Одаренность как предмет психолого-педагогического анализа

NovaInfo 44, с.302-305, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Критерием одаренности выступает успешность выполнения определенного вида деятельности по сравнению с другими людьми. Важную роль в переходе детской одаренности в одаренность взрослого человека играет мотив, который становится определяющим в выборе будущей профессии.

Ключевые слова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, СПОСОБНОСТИ, ОДАРЕННОСТЬ, МОТИВ

Текст научной работы

Выявление детской одаренности, ее развитие и переход в одаренность взрослого человека имеет огромное значение для современного российского общества, которое нуждается в профессиональных кадрах, способных достичь высоких результатов в профессиональной деятельности. К сожалению, одаренный ребенок не всегда становится одаренным взрослым, так как для перехода детской одаренности в одаренность взрослого недостаточно комплекса природных способностей или социально значимых качеств. Развитие одаренности детей — долгий, кропотливый процесс, требующий усилий, как самого ребенка, так и его взрослого окружения.

Понятие «одаренность» было введено в научный оборот в середине XIX века английским психологом Ф. Гальтоном, доказывающим естественное происхождение способностей людей. В рабочей концепции одаренности, разработанной коллективом авторов, одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1,с. 61].

Высокие параметры эмоционального и социального развития получили в психологии название эмоциональный и социальный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя следующие типы способностей:

  1. Умение идентифицировать и выражать свои эмоции.
  2. Умение регулировать свои эмоции.
  3. Способность использовать информацию для управления своим поведением и интеллектом.

Социальный интеллект предполагает умение понимать других людей и поступать мудро в отношении других» [2, с. 187].

Таким образом, несмотря на различие взглядов в понимании одаренности среди ученых, можно сделать следующие выводы:

  1. Одаренность не сводится к проявлению какой-либо единичной способности или комплексу способностей, а представляет собой целостное образование, зависящее от общего развития личности.
  2. Одаренность — результат взаимодействия природных и социокультурных факторов.
  3. Критерием одаренности является успешность выполнения одного или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
  4. Одаренность — системное качество, развивающееся на протяжении всей жизни человека.

Ученые Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Л.И. Уманский и др. сосредоточили внимание на развитии общих и специальных способностей ребенка. Выводы российских ученых сыграли значительную роль в разработке дидактических принципов, учебных программ, факультативов для обучения и развития одаренных детей [1, с. 62—63].

Вместе с тем проблема одаренности взрослого человека не часто становилась предметом исследованиях ученых. Как правило, одаренность взрослых людей рассматривалась как продолжение детской одаренности. Ученые А. Швед и Р. Стенберг считают, что одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства. В связи с этим, одаренность предстает как постепенно развивающееся качество в специально созданных для этого условиях [2, с. 183].

Однако детская одаренность далеко не всегда переходит в одаренность взрослого человека. Это связано с тем, что дети в силу возрастных особенностей проявляют одаренность ко многим видам деятельности. В дальнейшем под влиянием различного рода факторов может произойти спад одаренности. И, напротив, дети, будучи обычными детьми в детстве, становятся одаренными взрослыми. Ученый М.А. Холодная называет данное явление эффектом инверсии развития одаренности вследствие, которой происходит изменение одного состояния на прямо противоположное. Вместе с тем М.А. Холодная считает, что в основе одаренности ребенка и взрослого лежат разные психические ресурсы [3, с. 69—70].

Одаренность ребенка носит бессознательный характер, находится в потенциальном состоянии, проявляясь в отношении различных видов деятельности. Выбор деятельности ребенком чаще всего не имеет рациональных мотивов, основан на ситуативном интересе к тому или иному виду деятельности. Одаренность взрослого человека — целенаправленна. Взрослый человек осознанно мотивирует себя на определенный вид деятельности, которая может обрести форму профессиональной. Особую социальную значимость приобретает одаренность взрослого человека в случаях ее реализации в профессиональной деятельности. В противном случае детская одаренность не переходит в одаренность взрослого человека или проявляет себя на уровне способностей. Решающую роль в переходе от детской одаренности в одаренность взрослого человека играет мотив к занятию определенным видом деятельности, что повышает вероятность выбора ребенком будущей профессии.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

  1. Детская одаренность носит потенциальный характер и не всегда переходит в одаренность взрослого.
  2. Детская одаренность может проявлять себя в отношении нескольких видов деятельности.
  3. Важную роль в переходе детской одаренности в одаренность взрослого человека играет мотив.
  4. Мотивация к занятию определенным видом деятельности становится определяющей в выборе будущей профессии.

Читайте также

Список литературы

  1. Емельянова И.Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 3. — С. 62—68 .
  2. Савенков А.И., Карпова С.И. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 5. — С. 180—187.
  3. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии и развития // Психологический журнал. — 2011. — № 5. — С. 69—78.
  4. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Одаренность как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2011. — № 2. — С. 5—17.

Цитировать

Железняк, С.В. Одаренность как предмет психолого-педагогического анализа / С.В. Железняк. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 302-305. — URL: https://novainfo.ru/article/5489 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться