Инновационно-инвестиционные аспекты развития энергетического машиностроения

NovaInfo 44, с.151-155, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы развития энергетического машиностроения в России. Анализируется исторический опыт и основные территориальные центры размещения данных предприятий. Поднимается проблематика государственной поддержки энергомашиностроения, повышения инновационной и инвестиционной активности в отрасли.

Ключевые слова

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ИНВЕСТИЦИИ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИИ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ

Текст научной работы

Инновационное развитие и структурное обновление отрасли энергетического машиностроения на современном этапе является задачей стратегической важности, в связи с тем, что через стабильное развитие российской электроэнергетики закладываются предпосылки для сбалансированного развития всей национальной экономики.

Ретроспективный анализ свидетельствует, что в 80-е годы прошлого столетия энергетическое машиностроение СССР осуществляло поставку оборудования для ежегодного ввода не менее 10 млн кВт электрических мощностей. Однако, начиная уже с 1991 года в отрасли стал заметен резкий спад производства. Заказы на изготовление оборудования для атомных- и гидро- электростанций практически отсутствовали. Хотя потребность в развитии электроэнергетики была очевидной даже в те времена, на протяжении девяностых годов, когда объемы инвестиций в развитие энергосистемы были минимальны, а в отрасли специализированного машиностроения наблюдался значительный спад. [2]

Длительный перерыв в развитии российской энергосистемы привел, впоследствии, к тому, что в настоящее время Россия заметно отстает от ряда ведущих экономик мира по темпам и объемам ввода генерирующих мощностей. И если в условиях стагнации девяностых годов медленное развитие электроэнергетики не являлось сильным сдерживающим фактором, то теперь слабая энергетическая база существенно тормозит все экономическое развитие государства в целом, негативно сказывается на национальной безопасности.

Сегодняшнее постоянное увеличение объемов потребления электроэнергии продиктовано жизненной необходимостью: вводятся в эксплуатацию новые мощности предприятий, строятся новые жилые, офисные и производственные здания. В связи с этим возводятся новые станции, модернизируются уже работающие комплексы. Износ оборудования на сегодняшний день в электроэнергетике составляет почти 65%. [3] Это означает, что больше половины тепловых и гидроэлектростанций функционируют в режиме повышенной опасности.

Анализ показывает, что крупными центрами энергетического машиностроения в России являются Ленинградская область и Санкт-Петербург (завод «Электросила», Ленинградский металлический завод, Завод турбинных лопаток, Ижорский завод), а также Московская область (ЗиО-Подольск). Видные научно-исследовательские и проектно- конструкторские организации в области энергетического машиностроения в России: «Силовые машины» (завод «Электросила», Ленинградский металлический завод, Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод, НПО ЦКТИ им. И. И. Ползунова), Объединенные машиностроительные заводы (Ижорский завод, Pilsen Steel, SKODA JS), ЭМАльянс (ЗиО-Подольск, Красный котельщик), группа «Энергомаш». В частности, как отмечает губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, каждая одиннадцатая турбина в мире выпускается на заводе «Силовые машины» Институтами ЦНИИТмаш, АООТ «НПО ЦКТИ» и ВНИИАМ, ВЭИ им. Ленина.

Исследование нормативно-правовой базы показывает, что во исполнение поручения Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № ИК-П7-24900 был разработан плановый документ «Стратегия развития энергомашиностроения до 2010 г.».

Основными целями реализации данного документа были:

  1. Поставка энергетического оборудования взамен отработавшего свой ресурс:
    • модернизированных пылеугольных котлов;
    • котлов с топками циркулирующего кипящего слоя;
    • модернизированных паровых турбин.
  2. Создание высокоэффективного оборудования на базе современных энергопроизводящих технологий:
    • газовых турбин мощностью 110, 160 и 180 МВт;
    • парогазовых установок мощностью 170 — 490 МВт;
    • оборудования для Атомных электростанций нового поколения;
    • оборудования на базе возобновляемых источников энергии и для малой энергетики.
  3. Техническое перевооружение предприятий энергомашиностроения.
  4. Создание Федерального центра высоких технологий машиностроения применительно к проблемам энергетики.

Также следует отметить, что в соответствии с еще одним документом, затрагивающим развитие исследуемой нами отрасли - «Энергетической стратегией развития России до 2020 года», в стране предполагается значительное увеличение объемов производства электроэнергии.

Энергетическое машиностроение является одной из ведущих, передовых и наукоемких отраслей промышленности России. Только внедрение инноваций позволит отрасли развиваться востребованными реальным сектором темпами.[14] Активная модернизация энергомощностей, которая предусмотрена в программе развития электроэнергетики России, способна обеспечить всей энергомашиностроительной отрасли устойчивый рост и наличие рынков сбыта. Альтернативы инновационному развитию в настоящее время нет. [7] Те субъекты хозяйствования, менеджмент которых не осознал этой истины, сегодня уже перестают существовать как полноценные промышленные предприятия. В лучшем случае их помещения сдаются в аренду под торговые центры, развлекательные учреждения, ну а в худшем случае промышленные компании становятся банкротами.

