Досуг как социокультурное явление

NovaInfo 44, с.336-340, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 26
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье раскрыто понятие досуг, охарактеризованы составляющие досуга, описаны специфические признаки, рассмотрена структура досуга.

Ключевые слова

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ОТДЫХ, СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ДОСУГ

Текст научной работы

Изучение досуга является достаточно актуальным в связи с тем, что современное общество продуцирует все новые формы организации свободного времени. Современный человек испытывает потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии, развлечении и релаксации, общении, которое выходит за рамки рабочего времени. В силу того, что студенты считаются наиболее активной и восприимчивой к социокультурным инновациям группой, досуг представляется для нее особенно важной сферой. Также жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение.

Задача высших учебных заведений состоит в подготовке будущего специалиста, осознающего свою социальную ответственность, является субъектом личностного и профессионального роста, способного к различным видам творческой деятельности.

Досуг оказывает значительное влияние на процесс социализации молодого поколения, что свидетельствует о возрастающей роли досуга в процессе формирования ценностных ориентаций молодого поколения.

Студент сталкивается с необходимостью выбора форм досуга, который крайне ограничен и иногда не предполагает наличия желаемых для молодежи вариантов. Именно поэтому современные молодые люди время досуга посвящают общению в компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная, не всегда позитивная субкультура.

В этой связи отдельное внимание уделяется повышению уровня организации досуга студентов, обеспечивающего успешную самореализацию, саморазвитие, способствующего формированию ценностных ориентаций и формированию социально-активной личности.

Досуг, – как отмечают А.Д. Жарков и В.М. Чижиков, – это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.[5, с. 6.].

В настоящее время, по словам Т.Г. Киселевой, происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества [4, с. 31].

Досуг рассматривается социологами в основном как составляющая свободного времени.

Свободное время, – пишет И.Ю. Исаева, – это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Кроме того, свободное от учебы время можно разделить на опосредованно учебное время, содержание которого обусловлено необходимостью подготовки к учебе, и досуговое время. Формально в это время человек свободен, но реально он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнять подготовку к учебному процессу. Для определения свободного времени отдельного студента из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает на:

  • производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту обучения;
  • физиологический отдых (ночной сон);
  • оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
  • покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
  • приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

Доля суток, которая остается в распоряжении молодого человека после названных выше вычислений, – продолжает автор, – может быть определена как его досуг, именно этой частью времени студент может распорядиться по своему усмотрению [3, с. 9].

По мнению В.В. Бочелюка и В.И. Бочелюка свободное время начинается там, где заканчивается не только обучение в высших учебных заведениях, но и всякая другая забота о поддержании физического бытия студента. То есть под свободным временем понимают такое время, что не поглощается непосредственно производственным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, для свободной деятельности и развития. В этом смысле свободное время выступает как пространство для человеческого развития [1, с. 5].

Как любая категория, досуг характеризуется специфическими признаками. Л.М. Завацкая выделяет следующие:

  • свободу выбора досуговой деятельности, свободу от обязанностей;
  • добровольное участие в досуговой деятельности;
  • желание получить радость и удовольствие;
  • самодостаточность и самоценность;
  • компенсационность досуга.

Главными признаками досуга студентов, – также отмечает автор, – считают свободу от обязанностей и добровольность участия, получение удовольствия, развлечения и отдых, разнообразие жизни [2, с. 108].

Ю.А. Стрельцов, в свою очередь, к основным характеристикам досуга относит: свободу от обязанностей, возможность выбора и компенсационность [7, с. 6].

К категории досуга следует непременно отнести понятие досуговой деятельности. Обширно характеризует досуговую деятельность И.И. Пядушкина. Она определяет это понятие как специфическую активность людей во время досуга [6, с. 188].

Согласно И.Ю. Исаевой, досуговая деятельность – это осознанная и целенаправленная активная деятельность студента, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредовано свободного от учебы времени [3, с. 184].

В структуре досуга Ю.Д. Красильников выделяет несколько уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

  1. Самый простой уровень досуга – отдых. Он предназначен для урегулирования затраченных сил студента во время учебы и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление, стресс и возобновляет утраченные силы. Активный отдых, напротив воссоздает силы студента с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
  2. Следующий уровень – развлечения. Обычно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха студент восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
  3. Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Этот уровень досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
  4. В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому студенту и каждому человеку не смотря на его возраст. Творчество дает высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. К творчеству относятся:
    • декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество),
    • художественное творчество (занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество));
    • техническое творчество (изобретательство, конструирование, рационализаторство) [2, с. 111].

Таким образом, анализ основных теоретических источников отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод о том, что досуг является пространством раскрытия творческого потенциала студента, реализации возможностей; сфера, где вырабатывается система ценностных ориентаций, происходит формирование личностных качеств. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал студента. Это путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Проведенный анализ интерпретаций досуга позволил сформулировать следующие определения. Свободное время – часть временного бюджета личности, которая освобождена от обязательной работы, настоятельных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности. Досуг – это совокупность различных видов деятельности, которыми студент занимается по собственной воли, очерченных определенным периодом свободного времени и неразрывно связана с развитием человека.

Читайте также

Список литературы

  1. Бочелюк, В.И., Досуговедение :[учебное пособие] / В.И. Бочелюк, В.В. Бочелюк. –Киев :Центр учебной литературы, 2006. – 208 с.
  2. Завацкая, Л.М. Технологии профессиональной деятельности социального педагога :[учебное пособие для ВУЗ] / Л.М. Завацкая. – Киев : Издательский дом «Слово», 2008. – 240 с.
  3. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика :[учебноепособие] / И.Ю. Исаева. –Москва : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
  4. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: [Учебное пособие] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - Москва: МГУК, 1995.
  5. Культурно-досуговая деятельность: [учебник] / Под ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. –Mосква: МГУК, 1998.
  6. Пядушкина, И. И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме :[учебноепособие] / И. И. Пядушкина. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. – 192 19с.
  7. Стрельцов, Ю.А.Культурология досуга :[учебное пособие]. / Ю.А. Стрельцов – Изд. 2-е – Москва : МГУКИ, 2003. – 296 с.

Цитировать

Кияткина, Ю.А. Досуг как социокультурное явление / Ю.А. Кияткина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 336-340. — URL: https://novainfo.ru/article/5570 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться