Основные принципы психолого-педагогической коррекции

NovaInfo 44, с.293-297
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 62
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье дано определение понятию «психолого-педагогическая коррекция», выделены основные принципы психокоррекционной работы, рассмотрены направления, формы и методы коррекционной работы а также критерии эффективности коррекционных мероприятий.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, ПРИНЦИПЫ

Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми целями и задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей.

Д.Б. Эльконин говорил: «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны рекламации – нельзя возвратить юношу в школу для доделки, доразвития. Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности».

Существуют различные трактовки понятия психологическая коррекция, но большинство ученых склоняются к данному: «Психологическая коррекция — это психологическое воздействие на структуру психической деятельности с целью исправления или ослабления дефектов в развитии». По данному нами определению психологической коррекции можно понять, что главной задачей коррекционно-педагогической деятельности является преодоление, исправление определенного недостатка который присущ ребенку а также успешная адаптация данного ребенка в социум. [3,с.144]

В современном обществе основные принципы психокоррекционной работы, строятся на изученных в отечественной психологии положениях о том, что личность – это - полная психологическая структура, которая сформирована в ходе человеческой жизни, на основе ассимиляции им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Данных принципов 6,ознакомимся с ними лучше:

Принцип первый - единство исправления и развития. Это означает, что решение о потребности коррекционной работы принято только на основе психологического и педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй – возрастное единство в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его развития возраста.

Принцип третий - единство диагностики и коррекции развития. Проблемы исправительной работы могут быть поняты и помещены только на основе всей диагностики и оценки следующего вероятностного прогноза развития, которое является определенным происхождением зоны следующего развития ребенка. Исправление и развитие взаимосвязаны.

Принцип четвертый - принцип деятельностного внедрения коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения цели. Этот принцип признает, что энергичная деятельность ребенка - движущая сила развития, принимает выполнение психологии и педагогической исправительной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослым.

Принцип пятый - подход в исправительной работе каждому ребенку относительно его одаренности. Этот принцип означает, что дети, с которыми выполнена психоисправительная работа, не должны быть восприняты как дети "второго" класса. Они требуют не снисходительность, не жалеют, не уменьшаются в общем уровне обучения и исправлении развития к оптимальной норме.

Принцип шестой - исправление "сверху вниз" (Л.С. Выгоцкого). В центре внимания учителя - психолога - "завтрешнее развитие" ребенка и основным содержанием исправительной деятельности является создание "зоны следующего развития учеников", если цель исправления "снизу" является осуществлением и фиксацией уже достигнутым ребенком, то исправление принципом "сверху вниз" имеет продвигающийся характер и базируется как психологическая и педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологического нового роста. [1,с.324]

В психокоррекционном процессе существуют следующие направления работы:

Данные направления ученые рассматривают виде следующих тактических шагов:

  1. улучшение достижений сенсомоторного развития;
  2. исправление отдельных сторон умственной деятельности;
  3. развитие главных мыслительных процессов;
  4. развитие различных типов взглядов;
  5. исправление нарушений в развитии эмоциональной и личной сферы;
  6. разработка речи, справляясь с оборудованием речи;
  7. расширение идей мира вокруг и обогащения словаря;
  8. исправление отдельных промежутков в знании.

Рассматривая психокоррекциооный процесс, не стоит забывать и о методах данной деятельности, которые играют очень важную роль. Их разделяют на группы:

Экспериментальные методы.

  1. естественный - наиболее продуктивный и распространенный эксперимент в детской психологии. Используется при исследовании всех психических процессов и свойств личности дошкольника и школьника.
  2. формирующий эксперимент приводит к возникновению у ребенка новых психических качеств или к изменению ранее существовавших.

Беседа и другие методы опроса. Никогда не применяется к изучению ребенка только один какой-либо метод. Опрос методов, которые дают шанс установить, как ребенок понимает это или ту ситуацию, что он думает о ней, как он рассматривает определенные события, окружающих людей, и т.д. часто используется. Среди такого - разговор. Он может быть выполнен в индивидуальной либо групповой форме.

Изучение продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности детей дает ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношения к окружающей среде, на особенностях его восприятия и других сторонах менталитета. Детские рисунки, в которых существенных информативных процессах, творческих способностях ребенка его личность в целом изучены, особенно продуктивно используются. [4,с.123]

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции выделяют такие ее формы:

как симптоматическая и каузальная (Д.Б.Эльконин).

Также в коррекционной деятельности выделяют критерии эффективности проведенных мероприятий:

  1. выраженная информативная деятельность ребенка;
  2. участие в жизни класса;
  3. интерес родителей в специальной литературе;
  4. способность ребенка применить соответствующие способы психологической защиты;
  5. адекватный уровень притязаний (адекватная реакция ребенка на неуспех или похвалу, быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность) [2,с.64]

Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическая коррекция – это устранение какого-либо дефекта у ребенка, реабилитация данного ребенка и успешная адаптация его в социуме. Также, психокоррекционную работу применяют в ситуациях преодоления различного рода затруднений, которая обеспечивает, в конечном итоге полноценное функционирование индивида.

Читайте также

Список литературы

  1. Колесникова Г.И. Основы психокоррекции - Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
  2. Кочунос Р. Основы психокоррекционной деятельности. - СПБ.: Питер, 2007.
  3. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий - Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
  4. Янг П. Психокоррекционная деятельность в школе/ Пер. с англ. - М.: Москва, 2003

Цитировать

Железняк, С.В. Основные принципы психолого-педагогической коррекции / С.В. Железняк. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 293-297. — URL: https://novainfo.ru/article/5441 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться