Выявление детской одаренности, ее развитие и переход в одаренность взрослого человека имеет огромное значение для современного российского общества, которое нуждается в профессиональных кадрах, способных достичь высоких результатов в профессиональной деятельности. К сожалению, одаренный ребенок не всегда становится одаренным взрослым, так как для перехода детской одаренности в одаренность взрослого недостаточно комплекса природных способностей или социально значимых качеств. Развитие одаренности детей — долгий, кропотливый процесс, требующий усилий, как самого ребенка, так и его взрослого окружения.
Понятие «одаренность» было введено в научный оборот в середине XIX века английским психологом Ф. Гальтоном, доказывающим естественное происхождение способностей людей. В рабочей концепции одаренности, разработанной коллективом авторов, одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1,с. 61].
Высокие параметры эмоционального и социального развития получили в психологии название эмоциональный и социальный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя следующие типы способностей:
- Умение идентифицировать и выражать свои эмоции.
- Умение регулировать свои эмоции.
- Способность использовать информацию для управления своим поведением и интеллектом.
Социальный интеллект предполагает умение понимать других людей и поступать мудро в отношении других» [2, с. 187].
Таким образом, несмотря на различие взглядов в понимании одаренности среди ученых, можно сделать следующие выводы:
- Одаренность не сводится к проявлению какой-либо единичной способности или комплексу способностей, а представляет собой целостное образование, зависящее от общего развития личности.
- Одаренность — результат взаимодействия природных и социокультурных факторов.
- Критерием одаренности является успешность выполнения одного или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
- Одаренность — системное качество, развивающееся на протяжении всей жизни человека.
Ученые Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Л.И. Уманский и др. сосредоточили внимание на развитии общих и специальных способностей ребенка. Выводы российских ученых сыграли значительную роль в разработке дидактических принципов, учебных программ, факультативов для обучения и развития одаренных детей [1, с. 62—63].
Вместе с тем проблема одаренности взрослого человека не часто становилась предметом исследованиях ученых. Как правило, одаренность взрослых людей рассматривалась как продолжение детской одаренности. Ученые А. Швед и Р. Стенберг считают, что одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства. В связи с этим, одаренность предстает как постепенно развивающееся качество в специально созданных для этого условиях [2, с. 183].
Однако детская одаренность далеко не всегда переходит в одаренность взрослого человека. Это связано с тем, что дети в силу возрастных особенностей проявляют одаренность ко многим видам деятельности. В дальнейшем под влиянием различного рода факторов может произойти спад одаренности. И, напротив, дети, будучи обычными детьми в детстве, становятся одаренными взрослыми. Ученый М.А. Холодная называет данное явление эффектом инверсии развития одаренности вследствие, которой происходит изменение одного состояния на прямо противоположное. Вместе с тем М.А. Холодная считает, что в основе одаренности ребенка и взрослого лежат разные психические ресурсы [3, с. 69—70].
Одаренность ребенка носит бессознательный характер, находится в потенциальном состоянии, проявляясь в отношении различных видов деятельности. Выбор деятельности ребенком чаще всего не имеет рациональных мотивов, основан на ситуативном интересе к тому или иному виду деятельности. Одаренность взрослого человека — целенаправленна. Взрослый человек осознанно мотивирует себя на определенный вид деятельности, которая может обрести форму профессиональной. Особую социальную значимость приобретает одаренность взрослого человека в случаях ее реализации в профессиональной деятельности. В противном случае детская одаренность не переходит в одаренность взрослого человека или проявляет себя на уровне способностей. Решающую роль в переходе от детской одаренности в одаренность взрослого человека играет мотив к занятию определенным видом деятельности, что повышает вероятность выбора ребенком будущей профессии.
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
- Детская одаренность носит потенциальный характер и не всегда переходит в одаренность взрослого.
- Детская одаренность может проявлять себя в отношении нескольких видов деятельности.
- Важную роль в переходе детской одаренности в одаренность взрослого человека играет мотив.
- Мотивация к занятию определенным видом деятельности становится определяющей в выборе будущей профессии.