О понятии «картина мира»

NovaInfo 44, с.209-211, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье дается определение картины мира, как предметной стороны мировоззрения. Рассматривается природа образных представлений, как элементов картины мира.

Ключевые слова

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КАРТИНА МИРА, ОБРАЗ

Текст научной работы

Мировоззрение является важнейшим компонентом сознания человека, в котором концентрированы его убеждения. Р.Ю. Рахматуллин и Д.З. Хамзина определяют мировоззрение как «совокупность убеждений субъекта относительно значимых для него слагаемых его мира» [1, с. 157]. Во многих языках термин «мировоззрение» оказывается составленным из двух слов: «мир» и «зрение» («представление», «взгляд»): в немецком языке – «weltanschauung» («мировидение»), в турецком – «dünya görüşü» («взгляд на мир»), в казахском – «көзкарас» («көз» – глаз, «карас» – «взгляд). М. Хайдеггер связывает появление понятия «мировоззрение» с уровнем развития культуры, когда «природа и история становятся предметом объясняющего представления… когда опредмечивание сущего происходит в пред-ставлении», т.е. с появлением картины мира [2, c. 48, 51]. «Коль скоро мир становится картиной, то позиция человека понимает себя как мировоззрение», – пишет он [2, c. 51].

Такая тесная связь между понятиями «мировоззрение» и «картина мира» является причиной того, что они могут отождествляться. Так, Дж. Холтон употребляет их как синонимы. Он считает, что «мнения и поступки людей в значительной мере направляются и диктуются некой моделью мира. Эта модель, – как правило, в целом здравая и реалистическая, обобщает опыт и сокровенные убеждения человека и выполняет роль своеобразной ментальной карты, с которой он сверяет свои поступки и ориентируется среди вещей и событий реальной жизни» [3, с. 38].

Важную сторону мировоззрения составляют убеждения, связанные с характеристикой внешнего по отношению к субъекту мира. При этом нужно заметить, что, в отличие от сознания, мировоззрение не включает в себя все знания о мире, а содержит только те из них, которые значимы для субъекта, определяют его понимание мира и свои действия в нем. Эта сторона мировоззрения называется предметной, и именно для её обозначения следовало бы применять термин «картина мира». В. С. Стёпин пишет об этом на примере нетождественности понятий «научная картина мира» и «научное мировоззрение». Он замечает, что с возникновением науки и постепенным возрастанием ее влияния на социальную жизнь мировоззренческие смыслы во многом начинают формироваться под воздействием научной картины мира. Последняя начинает выступать как компонент научного мировоззрения, которое во многом целенаправляет деятельность исследователя. Этот компонент фиксирует в мировоззрении лишь один блок – знания об устройстве мира, полученные на том или ином этапе исторического развития науки. И поскольку научная картина мира выступает лишь как компонент мировоззрения, то в этом смысле нет оснований говорить о совпадении мировоззрения и научной картины мира.

Специфику картины мира мы видим в её «картинности» – знание о внешнем мире выражено в нем преимущественно в виде чувственных представлений – онтологизированных образов, переживаемых вне рефлексии в качестве объективно существующих предметов и явлений. К таковым, например, относится образ Солнечной системы, Бога (в катафатическом богословии), атома, тотема и т.п. Эти образы структурированы в определенные совокупности при помощи философских, научных, религиозных, мифологических принципов и идей, нередко одновременно сосуществующих в пределах одного мировоззрения. При доминировании в картине мира научных идей, принципов со связанными с ними образами её называют научной картиной мира. В этом случае она представляет собой предметную сторону научного мировоззрения.

Таким образом, картина мира является важнейшим компонентом мировоззрения. Отсюда следует: сколько типов мировоззрения мы выделяем, о стольких картинах мира и можем говорить. В этом случае сомнительно существование таких «картин мира», как языковая, духовная, социальная и т.п., ибо нет языкового, социального, духовного мировоззрения. Видимо, вместо термина «языковая картина мира» следовало бы употреблять термин «представления о языковой реальности», вместо «социальной картины мира» – «образ (картина) социальной реальности» и т.д.

«Картинность» этому виду знания придают особые образы, являющиеся его элементами. Эти образы не являются образами восприятия, ибо формируются людьми при помощи главенствующих в их сознании идей. Так, в основании научной картины мира лежат теоретические модели, которые онтологизируются при помощи обыденного сознания [4; 5]. Они формируются в результате визуализации и онтологизации научного знания [6; 7].

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Хамзина Д.З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 156-159.
  2. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
  3. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 26-58.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Герменевтическая функция образа в процессе обучения // Вестник Карагандинского университета. 2012. № 4. С. 74-79.
  5. Рахматуллин Р.Ю., Абдуллин А.Р., Рассолова И.Ю. Основы истории и философии науки. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2005. 132 с.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Визуализация как способ трансформации и развития научного знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-2 (53). С. 163-165.
  7. Рахматуллин Р.Ю. Онтологизация как компонент научного познания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-1 (50). С. 160-162.

Цитировать

Копылов, С.Р. О понятии «картина мира» / С.Р. Копылов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 209-211. — URL: https://novainfo.ru/article/5385 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться