля рынка,%

35

35

25

Рентабельность услуг,%

20

15

10

Средневзвешенная цена

39

39

-

Качество услуг

среднее

среднее

среднее

Срок исполнения заказов

1

2

2

Уровень известности услуг фирмы

известны

известны

малоизвестны

Факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, достаточно много. Действия их часто разнонаправлено, поэтому при определение конкурентоспособности предприятия следует использовать обобщающие оценки:

  • метод суммы мест;
  • метод балльной оценки;
  • метод построения профиля требований;
  • метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов [3].

Оценка конкурентов по сумме мест выполнена в таблице 2.

Наиболее сильный конкурент для анализируемого предприятия — СПК колхоз имени Салават (сумма мест 8).

Таблица 2. Оценка конкурентов по сумме мест

Факторы

ООО «Дружба»

Конкуренты

СПК колхоз им.Салавата

СПК «Сухайла»

Доля рынка,%

1

1

2

Рентабельность услуг,%

1

2

3

Средневзвешенная цена

1

1

-

Качество услуг

1

1

1

Срок исполнения заказов

1

2

2

Уровень известности услуг фирмы

1

1

3

Итого

6

8

11

Рассмотрим балльную оценку конкурентов в таблице 3.

Таблица 3. Балльная оценка конкурентов

Факторы

ООО «Дружба»

Конкуренты

СПК колхоз им.Салавата

СПК «Сухайла»

Доля рынка,%

2

2

1

Рентабельность услуг,%

5

3

2

Средневзвешенная цена

5

5

1

Качество услуг

5

4

3

Срок исполнения заказов

5

5

4

Уровень известности услуг фирмы

2

2

1

Итого

24

21

12

Построения профиля требований предполагает выявление, с одной стороны, показателей, по которым фирма имеет преимущества над другой, с другой стороны, показателей, по которым она отстает. Построение основывается на балльной оценки мнений экспертов. Наиболее сильным конкурентом является тот, чей график расположен правее [3].

Построение профиля требований осуществлено для анализируемого предприятия — ООО "Дружба'' и наиболее сильного конкурента — СПК колхоз им. Салавата.

Анализируемое предприятие является лидером по таким показателям, как доля рынка сбыта, срок исполнения заказов.

Построение профиля требований
Рисунок 1. Построение профиля требований

Использование метода балльной оценке с учетом коэффициента весомости показано в таблице 4.

Таблица 4. Балльная оценка с учетом коэффициента весомости

Факторы

Коэффициент весомости

ООО «Дружба»

Конкуренты

СПК колхоз им.Салавата

СПК «Сухайла»

баллы

Гр.2*гр3

баллы

Гр.2*гр.5

баллы

Гр.2*гр7

Доля рынка,%

0,08

2

0,16

2

0,16

1

0,08

Рентабельность услуг,%

0,17

5

0,85

3

0,51

2

0,34

Средневзвешенная цена

0,19

5

0,95

5

0,95

1

0,19

Качество услуг

0,21

5

1,05

4

0,84

3

0,63

Срок исполнения заказов

0,24

5

1,2

5

1,2

4

0,96

Уровень известности услуг фирмы

0,08

2

0,16

2

0,16

1

0,08

Итого

1,0

24

4,37

21

3,82

12

2,28

Относительный показатель конкурентных преимуществ ООО «Дружба» определен на основе данных метода балльной оценки с учетом коэффициента весомости:

П=Бпк ,

где Бп — балльная оценка анализируемого предприятия, баллы; Бк – балльная оценка наиболее сильного конкурента, баллы.

П=4,37/3,82=1,14 или на 14%

В рассмотренном примере превышение преимуществ предприятия над преимуществом конкурента составляет 14%, следовательно, положение ООО «Дружба» на рынке недостаточно устойчивое.

Для улучшения устойчивости положения на рынке ООО «Дружба» вводим такой фактор как, уровень страхового покрытия имущества.

