I. Возможность применения материала загадок в кроссвордах, безусловно, является одним из интересных приёмов развивающего обучения в школе. Мы об этом уже писали в [6-10].
Эта статья посвящена анализу формальной структуры и смыслового наполнения занимательных кроссвордных заданий.
Одной из наших задач было показать, как материал таких заданий можно использовать в системе филологического образования (на уроках русского языка и на факультативных занятиях в начальной и средней школе; в студенческой аудитории на филологическом факультете педагогического вуза).
Чешский педагог-гуманист, писатель и общественный деятель Я.А. Коменского (1592—1670) рассматривал игру как необходимую для ребенка форму деятельности.
Он призывал к активной игровой деятельности взрослых: «Пусть дети будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно» [3, с. 94].
Объект нашего исследования будет языковая игра, неизменно вызывающая интерес у лингвистов.
«В основе <…> понимания языковой игры, — указывает Т.А. Гридина, — лежит представление о ней как о процессе направленного ассоциативного воздействия на адресата, достигаемого при помощи различных лингвистических механизмов» [2, с. 78].
Совершенно справедливо называет языковую игру В.И. Шаховский «не злокачественным нарушением языковых и речевых норм», а «результатом их оригинального, нестандартного варьирования на базе креативной компетенции коммуникантов в определенном эмотивном дискурсе» [13, с. 367].
Общеизвестно, что языковая игра в народных шутках, эпиграммах и, конечно, в каламбурах часто строится на сопоставлении значений омонимичных слов, когда удачное совмещение созвучных слов вызывает живой неподдельный интерес.
Мы согласны и с мнением современного языковеда В.З. Санникова, считающего, что одной из функций языковой игры является «обучающая» [5, с. 26-27].
Поэтому мы предлагаем использовать в развитии творческой индивидуальности учащихся в системе филологического образования языковой материал занимательных, юмористических кроссвордов как одной из популярных форм интеллектуальной игры.
II. Проведенное нами исследование юмористических кроссвордных заданий из журнала «Крокодил» и из газеты «Комсомольская правда» показало, что в структуре таких кроссвордов активно применяется омонимичная лексика, в значительном количестве зафиксированная в современном русском языке.
Выявленный нами языковой материал можно использовать в развитии творческой индивидуальности учащихся в системе филологического образования, в частности, на занятиях по «Лексике» при изучении омонимии (или смежных с ней явлений) с разными целями:
- собственно лингвистическими;
- экстралингвистическими.
Опишем подробнее обе эти цели.
III. Кроссвордные загадки, включающие слова-омонимы, способствуют решению нескольких собственно лингвистических задач.
1. Материал в загадках, включающих в свой состав омонимичные слова, позволяет показать принадлежность омонимов к разным стилям речи.
Так, в аудитории можно проанализировать следующую загадку:
- Мучной продукт, ставший соленым междометием (Блин) (О. Заочная, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1998. № 10, с. 12).
В ней сопоставлены два омонимичных слова: блин 1 ‘тонкая лепешка из кислого жидкого теста, испеченная на сковороде, на жару’ [4] и блин 2 — эвфемизм [1].
Здесь намеренно соединены слова-омонимы, обладающие неоднозначной экспрессивной окраской. Принадлежа к разным сферам употребления, они обычно не сталкиваются в повседневной реальной речи, поэтому их функционирование, как правило, и не вызывает особых затруднений у говорящих.
2. На занятии при изучении омонимии (или смежных с ней явлений) можно показать, как в контексте загадки уточняется смысловая структура омонимичных слов. Так, можно дать для анализа следующую загадку:
- Балка, но не строительная, а природная (Овраг) (О. Васильев, загадка в кроссворде. «Комсомольская правда». 15 января 2000).
Ученикам предлагается сопоставить омонимичные лексемы: балка 1 ‘часть сооружения, машины, станка — опорный брус’ [4] и балка 2 ‘лощина, ложбина, овраг, иногда большой протяженности’ [Там же].
В ходе выполнения задания учителю необходимо акцентировать внимание учащихся на то, что смысловая структура указанных слов-омонимов показана в загадке через обычную синтаксическую сочетаемость либо с прилагательным строительная, либо с прилагательным природная.
3. Можно также проанализировать сразу два кроссвордных вопроса, где аналогично сопоставлены два слова-омонима: стан 1 и стан 3 (из трех имеющихся в современном русском языке созвучных слов: стан 1 ‘туловище человека’ [Там же]; стан 2 ‘лагерь, место стоянки’ [Там же] и стан 3 ‘большая машина или система машин для изготовления крупных металлических изделий’ [Там же]). Ср. примеры, где особенно наглядно иллюстрируется синтаксическая сочетаемость:
- У красавицы — тонкий; в металлургии — прокатный (Стан) (М. Калитин, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 3, с. 12);
- Девичий, бывающий также прокатным (Стан) (Н. Зязякина, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1999. № 6, с. 12).
4. На языковом материале загадок из занимательных кроссвордов, включающих в свой состав омонимию, можно рассмотреть, как строятся словарные толкования (см. об этом подробнее наши предыдущие работы [10-12]), и в частности, показать, что в структуре пояснительного слова толкование дается через:
а) гипероним (от греч. ὑπέρ ‘сверх-, над-’ и ὄνυμα ‘имя’), напр.:
- Заморская птичка (гипероним к киви) – тезка заморского фрукта (Киви) (Н. Зязякина, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1999. № 6, с. 12);
- Горная коза (гипероним к газель), скачущая по восточным двустишиям (Газель) (П. Лосинов, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 10, с. 12);
- Страна (гипероним к Италия), где на лире играют не столько в театре, сколько на бирже (Италия) (В. Аскорутян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 11, с. 12);
- Мучной продукт (гипероним к блин), ставший солёным междометием (Блин) (О. Заочная, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1998. № 10, с. 12);
б) согипоним, ср.:
- Насос (согипоним к помпа), без которого не обходится пышное торжество (Помпа) (В. Аскорутян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 11, с. 12);
в) синоним, напр.:
- Балка (синоним к овраг), но не строительная, а природная (Овраг) (О. Васильев, загадка в кроссворде. «Комсомольская правда». 15 января 2000);
- Чад (синоним к дым), но не африканская страна (Дым) (О. Васильев, загадка в кроссворде. «Комсомольская правда». 25 января 2000);
- Бычок (синоним к окурок), но не морской и даже не сельский (Окурок) (О. Васильев, загадка в кроссворде. «Комсомольская правда». 20 января 2000).
Предлагаемый нами языковой материал также создает возможность понаблюдать, как может появиться толкование, в частности:
г) через контектуальный гипероним:
- Собрат ДДТ (но не муз.) (Дуст) (Г. Мунтян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 4, с. 12).
Как видим, в приведенной загадке из юмористического кроссворда для двух омонимов дуст 1 и дуст 2 дается толкование через контектуальный гипероним: собрат.
IV. Однако правильно подобранные кроссвордные задания и их умелое применение в ходе урока принесут хорошие результаты, так как вызывают интерес к изучаемому предмету и тем стимулируют познавательную деятельность учащихся.
При этом учителю необходимо понимать, что только на использовании кроссвордов не может полностью строиться урок в школе.
На наш взгляд, желательно и полезно использовать приводимый в работе иллюстративный материал в конце урока, так как комический эффект, появляющийся в результате языковой игры, вызывает появление смех, спровоцированный пониманием противоречия между должным и реальным.
Это, в свою очередь, позволит в завершение урока снять излишнее напряжение или усталость у учащихся.
Таким образом, при изучении раздела «Лексика» в системе филологического образования (на уроках русского языка и на факультативных занятиях в начальной и средней школе; в студенческой аудитории на филологическом факультете педагогического вуза) мы рекомендуем использовать описанные нами задания из юмористических кроссвордов, включающих в свою структуру омонимичные слова, способствующие не только развитию творческой индивидуальности учащихся, но и снятию усталости и напряжения.