Особенности ораторского искусства

NovaInfo 44, с.344-349, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье исследованы методики и принципы ораторского искусства. Приведены несколько методик по подготовке к публичному выступлению.

Ключевые слова

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО, ОРАТОР

Текст научной работы

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально связан с устным словом.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире, в связи с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации, резко возрос интерес к риторике. Для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать». Речь – это лучший паспорт человека. Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга [1; 2; 3].

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [4; 5; 6].

Ни для кого не секрет, что успешную карьеру могут построить только те, кто умеет хорошо говорить. Чем лучше вы научитесь формулировать свою мысль, правильно аргументировать и отстаивать свою позицию, тем легче вам будет взаимодействовать с подчиненными, проводить деловые переговоры, и быть на хорошем счету у начальства. Известно, что обучение риторике также благоприятно сказывается на развитии личности учащегося.
Владение словом – ораторское искусство – это не только привилегия известных древних ораторов, но этому можете научиться и вы, приложив усилие.

Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

Обучение ораторскому мастерству требует изучения теоретической части и – далее самое важное – постоянной практики, отработки произношения речей, написания текстов выступления, выполнения упражнений на развитие дикции и жестикуляции. Поначалу выполнение таких заданий необходимо делать под руководством профессионального преподавателя.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Не случайно появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления [7].

Такой причиной, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи.

Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет:

Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т. д.

Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно.

Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

Волнуются все. Но одних волнение парализует, других – воодушевляет. Чтобы использовать эмоции, охватывающие вас перед публичным выступлением, себе на пользу, запомните несколько простых принципов [8].

  1. К серьезному выступлению надо готовиться, не стесняясь прочитать написанный текст вслух перед зеркалом или кому-то из своих близких. Можно записать свою «репетицию» на диктофон или на видеокамеру: тогда станет видно и слышно, как вы выглядите, как вы звучите, какое впечатление производите. Предварительная тренировка поможет вам обнаружить «тонкие» места в написанном тексте. Например, вы ссылаетесь на какого-то автора, в письменном тексте стоит его фамилия и инициалы или только фамилия, а в устном выступлении нужно будет произнести имя и отчество целиком. Чтобы не волноваться лишний раз, запишите это имя и отчество на полях. Расшифруйте сокращения, которые вам может понадобиться произнести полностью. Проговорите сложные числительные, чтобы не сделать ошибку в их склонении. Проверьте по словарю сомнительные ударения. Все предусмотреть невозможно. Но подавляющее большинство подводных камней, которые могли помешать вам спокойно вести корабль своего выступления, вы отыщете в процессе такой подготовки.
  2. Заранее решите, будете ли вы читать текст или произносить его наизусть. Совмещение этих двух способов дается не каждому. Желая казаться раскрепощенным и естественным, можно произвести впечатление неподготовленности и сумбура. Только опытный оратор умеет часть текста читать, а часть – произносить «без бумажки», словно импровизируя. Новичка необходимость переключаться – сбивает
  3. Не приносите с собой на кафедру, на сцену, к доске слишком много вспомогательных материалов – конспектов, шпаргалок, карточек. Вы можете в них запутаться. Докладчик, судорожно перебирающий бумажки или листающий книгу в поисках нужной цитаты, производит негативное впечатление на аудиторию и сам начинает волноваться.
  4. Не опаздывайте на выступление. Нужно прийти заранее и осмотреть «плацдарм». Если аудитория большая, хорошо бы попробовать, как вас будет слышно в задних рядах, везде ли будет видно то, что вы собираетесь писать на доске или показывать проектором. Не спешите, если вы сидите в дальнем углу аудитории и вас пригласили занять место выступающего. Вы собьете себе дыхание и будете выглядеть более взволнованным, чем вы есть.
  5. Не забывайте о регламенте. Если вам дали десять минут, подготовьте выступление на восемь. Когда человек торопится, он волнуется.
  6. Помните, что ваши недостатки (внешность, голос, дикция, неуверенность и т. п.) не заметны аудитории так сильно, как вам это кажется. Вы потеряли нужную карточку с цитатой – кроме вас, этого никто не знает. Вы не успели, как следует погладить рубашку – плохо, но уже со второго ряда этого не заметно. Такие неприятные моменты не должны вас тревожить: надо научиться забывать о них, сосредоточившись на теме выступления. Если вы знаете, что склонны к навязчивым жестам (например, теребить прядь волос или вертеть в руках очки во время выступления) или не умеете следить за темпом, тембром и скоростью речи, сделайте пометки на полях приготовленного текста: «Очки!» «Громче!» «Медленнее!»
  7. Придумайте несколько реплик-реакций на непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть во время выступления и сбить вас: приход опоздавших, звонки мобильных телефонов (Музыка? Можно я подирижирую?), сбои в работе проектора и т. п.
  8. Выработайте несколько приемов, которые вы будете использовать, если что-то забыли: например, повторить последнюю фразу, переложить что-то на столе, обвести взглядом аудиторию. Помните, вам только кажется, что все сразу замечают вашу неуверенность. Аудитория больше сосредоточена на содержании, которое вы пытаетесь донести, чем на анализе вашего душевного состояния.
  9. Наше тело реагирует на стресс мышечным напряжением. Возможно и обратное: расслабьтесь, обретите ощущение мышечной свободы, и стресс уйдет. Хотя бы выпрямите спину и расправьте плечи – это уже даст положительный результат. Неслучайно говорят, что оратор должен быть абсолютно сосредоточенным внутренне и абсолютно расслабленным, т. е. свободным внешне.
  10. Не бойтесь неудач. Не позволяйте им бросить тень на ваши последующие выступления. Нет такого, даже самого опытного, преподавателя, который не проводил бы «провальных» уроков. Нет такого, даже самого изощренного политика, поддержанного командой спичрайтеров, который был бы одинаково доволен всеми своими речами и дебатами. Нет такого, даже самого талантливого, актера, который мог бы каждый спектакль играть на одинаково высоком уровне. Неудачные выступления неизбежны: вы не успели подготовиться, плохо себя чувствовали, подобралась неудачная аудитория и т. п. Из таких ситуаций нужно извлекать уроки, а не делать неутешительные выводы: «Я не умею говорить публично» [9].

Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но какой различной бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят, молча, но не потом [10].

В заключение отметим, что карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров [11; 12].

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам.// Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 – С.53 – 55.
  2. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. – Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. – С.122 – 124.
  3. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой – залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007. – С.194 –196.
  4. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.
  5. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 – 119.
  6. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 – 98.
  7. Адамов Е. А. Личность лектора. М.: Знание, 1985. – 64 с.
  8. Кривокора Е. И. Деловые коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов. / Е. И. Кривокора. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 189 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
  9. Сидоров, П. И. Деловое общение: учебник / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 383 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
  10. Савкова З. В. Искусство оратора / З. В. Савкова. – М.: 2007. – 139 с.
  11. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 – 62.
  12. Тренинг профессионально-ориентированной риторики, дискуссии и общения [Электронный ресурс]: практикум /[авт.-сост. Ф. А. Игебаева].– Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. – Режим доступа: http://biblio.bsau.ru/metodic/32433.doc

Цитировать

Габидуллин, И.Р. Особенности ораторского искусства / И.Р. Габидуллин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 344-349. — URL: https://novainfo.ru/article/5521 (дата обращения: 23.03.2023).

Поделиться