Роль философии в научном познании

№57-2,

философские науки

В статье анализируется значение и функции философского знания в науке. Рассматриваются такие аспекты как мировоззренческий, методологический, знаниевый, нормативный, личностный и другие

Похожие материалы

Определим понятие философии. Платон говорил, что философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Аристотель вкладывал в это понятие исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов.

Философия – это вид духовной деятельности, которая на основе системы знаний о мире, о его наиболее общих законах природы, об обществе и другом формирует основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике [2]. Для человека в его жизни и развитии важное место занимает познание или приобретение знаний об окружающем его мире, его природе и структуре, развитии и разнообразии, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание – это процесс получения знаний о вещах, неизвестных человеку ранее. Результатов в познании можно достичь в первую очередь активным участием человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Познания с точки зрения философии составляют предмет теории познания, или гносеологии. Гносеология в переводе с греческого языка означает: гнозис — знание и логос — слово, учение.

Впервые этот термин ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие [7].

Первоначально познание имело простые формы, существовало в форме обыденного познания. По мере развития человеческого общества совершенствовались и способы познания мира. Одним из важнейших средством познание становится наука. Появляются принципы научного познания, которые впоследствии легли в основу формирования и организации научного мышления.

Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают идеалы и нормы и онтологические постулаты науки. Показательными в этом отношении примерами могут служить: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы; боровское обоснование нормативов квантово-механического описания философскими рассуждениями о статусе наблюдателя и принципиальной макроскопичности приборов и т.п. [5].

В философские основания науки входят также философские идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов - новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, философские основания науки гетерогенны. И все же при всей разнородности философских оснований можно выделить в них некоторые относительно устойчивые структуры [6].

Этот вопрос еще требует углубленной разработки. Можно, например, в истории естествознания (с XVII столетия до наших дней) выделить, по крайней мере, три весьма общих типа таких структур, соответствующих этапам: 1) классического естествознания (его завершение - конец XIX - начало ХХ вв.), 2) формирования неклассического естествознания (конец XIX - начало XX вв.), 3) постнеклассического естествознания последней четверти ХХ в. Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией.

Затрагивая роль философии в научном познании, следует раскрыть два подхода, которые сложились при изучении этого вопроса. Первый это умозрительно-философский подход. Суть этого подхода заключается в применении принципов научных теорий взятых непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

Второй подход носит название позитивизм. Этот подход гласит, что «наука сама себе философия». Философия в познании либо абсолютизируется, либо принижается или даже вовсе отвергается.

Также можно выделить несколько функций и принципов философии в научном познании. Первая это интегративная (синтетическая) функция философии. Это системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Однако в философии объединение рассматривается не как обычное соединение частных деталей, а как получение нового более качественного универсального знания.

Следующая функция критическая, которая нацелена на все сферы человеческой деятельности. Но при этом критика не должна быть полностью отрицающей, а с предложением новых решений, сохранением старого положительного, с целью полного объективного анализа.

Философия разрабатывает определенные модели реальности, представляет действительность в едином целом атрибутов, форм движения и фундаментальных законов [4].

Философия дает знание общих закономерностей непосредственно познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм, что не делает ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия способна предоставить историческую цепь логических понятий, с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.

Философия способна предоставить науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.

В философии имеются сложившиеся мировоззренческие ценностные установки и ориентиры, которые могут повлиять на процесс научного познания и его результаты. В формировании мировоззрения ученого важную роль играет не только научная картина мира, которая вырастает из научных исследований, но также и понимание фундаментальных характеристик мироздания, возникающее в области онтологической проблематики мировоззрения. [7] Философия также имеет умозрительно прогнозирующую способность. То есть она способна предоставить идеи и принципы, ценность которых может быть обнаружена лишь через сотни, а то и через тысячи лет. Примером могут служить идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики.

Наибольшее влияние на научное познание философия оказывает при построении фундаментальных теорий. Такое влияние может носить как положительный так и отрицательный характер, а зависит это от того какой философией пользуется ученый и какие именно принципы он использует.

Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение научной теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию.

Также философские методы в ряде случаев играют вспомогательную роль, когда обращение к практике в силу обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно. Влияние философии на научное познание всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а через различные методы, формы, принципы и концепции.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения, которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Использование философских принципов и идей подразумевает их переосмысление, развитие. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация философских принципов дает не только развитие решения проблем развития научного познания, но и развивает саму философию, ее идей и принципов.

Философия в научном познании выступает своего родом началом, предпосылкой, создает ему необходимый фон. Она влияет на сам процесс исследования, задавая критерии для качественной оценки той или иной гипотезы или теории, анализирует и обобщает полученные данные, сводя их к научным принципам. Философия выступает в роли критики в период становления новых научных представлений, становится непосредственной движущей силой научных революций, меняя глобальные представления о миропорядке, осмысливает общие ориентиры ценностных отношений, связанных с научной деятельностью; проясняет основания и содержание научного знания, способствуя само пониманию науки.

К философским осмыслениям в области науки прибегал и Альберт Эйнштейн. Великий естествоиспытатель сознавал, что столь обобщающую физическую теорию, каковой является теория относительности, невозможно было ни создать, ни развивать, замыкаясь в сфере самой физики, без привлечения философских знаний. Он писал: «Критический ум физика не может ограничиваться рассмотрением только его собственной области... В наше время физик должен заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки»[8].

Академик С.И. Вавилов писал: «Настроенные против философии естествоиспытатели полагают, что сознательное научное исследование возможно без каких-либо философских предпосылок. Однако даже поверхностный разбор конкретной научной работы всегда открывает тот философский факт, на основе которого работа осуществлена и сделаны выводы. Самое важное при этом то, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и для направления дальнейшей работы: они могут служить и тормозом и стимулом развития науки»[1].

Философия постоянно обогащается данными естественных и общественных наук, развиваясь на основе обобщения этих данных и общественно-исторической практики. Результаты научного исследования очень часто вызывают изменения в философских взглядах на проблемы, которые распространяются далеко за пределы ограниченных областей самой науки. Философские обобщения должны основываться на научных результатах. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Изменение принятых взглядов ведет к неожиданному новому развитию, что становится источником новых философских воззрений.

Широкое разнообразие функций и принципов философии в научном познании показывает, что философия оказывает большое влияние на формирование научных знаний. Все эти функции пересекаются друг с другом, образуя единое целое. Обобщая, можно отметить, что роль философии в науке мировоззренческая и методологическая. Философия задает науке мировоззренческий и методологический базис, необходимый для исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Вавилов С. И. Собр. соч. Т. III. M., 1956, стр. 38-39.
  2. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Наука логики. М.: «Мысль», 1974. Т.1. С. 454.
  3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 26-84; см. также: Степин В.С. О прогностической природе философского знания: Философия и наука // Вопросы философии. 1986. № 4. С. 39-53.
  4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений /под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. С.574.
  5. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985. С. 201-213, 232-236, 246-255.
  6. Степин В.С. Основания науки и их социокультурная размерность // Научные и ненаучные формы мышления. Москва-Киль: Институт философии РАН, Кильский университет (ФРГ), 1996. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/nau_anti/index.php (дата доступа 18.12.2016)
  7. Столетов А.И. Об особенностях генезиса индивидуального мировоззрения // О вечном и преходящем: Сборник научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 26-31.
  8. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. Ч.2 528 с.