Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.
Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.
В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.
Таким образом, актуальность выбранной темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.
Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
Объектом исследования в данной работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятий.
Под предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии и методы реализации конкурентных стратегий современного предприятия.
Согласно Федеральному закону "Об организации страхового дела в Российской Федерации":
Страхование — это отношение по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступление определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [1].
Об объекте страхования говорится в статье 4 — это лицо, которое обладает ценность, которому угрожают риск, который защитит страховая защита [1].
Страхование — это такой способ организации и финансирование страховой защиты, которой осуществляется за счет взносов, уплачиваемых каждым, участвующим страхование лицом, страховую организацию, с целью получения от неё плательщиками взносов или лицами в чьих интересов они были уплачен, выплат в случае наступления предварительно оговоренных случайных событиях, нанесенных материальных потерь [3].
Конкурентоспособность предприятия — это реальная или потенциальная способность предприятия проектировать, изготавливать и сбывать товары в тех условиях рынка, где им приходиться работать [2].
Оценка уровня конкурентоспособности предприятия производится преимущественно на основе сравнительной характеристики деятельности предприятия и наиболее сильных конкурентов по ряду факторов [2].
В таблице 1 представлены основные факторы, которые могут быть использованы в ходе анализа.
Факторы | ООО «Дружба» | Конкуренты | |
СПК колхоз им.Салавата | СПК «Сухайла» | ||
Доля рынка,% | 35 | 35 | 25 |
Рентабельность услуг,% | 20 | 15 | 10 |
Средневзвешенная цена | 39 | 39 | - |
Качество услуг | среднее | среднее | среднее |
Срок исполнения заказов | 1 | 2 | 2 |
Уровень известности услуг фирмы | известны | известны | малоизвестны |
Факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, достаточно много. Действия их часто разнонаправлено, поэтому при определение конкурентоспособности предприятия следует использовать обобщающие оценки:
- метод суммы мест;
- метод балльной оценки;
- метод построения профиля требований;
- метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов [3].
Оценка конкурентов по сумме мест выполнена в таблице 2.
Наиболее сильный конкурент для анализируемого предприятия — СПК колхоз имени Салават (сумма мест 8).
Факторы | ООО «Дружба» | Конкуренты | |
СПК колхоз им.Салавата | СПК «Сухайла» | ||
Доля рынка,% | 1 | 1 | 2 |
Рентабельность услуг,% | 1 | 2 | 3 |
Средневзвешенная цена | 1 | 1 | - |
Качество услуг | 1 | 1 | 1 |
Срок исполнения заказов | 1 | 2 | 2 |
Уровень известности услуг фирмы | 1 | 1 | 3 |
Итого | 6 | 8 | 11 |
Рассмотрим балльную оценку конкурентов в таблице 3.
Факторы | ООО «Дружба» | Конкуренты | |
СПК колхоз им.Салавата | СПК «Сухайла» | ||
Доля рынка,% | 2 | 2 | 1 |
Рентабельность услуг,% | 5 | 3 | 2 |
Средневзвешенная цена | 5 | 5 | 1 |
Качество услуг | 5 | 4 | 3 |
Срок исполнения заказов | 5 | 5 | 4 |
Уровень известности услуг фирмы | 2 | 2 | 1 |
Итого | 24 | 21 | 12 |
Построения профиля требований предполагает выявление, с одной стороны, показателей, по которым фирма имеет преимущества над другой, с другой стороны, показателей, по которым она отстает. Построение основывается на балльной оценки мнений экспертов. Наиболее сильным конкурентом является тот, чей график расположен правее [3].
Построение профиля требований осуществлено для анализируемого предприятия — ООО "Дружба'' и наиболее сильного конкурента — СПК колхоз им. Салавата.
Анализируемое предприятие является лидером по таким показателям, как доля рынка сбыта, срок исполнения заказов.

Использование метода балльной оценке с учетом коэффициента весомости показано в таблице 4.
Факторы | Коэффициент весомости | ООО «Дружба» | Конкуренты | ||||
СПК колхоз им.Салавата | СПК «Сухайла» | ||||||
баллы | Гр.2*гр3 | баллы | Гр.2*гр.5 | баллы | Гр.2*гр7 | ||
Доля рынка,% | 0,08 | 2 | 0,16 | 2 | 0,16 | 1 | 0,08 |
Рентабельность услуг,% | 0,17 | 5 | 0,85 | 3 | 0,51 | 2 | 0,34 |
Средневзвешенная цена | 0,19 | 5 | 0,95 | 5 | 0,95 | 1 | 0,19 |
Качество услуг | 0,21 | 5 | 1,05 | 4 | 0,84 | 3 | 0,63 |
Срок исполнения заказов | 0,24 | 5 | 1,2 | 5 | 1,2 | 4 | 0,96 |
Уровень известности услуг фирмы | 0,08 | 2 | 0,16 | 2 | 0,16 | 1 | 0,08 |
Итого | 1,0 | 24 | 4,37 | 21 | 3,82 | 12 | 2,28 |
Относительный показатель конкурентных преимуществ ООО «Дружба» определен на основе данных метода балльной оценки с учетом коэффициента весомости:
П=Бп/Бк ,
где Бп — балльная оценка анализируемого предприятия, баллы; Бк – балльная оценка наиболее сильного конкурента, баллы.
П=4,37/3,82=1,14 или на 14%
В рассмотренном примере превышение преимуществ предприятия над преимуществом конкурента составляет 14%, следовательно, положение ООО «Дружба» на рынке недостаточно устойчивое.
Для улучшения устойчивости положения на рынке ООО «Дружба» вводим такой фактор как, уровень страхового покрытия имущества.
Факторы | ООО «Дружба» | Конкуренты | |
СПК колхоз им.Салавата | СПК «Сухайла» | ||
Доля рынка,% | 35 | 35 | 25 |
Рентабельность услуг,% | 20 | 15 | 10 |
Средневзвешенная цена | 39 | 39 | - |
Качество услуг | среднее | среднее | среднее |
Срок исполнения заказов | 1 | 2 | 2 |
Уровень известности услуг фирмы | известны | известны | малоизвестны |
Уровень страхового покрытия имущества | 100 | - | - |
Рассмотрим оценка конкурентов по сумме мест с внедрением уровня страхового покрытия имущества таблица 6.
Факторы | ООО «Дружба» | Конкуренты | |
СПК колхоз им.Салавата | СПК «Сухайла» | ||
Доля рынка,% | 1 | 1 | 2 |
Рентабельность услуг,% | 1 | 2 | 3 |
Средневзвешенная цена | 1 | 1 | - |
Качество услуг | 1 | 1 | 1 |
Срок исполнения заказов | 1 | 2 | 2 |
Уровень известности услуг фирмы | 1 | 1 | 3 |
Уровень страхового покрытия имущества | 1 | 2 | 2 |
Итого | 7 | 10 | 13 |
Рассмотрим балльною оценку конкурентов с внедрением уровня страхового покрытия имущества таблица 7.
Факторы | ООО «Дружба» | Конкуренты | |||
СПК колхоз им.Салавата | СПК «Сухайла» | ||||
Доля рынка,% | 2 | 2 | 1 | ||
Рентабельность услуг,% | 5 | 3 | 2 | ||
Средневзвешенная цена | 5 | 5 | 1 | ||
Качество услуг | 5 | 4 | 3 | ||
Срок исполнения заказов | 5 | 5 | 4 | ||
Уровень известности услуг фирмы | 2 | 2 | 1 | ||
Уровень страхового покрытия имущества | 5 | 1 | 1 |
Профиль требований — сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность [7].
Построение профиля требований предполагает выявление, с одной стороны, факторов, по которым фирма имеет преимущества над другой, с другой стороны, — факторов, по которым она отстает. Построение основывается на балльной оценке мнений экспертов [6].
Из таблице 9 видим, что наиболее сильным конкурентом является тот, чей график расположен правее. Построение профиля требований осуществлено для анализируемого предприятия — ООО "Дружба'' и наиболее сильного конкурента — СПК колхоз им. Салавата.
Анализируемое предприятие является лидером по таким показателям, как доля рынка сбыта, срок исполнения заказов и уровню страхового покрытия имущества.
Далее в рис 2 рассмотрим построение профиля требований с внедрением фактора страхования.

В таблице 8 рассмотрим балльною оценку с учетом коэффициента весомости с внедрением фактора страхования.
Факторы | Коэффициент весомости | ООО «Дружба» | Конкуренты | ||||
СПК колхоз им.Салавата | СПК «Сухайла» | ||||||
баллы | Гр.2*гр3 | баллы | Гр.2*гр.5 | баллы | Гр.2*гр7 | ||
Доля рынка, % | 0,07 | 2 | 0,16 | 2 | 0,16 | 1 | 0,08 |
Рентабельность услуг, % | 0,15 | 5 | 0,85 | 3 | 0,51 | 2 | 0,34 |
Средневзвешенная цена | 0,17 | 5 | 0,95 | 5 | 0,95 | 1 | 0,19 |
Качество услуг | 0,19 | 5 | 1,05 | 4 | 0,84 | 3 | 0,63 |
Срок исполнения заказов | 0,21 | 5 | 1,2 | 5 | 1,2 | 4 | 0,96 |
Уровень известности услуг фирмы | 0,08 | 2 | 0,16 | 2 | 0,16 | 1 | 0,08 |
Уровень страхового покрытия имущества | 0,13 | 5 | 0,65 | 1 | 0,13 | 1 | 0,13 |
Итого | 1,0 | 29 | 5,02 | 22 | 3,95 | 13 | 2,41 |
Относительный показатель конкурентных преимуществ ООО «Дружба» определен на основе данных метода балльной оценки с учетом коэффициента весомости:
П=Бп/Бк ,
где Бп — балльная оценка анализируемого предприятия, баллы; Бк – балльная оценка наиболее сильного конкурента, баллы
П = 5,02/3,95=1,27 или 127%
Таким образом, после внедрения фактора уровня страхового покрытия имущества превышение преимуществ предприятия над преимуществом конкурента составляет 27%, произошло повышение после внедрения фактора уровня страхового покрытия имущества.
Объекты имущественного комплекса играют важную роль в успешной деятельности предприятия. Задача собственника — обеспечить сохранность объектов, а также создать условия для их безопасного содержания и эксплуатации. Повреждение, гибель или утрата имущественного объекта способны кардинальным образом ухудшить экономическое положение предприятия.
Страхования имущественных рисков преимущественно на предприятиях среднего и малого бизнеса. За счет применения ряда технологических решений упрощена процедура оценки рисков. Это позволяет минимизировать время, необходимое для оформления договора страхования без ухудшения качества и/или повышения стоимости страховой защиты.
Страхование как фактор конкурентоспособности показал важную роль.
Наши исследования показали, что преимущество страхования как метод управления заключается в том, что хозяйство при наступление страхового случая, получает выгоду и тем самым повышает конкурентоспособность.
В наших расчетах повышение конкурентоспособности, в случаи применения страхования позволяет повысить конкурентоспособность предприятия на 27%.
Резервами повышения конкурентоспособности ООО «Дружба» является личное страхование работников на предприятии, страхование ответственности менеджеров высшего органа управления, которые могут быть применены в дополнение страхования имущества.