Пенсионный фонд России - это один из важнейших социальных институтов Российской Федерации. Пенсионная система начала свою деятельность 12 июня 1990 года. В этот день была принята Декларация о государственном суверенитете России, а уже 20 ноября 1990 г. был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». И в статье 1 данного кодекса было отмечено, что основным критерием дифференциации условий норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты», то есть были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. Правом на получение пенсии обладали как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно или временно проживали на территории России.
На первом этапе пенсионный фонд обеспечивался за счет общего фонда заработной платы, но позже это стало невозможным, т.к. в условиях перехода к рыночному укладу экономики увеличились безработица и банкротство. Поэтому потребовалось усовершенствование пенсионной системы. Для этого 22 декабря 1990 года была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов – это новая кредитно-финансовая организация – Пенсионный фонд России. Средства ПФР остались также собственностью Российской Федерации, но формально отделены от федерального бюджета.
Свою работу ПФР начал в кризис неплатежей и для покрытия задолженностей, невыплаченных пенсий за 1991 год, он привлек заемные средства коммерческих банков в размере 6,6 млрд. руб.
После стабилизации ситуации возросла численность пенсионеров за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан.
В 1993 году была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. И уже вначале 1994 года рост пенсий опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера.
В ходе различных реформ в течении 25 лет функции Пенсионного фонда значительно расширились. ПФР осуществляет выплаты различных пособий и льгот, выдачу материнского капитала, реализацию программы государственного софинансирования пенсий и другие социально значимые функции.
В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.
В настоящее время Пенсионный фонд включает 8 Управлений в Федеральных округах РФ, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ. В ПФР работают более 130000 специалистов.
В таблице 1 представлены, взятые с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации.
Таблица 1. Показатели бюджета Пенсионного фонда
показатель |
2011 |
2012 |
||
утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено |
|
доходы ПФР, млрд. руб |
5 137,3 |
5 255,6 |
5 696,8 |
5 890,3 |
расходы ПФР, млрд. руб |
4 822,4 |
4 922,1 |
5 407,3 |
5451,2 |
величина дефицита/профицита бюджета ПФР, млрд. руб |
314,9 |
333,5 |
289,5 |
439,1 |
Продолжение таблицы 1.
2013 |
2014 |
2015 |
|||
утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено |
6 343,3 |
6 388,4 |
6 289,9 |
6 159,1 |
6 995,1 |
6925,3 |
5 948,1 |
6 378,5 |
6 416,4 |
6 190,1 |
7 618,1 |
7528,2 |
254,6 |
9,8 |
126,4 |
-31,1 |
622,9 |
-52,3 |
За последние 5 лет как доходы, так и расходы с каждым годом увеличиваются. Увеличение расходов связано с увеличением средней продолжительности жизни населения, то есть с увеличением численности пенсионеров. Также на данные показатели влияет инфляция. Но начиная с 2014 года, отрицательно изменились исполненные доходы и расходы в сравнение с утвержденными, и вместо ожидаемого профицита бюджет ПФР оказался дефицитным. Скорее всего, это связано с тем, что работодатели стали скрывать реальные заработные платы, тем самым меньше выплачивать страховые взносы.
В 2015 году доходами ПФР стали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прочие доходы. А расходами явились: ежемесячные денежные выплаты ветеранам, ежемесячные денежные выплаты инвалидам, выплата страховой части трудовой пенсии и прочие выплаты.