Наряду с внедрением инновационных технологий российское энергомашиностроение должно активизировать процесс привлечения российских и зарубежных инвестиций. Вовлечение дополнительных ресурсов в отрасль также создает возможности для скорейшего развития, модернизации и внедрения инновационных технологий. Естественно, здесь тоже существуют некоторые сложности, заключаются они, например, в том, что возможности для операций с акциями энергомашиностроительных компаний достаточно ограничены.

Однако, как показывает исследование, в целом российское энергомашиностроение обладает существенным потенциалом, который может получить развитие уже в течение нескольких следующих лет. В случае успешной реализации инновационных стратегий развития электроэнергетики, повысившаяся инвестиционная активность способна привести энергетическое машиностроение к лидерским позициям на фондовом рынке. [4]

Важнейшим из условий устойчивого развития производства энергетических машин и оборудования являются также и меры государственной поддержки. В частности, в Стратегии развития энергетического машиностроения, оговорены механизмы предоставления энергетическим компаниям льготных долгосрочных кредитов на реализацию инвестиционных проектов, которые укомплектованы основным энергетическим оборудованием российского производства; а также поддержка опытно-конструкторских разработок и проектов создания полномасштабных демонстрационных энергоблоков на новых образцах энергетического оборудования отечественной разработки. Нельзя не отметить и временное снижение ставок таможенных пошлин на ввоз оборудования и технологий, которые не имеют в настоящее время аналогов в России, а также установление ставок таможенных пошлин на ввоз энергетического оборудования, которое производится в России, на уровне 35%.

Полагаем что, несмотря на падение ряда технико-экономических показателей, энергетическое машиностроение в России, по-прежнему, остается одной из ведущих отраслей национальной промышленности. Выпуская оборудование и аппаратуру для электростанций и промышленной энергетики, оно играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности и нуждается в постоянном осуществлении мер государственной поддержки, стимулирования инновационной активности и повышения инвестиционной привлекательности.

Читайте также

Список литературы

  1. Аверин А.В. Стандартизация и регламентация государственных услуг: российский и зарубежный опыт// Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 721-727.
  2. Алексашина Т.В., Афанасьева М.В. Формирование стратегии финансового обеспечения повышения деловой активности промышленных предприятий// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 3-1. С. 145-149.
  3. Алексеев А. Н. Анализ технико-экономической структуры отраслей промышленности (на примере машиностроения) // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2012. № 1. С. 40-47.
  4. Алексеев А.Н. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в машиностроении России/В сборнике: Инновационные технологии и экономика в машиностроении Сборник трудов V Международной научно-практической конференции. Томский политехнический университет. 2014. С. 97-101.
  5. Алексеев А.Н. Реструктуризация в отраслях промышленности: кросскультурное исследование// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 9. Том 2. - С. 256-264.
  6. Алексеев А.Н. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития// Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 190-193.
  7. Алексеев А.Н., Алексашина Т.В. Инновационная деятельность: организация системы контроля// Вестник АКСОР. 2015. № 3. С. 117-120.
  8. Алексеев А.Н., Батулкин Д.С. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки// Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 39 - 41.
  9. Козлов В.В. Тенденции и перспективы развития системы управления в энергомашиностроении// Проблемы прогнозирования. 2014. № 3. С. 45.
  10. Мысаченко В.И., Стаурин Г.Н. Стимулирование инновационной активности машиностроительных предприятий//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 2. С. 223-226.
  11. Поздняков К.К., Локтева Т.В. Региональная маркетинговая политика как ключевой фактор развития инвестиционной привлекательности субъекта РФ/В сборнике: Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Матер. IX междунар. научной конф.: в 3 частях. Московский университет им. С. Ю. Витте. 2013. С. 100-105.
  12. Рагулина Ю.В. Отраслевые особенности инвестиционного процесса// Вестник Академии. 2012. № 4. С. 49-54.
  13. Флеров О.В. Мотивация, лояльность и корпоративная культура в условиях безработицы и сокращений в эпоху социально-экономической неопределённости//Политика и общество. 2015. № 7. С. 919-929.
  14. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности// Механизация строительства. 2015. № 3 (849). С. 53-59.

Цитировать

Фомина-Агеева, М.Д. Инновационно-инвестиционные аспекты развития энергетического машиностроения / М.Д. Фомина-Агеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 151-155. — URL: https://novainfo.ru/article/5415 (дата обращения: 30.11.2022).

Поделиться