Таблица 5. Исходные данные

Факторы

ООО «Дружба»

Конкуренты

СПК колхоз им.Салавата

СПК «Сухайла»

Доля рынка,%

35

35

25

Рентабельность услуг,%

20

15

10

Средневзвешенная цена

39

39

-

Качество услуг

среднее

среднее

среднее

Срок исполнения заказов

1

2

2

Уровень известности услуг фирмы

известны

известны

малоизвестны

Уровень страхового покрытия имущества

100

-

-

Рассмотрим оценка конкурентов по сумме мест с внедрением уровня страхового покрытия имущества таблица 6.

Таблица 6. Оценка конкурентов по сумме мест

Факторы

ООО «Дружба»

Конкуренты

СПК колхоз им.Салавата

СПК «Сухайла»

Доля рынка,%

1

1

2

Рентабельность услуг,%

1

2

3

Средневзвешенная цена

1

1

-

Качество услуг

1

1

1

Срок исполнения заказов

1

2

2

Уровень известности услуг фирмы

1

1

3

Уровень страхового покрытия имущества

1

2

2

Итого

7

10

13

Рассмотрим балльною оценку конкурентов с внедрением уровня страхового покрытия имущества таблица 7.

Таблица 7. Балльная оценка конкурентов

Факторы

ООО «Дружба»

Конкуренты

СПК колхоз им.Салавата

СПК «Сухайла»

Доля рынка,%

2

2

1

Рентабельность услуг,%

5

3

2

Средневзвешенная цена

5

5

1

Качество услуг

5

4

3

Срок исполнения заказов

5

5

4

Уровень известности услуг фирмы

2

2

1

Уровень страхового покрытия имущества

5

1

1

Профиль требований — сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность [7].

Построение профиля требований предполагает выявление, с одной стороны, факторов, по которым фирма имеет преимущества над другой, с другой стороны, — факторов, по которым она отстает. Построение основывается на балльной оценке мнений экспертов [6].

Из таблице 9 видим, что наиболее сильным конкурентом является тот, чей график расположен правее. Построение профиля требований осуществлено для анализируемого предприятия — ООО "Дружба'' и наиболее сильного конкурента — СПК колхоз им. Салавата.

Анализируемое предприятие является лидером по таким показателям, как доля рынка сбыта, срок исполнения заказов и уровню страхового покрытия имущества.

Далее в рис 2 рассмотрим построение профиля требований с внедрением фактора страхования.

Построение профиля требований
Рисунок 2. Построение профиля требований

В таблице 8 рассмотрим балльною оценку с учетом коэффициента весомости с внедрением фактора страхования.

Таблица 8. Балльная оценка с учетом коэффициента весомости

Факторы

Коэффициент весомости

ООО «Дружба»

Конкуренты

СПК колхоз им.Салавата

СПК «Сухайла»

баллы

Гр.2*гр3

баллы

Гр.2*гр.5

баллы

Гр.2*гр7

Доля рынка, %

0,07

2

0,16

2

0,16

1

0,08

Рентабельность услуг, %

0,15

5

0,85

3

0,51

2

0,34

Средневзвешенная цена

0,17

5

0,95

5

0,95

1

0,19

Качество услуг

0,19

5

1,05

4

0,84

3

0,63

Срок исполнения заказов

0,21

5

1,2

5

1,2

4

0,96

Уровень известности услуг фирмы

0,08

2

0,16

2

0,16

1

0,08

Уровень страхового покрытия имущества

0,13

5

0,65

1

0,13

1

0,13

Итого

1,0

29

5,02

22

3,95

13

2,41

Относительный показатель конкурентных преимуществ ООО «Дружба» определен на основе данных метода балльной оценки с учетом коэффициента весомости:

П=Бпк ,

где Бп — балльная оценка анализируемого предприятия, баллы; Бк – балльная оценка наиболее сильного конкурента, баллы

П = 5,02/3,95=1,27 или 127%

Таким образом, после внедрения фактора уровня страхового покрытия имущества превышение преимуществ предприятия над преимуществом конкурента составляет 27%, произошло повышение после внедрения фактора уровня страхового покрытия имущества.

Объекты имущественного комплекса играют важную роль в успешной деятельности предприятия. Задача собственника — обеспечить сохранность объектов, а также создать условия для их безопасного содержания и эксплуатации. Повреждение, гибель или утрата имущественного объекта способны кардинальным образом ухудшить экономическое положение предприятия.

Страхования имущественных рисков преимущественно на предприятиях среднего и малого бизнеса. За счет применения ряда технологических решений упрощена процедура оценки рисков. Это позволяет минимизировать время, необходимое для оформления договора страхования без ухудшения качества и/или повышения стоимости страховой защиты.

Страхование как фактор конкурентоспособности показал важную роль.

Наши исследования показали, что преимущество страхования как метод управления заключается в том, что хозяйство при наступление страхового случая, получает выгоду и тем самым повышает конкурентоспособность.

В наших расчетах повышение конкурентоспособности, в случаи применения страхования позволяет повысить конкурентоспособность предприятия на 27%.

Резервами повышения конкурентоспособности ООО «Дружба» является личное страхование работников на предприятии, страхование ответственности менеджеров высшего органа управления, которые могут быть применены в дополнение страхования имущества.

Читайте также

Список литературы

  1. Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон РФ от 27.11.1992: (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Бринк И. Ю., Савельева Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика/ Серия “Учебников, учебные пособия”. Ростов н/Д: Феникс, 2002.-384 с.
  3. Ефимов О.Н. Об аграрном страховании и его организационных формах/ О.Н Ефимов // Страховое дело.- 2014. № 5 (254).- С. 32-37.
  4. Ефимов О.Н. Об имущественном интересе в страховании (статья)// Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ «Состояние, проблемы и перспективы развития АПК» (30 сентября – 1 октября 2010г.) Часть III. –Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2010. – С. 43-47.
  5. Ефимов О.Н. Становление и развитие общего и сельскохозяйственного страхования в России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 1Q2 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23087.— ЭБС «IfRbodks», по паролю
  6. Ефимов О.Н. Структура местного страхового рынка [Электронный ресурс]/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 58 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23089.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  7. Ефимов О.Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Электронный ресурс]: курс лекций/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 2G1 с.— Режим доступа: http://www.lprbookshop.ru/23092.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  8. Ефимов, О. Н. О базовых понятиях страхования [Текст] / О. Н. Ефимов // Взаимодействие государства и страховых организаций: проблемы и перспективы. – 2011. – С. 32-39.
  9. Ефимов, О. Н. Основы страхового дела [Текст] : учебное пособие / О. Н. Ефимов. – Уфа, 2014. – 123 с.
  10. Ефимов, О. Н. Страхование как фактор инновационной и инвестиционной активности сельхозпроизводителя [Текст] / О. Н. Ефимов // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010». – Уфа, 2010.
  11. Ефимов, О. Н. Экономика предприятия [Текст] : учебное пособие / О. Н. Ефимов. – Саратов: Вузовское издание, 2014. – 732 с.
  12. Ефимов, О. Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Текст] : курс лекций / О. Н. Ефимов. – Уфа, 2014.
  13. Старцев П.В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство. — 2014. — № 16 (262). — c. 4-15. — http://www.creativeconomy.ru/articles/33629/
  14. Фаизов, Н.Ш. Формирование спроса на сельскохозяйственную продукцию/ Н.Ш.Фаизов // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы.- 2010. - С. 158-159.

Цитировать

Лёшина, А.Э. Влияние уровня страхования на конкурентоспособность предприятия на примере ООО «Дружба» Мелеузовского района / А.Э. Лёшина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 210-218. — URL: https://novainfo.ru/article/5337 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться