Страхование ОСАГО и его эффективность в управленческой деятельности

NovaInfo 44, с.104-113, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Изучены проблемы и актуальность страхования ОСАГО. Изучены документы для оформления полиса ОСАГО. Проведен анализ наличия транспортных средств. Произвден расчет стоимости полиса ОСАГО для транспотрных средств исследуемого предприятия. Произведен расчет размера страховой премии при ДТП.

Ключевые слова

СТРАХОВАНИЕ ТРАНСПОРТА, СТРАХОВЫЕ РИСКИ, СТРАХОВОЙ УЩЕРБ, ПОЛИС ОСАГО, СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА

Текст научной работы

Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в начале ХХ века, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме, которая во многих европейских государствах была введена еще до Второй мировой войны. Это обусловлено стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. С другой стороны, обязательная форма проведения страховых операций, приводя практически к полному охвату страхованием имеющегося в той или иной стране парка автотранспортных средств (как правило, незастрахованными оказываются от 1 до 6% средств транспорта), обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий.

Масштабы ущерба, который приносит сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия, колоссальны. Только в 2014 году число погибших на дорогах России составило более 50 тысяч человек, а раненых — примерно 347 тысяч человек. Около 3,5% потерпевших — дети. Сумму ущерба, причиняемого имуществу, из-за отсутствия единой статистики точно определить невозможно. Но по экспертным оценкам, основанным на многолетних наблюдениях, сумма подлежащего возмещению имущественного вреда достигает 8 млрд. рублей в год. Исходя из того, страхование ОСАГО является актуальным, важным процессом в повседневной жизни общества.

На рисунке ниже подробно изложены, какие документы необходимо предоставлять для оформления полиса ОСАГО.

Совокупность документов для оформления полиса ОСАГО для юридических и физических лиц
Рисунок 1. Совокупность документов для оформления полиса ОСАГО для юридических и физических лиц

Целью выполнения исследования является применение метода страхования ОСАГО и его эффективность на предприятии ООО «Агро», Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Объектом исследования являются транспортные средства ООО «Агро».

Предметом исследования является применение метода страхования ОСАГО в ООО «Агро».

Для исследуемого предприятия в качестве одного из метода страхования имущества предложено страхование транспортных средств по полису ОСАГО.

Видами деятельности ООО «Агро» являются:

  • производство, переработка и реализация продукции растениеводства;
  • автотранспортные услуги;
  • торгово-розничная и посредническая деятельность и т. д.

Приступая к анализу, следует отметить, что величина чистого оборотного капитала ООО «Агро» на конец 2014 г. составила 11 665 тыс. руб., что говорит о том, что предприятие имеет чистый оборотный капитал для поддержания своей деятельности, и на отчетную дату положение предприятия можно назвать достаточно стабильным. Однако все же необходимо более подробно изучить структуру имущества ООО «Агро».

Рассмотрим какими основными средствами располагает ООО «Агро», а именно изучим состав хозяйственной техники в организации.

Таблица 1. Состав хозяйственный техники в ООО «Агро»*

Наименование

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Тракторы всех марок

13

10

10

Тракторы, на которых смонтированы машины

1

2

2

Сенокосилки тракторные

1

1

1

Комбайны

1

2

2

Жатки рядковые и валковые

3

3

3

Доильные установки и агрегаты

2

2

2

Грабли тракторные

1

1

2

Пресс-подборщики

2

2

2

Автомобили грузоперевозящие

2

2

2

Транспортеры для уборки навоза

5

5

3

*составлено автором

По данным таблицы 1 мы видим, что на протяжении всего периода количество хозяйственной техники остается без изменений. В большинстве преобладают тракторы и транспортеры для уборки навоза.

В ООО «Агро» среднесуточное число автомобилей составляет 22 машины:

ДТ — 75 (специализированная) — 4

МТЗ -82 (специализированная) — 10

ЗИЛ — ММЗ — 555 — 2 шт. (самосвал);

ЗИЛ — 130 — 2 шт. (бортовой).

Крупная спецтехника отличается высокой стоимостью, поэтому ее утрата чревата серьезными финансовыми потерями. Особенно печально, когда вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий уничтожается или повреждается сразу несколько единиц спецтехники.

В таком случае без получения страховки, компании, понесшей такие убытки, практически невозможно преодолеть сложившуюся ситуацию.

Для колесных тракторов, автокранов, экскаваторов и прочей техники, которая может передвигаться со скоростью более 20 км/ч по дорогам общего назначения, необходим полис ОСАГО. В остальных случаях он не требуется.

Предложим оформить полис ОСАГО в группе компаний «АльфаСтрахование». Группа «АльфаСтрахование» имеет репутацию надежной и устойчивой компании. Сегодня по своим обязательствам Группа отвечает собственными средствами нескольких компаний с консолидированным уставным капиталом в размере более 8,5 млрд. рублей.

Правила страхования ОСАГО в ОАО «АльфаСтрахование»: стоимость нового полиса ОСАГО определяется путем умножения базовой ставки на индивидуальные коэффициенты в соответствии с Указанием Банка РФ № 3384-У от 19 сентября 2014 года «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Данным документом ЦБ РФ установил так называемый тарифный коридор — минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа ОСАГО в рублях.

20 марта 2015 года были внесены следующие изменения в Указание ЦБ № 3384-У:

  • с 01.04.2015 в 22 регионах Российской Федерации значения коэффициента территории преимущественного использования автомобиля повысились;
  • с 12.04.2015 изменились минимальные и максимальные значения базовых ставок страхового тарифа ОСАГО для всех категорий ТС.

К индивидуальным коэффициентам относятся мощность двигателя автомобиля, возраст и стаж водителя, период пользования ТС и другие.

Размер страховой премии в «АльфаСтрахование» зависит от цены строительных машин, степени их износа, типа, назначения и года выпуска и может варьироваться от 0,3 до 1,5% от нынешней стоимости. На размер премии влияют следующие факторы:

  • отрасль эксплуатации техники;
  • программа, с использованием которой вы решили застраховать свою технику;
  • группа техники;
  • наличие и размер франшизы;
  • территория страхования.

Для техники, возраст которой составляет 8 лет и менее, страховые выплаты, как правило, осуществляются в полном объеме. В остальных случаях размер компенсации может значительно варьироваться. Влияет на размер выплат при возникновении страхового случая и наличие франшизы.

Страхование спецтехники дает право на налоговые льготы. Согласно ч.2, гл.25, ст.263 НК РФ, стоимость таких полисов страхования включается в состав прочих расходов компании и вычитается из суммы доходов, а затраты на оплату страховой премии включаются в калькуляцию себестоимости.

Обычная полная формула для расчета стоимости полиса выглядит так:

П = ТБ ⋅ КТ ⋅ КБМ ⋅ КВС ⋅ КО ⋅ КМ ⋅ КС ⋅ КН ⋅ КП,

где ТБ — Базовый тариф; КТ — Территориальный коэффициент; КВС — Коэффициент возраст-стаж; КО — Ограничивающий коэффициент; КМ — Коэффициент мощности двигателя; КС — Коэффициент сезонности; КН — Коэффициент нарушений; КП — Коэффициент срока страхования.

На схеме ниже изображена схема выбора значения коэффициента территории в зависимости от категории страхователя.

Расчет тарифных ставок по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств производится в соответствии с базовыми ставками и коэффициентами (см. Приложение 1), установленными постановлением Правительства РФ № 264 от 07.05.03 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Рассчитаем стоимость полиса ОСАГО для трактора МТЗ-82 и грузового автомобиля ЗИЛ — ММЗ-555.

Таблица 2. Данные для расчета полиса ОСАГО

Показатель

МТЗ-82

ЗИЛ-ММЗ-555

Владелец транспортного средства

Юридическое лицо

(ООО «Агро»)

Юридическое лицо

Тип страхования

Страхование спец.техники

Страхование спец.техники

Мощность двигателя

80 л.с.

148 л.с.

Регион

Абзелиловский р-он, с. Аскарово

Абзелиловский р-он, с. Аскарово

Период использования транспортного средства

1 год

1 год

Наличие прицепа

1,0

1,0

По допуску к управлению

1,8

1,8

Базовый тариф

1579 руб.

3509 руб.

Территориальный коэффициент

0,75

0,75

Стоимость полиса ОСАГО

568,44 руб.

6316,2 руб.

Приобретая полис ОСАГО руководство ООО «Агро» защищает имущество и здоровье людей, пострадавших в аварии. Страхование ОСАГО избавляет от крупных денежных расходов, связанных с компенсацией ущерба пострадавшим, одновременно гарантируя последним полное или частичное возмещение ущерба.

ООО «Агро» приобретает полис ОСАГО во второй раз. Страхователю 27 лет, водительский стаж — 4 года. В качестве допущенных к управлению автомобилем ЗИЛ-ММЗ-555 руководство ООО «Агро» указало двух лиц:

  • возраст первого — 25 лет, водительский стаж — 2,5 года;
  • второго — соответственно 20 лет и 0,5 года.

Предположим, что в течение 1 года страхования было совершено ДТП, в результате которого страховщик выплатил потерпевшему возмещение. У лиц, допущенных к управлению, страховых случаев не было. Факт наступления страхового случая зафиксировал аварийный комиссар и определил убыток в размере 9400 руб.

Мощность автомобиля равна 148 л.с. Рассчитаем размер страховой премии.

1. Подберем соответствующие коэффициенты для расчета страховой премии:

Базовый тариф = 3509 руб. (постановление Правительства «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»)

Коэффициент территориальный = 0,75 (РБ, Абзелиловский район, с. Аскарово).

Коэффициент бонус-малус = 1,55 (класс водителя по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев)

Коэффициент возраст-стаж = 1,8 (постановление РФ «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Коэффициент допущенных к вождению = 1(постановление РФ «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Коэффициент мощности = 1,4(постановление РФ «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Коэффициент использования = 0,95(постановление РФ «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Коэффициент нарушений = 1(постановление РФ «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

2. Рассчитаем страховую премию = ТБ ⋅ Кт ⋅ Кбм ⋅ Квс ⋅ Ко ⋅ Км ⋅ Ки ⋅ Кн = 3509 ⋅ 0,75 ⋅ 1,55 ⋅ 1,8 ⋅ 1 ⋅ 1,4 ⋅ 0,95 ⋅ 1 = 6975,45 руб.

3. Сделаем проверку на максимально возможную величину страховой премии

СП < 3ТБ ⋅ Кт = 3 ⋅ 3509 ⋅ 1,4 = 14737,8 руб.

4. Следовательно, страховщику причитается 14737,8 руб.

Самое главное, что нужно знать руководству ООО «Агро» по поводу полиса ОСАГО — это то, что он регулирует возмещение убытков и ущерба, которые, причинили третьим лицам — транспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, в нем находившихся. Застраховав свою гражданскую ответственность, в случае виновности ООО «Агро» избавляется от забот по возмещению нанесенного ущерба. Убытки должна компенсировать страховая компания «АльфаСтрахование».

Рассмотрим как изменится стоимость автотранспортного имущества в ООО «Агро».

Стоимость автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555 на начало года составляет: 145000 рублей.

Сумма страховых премий составляет: 6975,45 рублей.

Сумма страховых выплат напрямую зависит от того, на какую сумму аварийный комиссар определил и зафиксировал убыток. В нашем примере убыток составил: 9400 руб.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года с учетом страхования автомобилей, определяется по формуле:

ИС к.г. = (И н.г. – СП — У) + СВ,

где ИС к.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия с учетом страхования автомобилей на конец года; И н.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года; СП — Сумма страховых премий; У — Убыток в результате наступления страхового случая; СВ — Страховые выплаты.

ИС к.г. = (145000 — 6975,45 — 9400) + 9400 = 138024,55 тыс. рублей.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года без учета страхования автомобилей, определяется по формуле:

ИБ к.г. = И н.г. – У,

где ИБ к.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года без учета страхования автомобилей; И н.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года; У — Убыток в результате наступления страхового случая.

ИБ к.г. = 145000 — 9400 = 135600 рублей.

Сведем все расчеты в таблицу 3.

Таблица 3. Стоимость автотранспортного имущества предприятия со страхованием и без страхования

Без страхования

Со страхованием

Стоимость автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555 на начало года = 145 000 руб.

Стоимость автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555 на начало года = 145 000 руб.

Сумма страховых премий = 0 руб.

Сумма страховых премий = 6975,45 руб.

Убыток = 9400 руб.

Убыток = 9400 руб.

Страховые выплаты = 0 рублей.

Страховые выплаты (максимальная) = 14 737 рублей.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года = 135 600 рублей.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года = 138024,55

Исходя из таблицы 3, видно, что без страхования стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года составляла бы 135 600 рублей, а если предприятие застраховало автотранспорт по договору ОСАГО стоимость автотранспортного имущества на конец года составила 138 024 рублей.

  • Преимущества страхования по полису ОСАГО;
  • низкая стоимость;
  • доступно для автовладельцев любой категории транспортных средств и разных территорий;
  • фиксированные тарифные ставки;
  • возмещение ущерба за виновника ДТП;
  • возможность заключить дополнительное страхование здоровья и жизни пассажиров и владельца авто.

В современной системе хозяйствования особую роль играет эффективное использование механизмов страховой защиты. Сельское хозяйство в России является одной из наиболее рискованных отраслей экономики, так как природно-климатические условия суровы и непредсказуемы, и уровень рисков потерь в АПК очень высок.

В сельском хозяйстве немалую роль играет страхование спецтехники и основных фондов. Рост спроса на страхование спецтехники и основных фондов неразрывно связан с ростом лизингового и банковского кредитования. Закон обязывает страховать технику в случае, если она покупается в лизинг или берется в кредит.

Страхование спецтехники является довольно распространенным, поскольку ответственные руководители желают максимально снизить риски, связанные с эксплуатацией своей спецтехники. Некоторые компании страхуют целый автопарк, что значительно дешевле, особенно если такая компания не только эксплуатирует строительную технику самостоятельно, но и предоставляет ее в аренду. Многие выбирают лишь частичное страхование спецтехники, например, только на период ее транспортировки или от умышленных действий третьих лиц. Хотя совершенно очевидно, что самой надежной защитой является полное страхование строительной техники на весь период ее эксплуатации.

Независимо от того, какой страховой полис будет выбран, его наличие само по себе способно снять давящее чувство большой ответственности с людей, отвечающих за его сохранность.

Читайте также

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации : от 30 дек. 2001 г. № 197–ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г. :одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г. : (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1: ред. от 28.11.2015 // СПС «Консультант Плюс».
  3. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств [Электронный ресурс] : федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ: ред. от 28.11.2015 // СПС «Консультант Плюс».
  4. Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств [Электронный ресурс] : постановление правительства РФ от 07.05.2003 N 263 : ред. от 26.08.2013 // СПС «Консультант Плюс».
  5. Ахвледиани Ю. Т. Стратегические направления развития российского страхового рынка [Текст] // Страховое Дело №12 – 2015.
  6. Вавилова И. А. Об изменениях в законодательстве об ОСАГО [Текст] // Страховое Дело №10-11– 2014.
  7. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров). Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, 2012. – 685 с. ISBN 978-3- 659-98173-9
  8. Ефимов, О.Н. Категории страхования Страховой рынок Российской Федерации в условиях вступле¬ния в ВТО: состояние и перспективы развития: материалы Между¬народной научно-практической конференции (5-7 июня 2012 г., г. Нижний Новгород) / гл. ред. Минеев В.И., отв. ред. Домнина O.JL, Злобин Е.В.; ВГАВТ, РОСГОССТРАХ. - Нижний Новгород, 2012. - 653 с.: ил. ISBN 978-5-905953-01-9
  9. Ефимов, О.Н. Совершенствование системы агрострахования. Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан. –
  10. Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. — 528 с.
  11. Ефимов, О.Н. Нищета страхования. Страховые интересы современного общества и их обеспечение» : Сборник материалов XIV Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2013. - Т. 2. - 364 с. : ил. ISBN 978-5-292-04177-1 (т. 2)
  12. Ефимов, О.Н., Томилова Н.А.Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности (перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере страхования с краткими комментариями) Уфа: РИО Уфимского филиала Финуниверситета, 2012, 40 стр.
  13. р. IV, "Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Учебно-практический комментарий" (постатейный) (под ред. А.П. Сергеева) "Проспект", 2010
  14. Платонова Э. Л. Тенденции развития страхового рынка России [Текст] // Страховое Дело №11 – 2015.
  15. Русецкий Н.Г. Сухарева Ю. А. Автотранспортное страхование КАСКО в России: реалии, проблемы, перспективы развития [Текст] // Страховое Дело №2 – 2016.

Цитировать

Галяутдинова, А.А. Страхование ОСАГО и его эффективность в управленческой деятельности / А.А. Галяутдинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 104-113. — URL: https://novainfo.ru/article/5469 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться