Инновационное развитие и структурное обновление отрасли энергетического машиностроения на современном этапе является задачей стратегической важности, в связи с тем, что через стабильное развитие российской электроэнергетики закладываются предпосылки для сбалансированного развития всей национальной экономики.
Ретроспективный анализ свидетельствует, что в 80-е годы прошлого столетия энергетическое машиностроение СССР осуществляло поставку оборудования для ежегодного ввода не менее 10 млн кВт электрических мощностей. Однако, начиная уже с 1991 года в отрасли стал заметен резкий спад производства. Заказы на изготовление оборудования для атомных- и гидро- электростанций практически отсутствовали. Хотя потребность в развитии электроэнергетики была очевидной даже в те времена, на протяжении девяностых годов, когда объемы инвестиций в развитие энергосистемы были минимальны, а в отрасли специализированного машиностроения наблюдался значительный спад. [2]
Длительный перерыв в развитии российской энергосистемы привел, впоследствии, к тому, что в настоящее время Россия заметно отстает от ряда ведущих экономик мира по темпам и объемам ввода генерирующих мощностей. И если в условиях стагнации девяностых годов медленное развитие электроэнергетики не являлось сильным сдерживающим фактором, то теперь слабая энергетическая база существенно тормозит все экономическое развитие государства в целом, негативно сказывается на национальной безопасности.
Сегодняшнее постоянное увеличение объемов потребления электроэнергии продиктовано жизненной необходимостью: вводятся в эксплуатацию новые мощности предприятий, строятся новые жилые, офисные и производственные здания. В связи с этим возводятся новые станции, модернизируются уже работающие комплексы. Износ оборудования на сегодняшний день в электроэнергетике составляет почти 65%. [3] Это означает, что больше половины тепловых и гидроэлектростанций функционируют в режиме повышенной опасности.
Анализ показывает, что крупными центрами энергетического машиностроения в России являются Ленинградская область и Санкт-Петербург (завод «Электросила», Ленинградский металлический завод, Завод турбинных лопаток, Ижорский завод), а также Московская область (ЗиО-Подольск). Видные научно-исследовательские и проектно- конструкторские организации в области энергетического машиностроения в России: «Силовые машины» (завод «Электросила», Ленинградский металлический завод, Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод, НПО ЦКТИ им. И. И. Ползунова), Объединенные машиностроительные заводы (Ижорский завод, Pilsen Steel, SKODA JS), ЭМАльянс (ЗиО-Подольск, Красный котельщик), группа «Энергомаш». В частности, как отмечает губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, каждая одиннадцатая турбина в мире выпускается на заводе «Силовые машины» Институтами ЦНИИТмаш, АООТ «НПО ЦКТИ» и ВНИИАМ, ВЭИ им. Ленина.
Исследование нормативно-правовой базы показывает, что во исполнение поручения Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № ИК-П7-24900 был разработан плановый документ «Стратегия развития энергомашиностроения до 2010 г.».
Основными целями реализации данного документа были:
- Поставка энергетического оборудования взамен отработавшего свой ресурс:
- модернизированных пылеугольных котлов;
- котлов с топками циркулирующего кипящего слоя;
- модернизированных паровых турбин.
- Создание высокоэффективного оборудования на базе современных энергопроизводящих технологий:
- газовых турбин мощностью 110, 160 и 180 МВт;
- парогазовых установок мощностью 170 — 490 МВт;
- оборудования для Атомных электростанций нового поколения;
- оборудования на базе возобновляемых источников энергии и для малой энергетики.
- Техническое перевооружение предприятий энергомашиностроения.
- Создание Федерального центра высоких технологий машиностроения применительно к проблемам энергетики.
Также следует отметить, что в соответствии с еще одним документом, затрагивающим развитие исследуемой нами отрасли - «Энергетической стратегией развития России до 2020 года», в стране предполагается значительное увеличение объемов производства электроэнергии.
Энергетическое машиностроение является одной из ведущих, передовых и наукоемких отраслей промышленности России. Только внедрение инноваций позволит отрасли развиваться востребованными реальным сектором темпами.[14] Активная модернизация энергомощностей, которая предусмотрена в программе развития электроэнергетики России, способна обеспечить всей энергомашиностроительной отрасли устойчивый рост и наличие рынков сбыта. Альтернативы инновационному развитию в настоящее время нет. [7] Те субъекты хозяйствования, менеджмент которых не осознал этой истины, сегодня уже перестают существовать как полноценные промышленные предприятия. В лучшем случае их помещения сдаются в аренду под торговые центры, развлекательные учреждения, ну а в худшем случае промышленные компании становятся банкротами.
Наряду с внедрением инновационных технологий российское энергомашиностроение должно активизировать процесс привлечения российских и зарубежных инвестиций. Вовлечение дополнительных ресурсов в отрасль также создает возможности для скорейшего развития, модернизации и внедрения инновационных технологий. Естественно, здесь тоже существуют некоторые сложности, заключаются они, например, в том, что возможности для операций с акциями энергомашиностроительных компаний достаточно ограничены.
Однако, как показывает исследование, в целом российское энергомашиностроение обладает существенным потенциалом, который может получить развитие уже в течение нескольких следующих лет. В случае успешной реализации инновационных стратегий развития электроэнергетики, повысившаяся инвестиционная активность способна привести энергетическое машиностроение к лидерским позициям на фондовом рынке. [4]
Важнейшим из условий устойчивого развития производства энергетических машин и оборудования являются также и меры государственной поддержки. В частности, в Стратегии развития энергетического машиностроения, оговорены механизмы предоставления энергетическим компаниям льготных долгосрочных кредитов на реализацию инвестиционных проектов, которые укомплектованы основным энергетическим оборудованием российского производства; а также поддержка опытно-конструкторских разработок и проектов создания полномасштабных демонстрационных энергоблоков на новых образцах энергетического оборудования отечественной разработки. Нельзя не отметить и временное снижение ставок таможенных пошлин на ввоз оборудования и технологий, которые не имеют в настоящее время аналогов в России, а также установление ставок таможенных пошлин на ввоз энергетического оборудования, которое производится в России, на уровне 35%.
Полагаем что, несмотря на падение ряда технико-экономических показателей, энергетическое машиностроение в России, по-прежнему, остается одной из ведущих отраслей национальной промышленности. Выпуская оборудование и аппаратуру для электростанций и промышленной энергетики, оно играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности и нуждается в постоянном осуществлении мер государственной поддержки, стимулирования инновационной активности и повышения инвестиционной привлекательности.