В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в жизни страны. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.
Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Цель реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.[3]
В рамках реформирования пенсионной системы в Российской Федерации большое значение приобретают негосударственные пенсионные фонды.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.[2]
Таким образом негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.
Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. [1]
Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость НПФ состоит в вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования. Недостаточная степень развитости НПО, незначительная доля негосударственных пенсий в системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы.[3]
Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, - повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере.
Крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2014: «НПФ Газфонд», «НПФ Благосостояние», «НПФ Транснефть», «НПФ Электроэнергетики», «НПФ Нефтегарант», «НПФ Телеком-Союз».
Список негосударственных пенсионных фондов на 1 декабря 2014 года состоит из 140 организаций, имеющих лицензию без ограничения срока действия.[7]
Что касается сокращения численности НПФ за последнее время, то действительно, их количество уменьшилось. С каждым годом мы видим спад НПФ, желающих получить лицензию и невозможность действующих фондов подтвердить свое право существования. Это связано с ежегодным ужесточением правил работы негосударственных фондов. Государство постоянно дорабатывает систему пенсионного обеспечения, вносит поправки и коррективы, а это напрямую затрагивает работу НПФ. Многим небольшим фирмам пришлось объединиться между собой. На сегодняшний день так же проводится очередная процедура отбора – аккредитация НПФ. Ожидается, что еще часть фондов отсеется после этого. Планируется так, что к концу 2015 года останется около 50 самых прочных и ликвидных фондов.