Инновационные проекты в машиностроении в условиях импортозамещения

NovaInfo 44, с.251-255, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена анализу практического опыта предприятий российского машиностроения по разработке и внедрению инновационных проектов. Автор предпринял попытку исследовать предпосылки и результаты внедрения наиболее значимых нововведений в различных отраслях от оборонного производства до железнодорожного машиностроения в условиях активизации политики импортозамещения.

Ключевые слова

МАШИНОСТРОЕНИЕ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, ИННОВАЦИИ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Текст научной работы

В настоящий момент Российская Федерация переживает сложный момент в своей экономической истории. В условиях финансового кризиса нашей стране были объявлены экономические санкции, в том числе ограничивающие поставки многих типов современного оборудования для различных отраслей производства.[13] Также стоит отметить, что финансирование ряда ведущих российских предприятий (в основном оборонно-промышленного комплекса) было ограничено путем запрета на кредитование западными банками.[11] Практика окончательно доказала постулат, уже давно обоснованный отечественными учеными-экономистами - России необходимо активно развивать собственные технологии, а не поставлять на мировой рынок сырье. Формирование экономики инновационного типа является первоочередной задачей в стране.

Затянувшийся политический конфликт с Украиной привел к тому, что значительная часть комплектующих для российского оборудования перестала импортироваться с украинских заводов. Так, почти полностью прекратились поставки железнодорожного оборудования. Но, российским машиностроителям удалось практически полностью заменить украинские комплектующие в кратчайшие сроки.

Машиностроение является одной из важнейших отраслей в национальной экономике России. На протяжении долгих лет многими эта отрасль считалась отстающей, подчеркивалась ее низкая рентабельность и технологическое отставание.[2] Статус рабочего в обществе в период либеральных преобразований серьезно снизился. Заводские профессии стали непрестижными, а начальное профессиональное образование оказалось на грани уничтожения.

Стоит заметить, что кризисные явления и рыночные тенденции в большей мере коснулись предприятий, не связанных с оборонно-промышленным комплексом. Предприятия ОПК остаются флагманом российского производства и ключевым центром новейших технологических разработок. Также, нельзя не отметить, что в целом российское машиностроение сохранило достаточно мощный кадровый потенциал и сумело прирастить объем инновационных технологических разработок.[5]

Анализ позволил автору статьи выделить основные инновации в российском машиностроении, которые во многом определят технологическое развитие всей страны на ближайшие годы.

Так, в области двигателестроения прорывным стал новый двигатель для ракеты «Калибр», уже примененный ВКС России с акватории Каспийского моря. На смену громоздкому двигателю украинского завода «Мотор-Сич» появился новый компактный агрегат размером не больше спортивной сумки, который способен (запуск и поражение целей это доказало) позволить ракете нести массу свыше тонны на расстоянии до полутора тысяч км. Разработка данной инновации реализовывалась в условиях Рыбинского моторостроительного завода, период ТАТ составил около 15-ти лет. В настоящий момент двигатель не имеет аналогов в мире, а его инновационные конструктивные особенности позволяют придать новый импульс всему двигателестроению. Наиболее сильны позиции российских двигателестроителей в области космических технологий, что подтверждается даже официальными заявлениями в США. Отраслевая динамика внешнеторговой деятельности [6] доказывает, что уже не одно десятилетие Соединенные Штаты Америки закупают именно российские ракетные двигатели для своих ракетоносителей.

Исследование свидетельствует, что по данным на 2016 г. российское оборонное производство экспортирует оружия на сумму свыше 15 миллиардов и занимает четверть мирового рынка, удерживая второе место после США. На сегодняшний день не имеет аналогов система динамической защиты бронетехники, изготовленная в России. Многие страны мира последние десятилетия изготавливают системы динамической защиты, но только российские образцы способны отразить выстрел из любого противотанкового комплекса. Создание подобных систем защиты подтверждает безоговорочный приоритет российских разработчиков в сфере теории взрыва, химии бризантных соединений и аспектах материаловедения. [10]

Успехи российских производителей авиационной и ракетно-космической техники во многом основаны на использовании новейших средств электронного управления, несмотря на то, что по данным статистики, Россия уступает по объемам производства азиатским индустриальным гигантам (Китай, Южная Корея, Япония), проектирование сложных систем управления и связи по-прежнему находится на высоком уровне.[12] Многие электронные компоненты (из которых и состоят системы) до сих пор закупаются зарубежом, но именно с возникновением санкций, вынужденных ответных антисанкций и активизации политики импортозамещения, объемы производства собственных компонентов стали увеличиваться.

Стоит отметить, что производство современной электроники напрямую зависит от наличия запасов редкоземельных элементов и технологий их обработки. Благодаря наличию собственной машиностроительной базы Россия способна самостоятельно добывать и перерабатывать самое редкое минеральное сырье. Отечественная промышленность обеспечивает выпуск почти всего спектра современного горнодобывающего и бурильного оборудования. Так, завод «Уралмаш» наладил выпуск новейших шагающих экскаваторов и бурового оборудования, до 2014 года закупавшихся для нужд нефтяников зарубежом.

Современные экономические условия позволили отечественным нефтяным компаниям осуществить переоценку состояния собственного технического оснащения. Разработки российских инженеров в области глубоководного бурения (крайне важного для освоения шельфовых месторождений Арктики) только сейчас получили свободный выход на рынок. Производство налаживается на Уральском турбинном заводе, Кировском заводе им. Лепсе, заводе «Уралмаш», «Тяжмаш» и ряде других промышленных предприятий. В качестве позитивной тенденции следует выделить ряд мер, принимаемых по стимулированию в машиностроении более результативного инвестиционного климата.[3]

Оценивая положительную динамику инновационной деятельности в машиностроении РФ нельзя не отметить существенный прорыв в области судостроения. Объемы государственного заказа, а также объемы экспорта заметно возросли. Россия - единственная страна, которая способна строить современные ледоколы, оснащенные ядерными энергетическими установками. В связи с освоением северного морского пути через Арктику это направление судостроения ожидает существенный рост. Россия производит одни из лучших в мире подводных лодок, как атомных, так и дизельных. Современная подводная лодка сочетает в себе множество самых современных технологий и строится годами. Уникальным достижением российских кораблестроителей являются суда на воздушной подушке, которые производятся Зеленодольским судостроительным заводом. Отдельным направлением в производстве судов на воздушной подушке является производство экранопланов, способных передвигаться на небольшой расстоянии от водной либо другой иной поверхности. На сегодняшний день ряд стран пытаются осуществить выпуск экраноплана, но приоритет остается именно за российскими машиностроителями, которые еще в семидесятые годы прошлого века смогли осуществить выпуск первых подобных судов.[14] Технологический и экономический результат позволяют сделать вывод об эффективной организации на предприятиях судостроения инновационной деятельности на каждом из её этапов. [7]

Впервые за последнее время в РФ стали возводиться новые машиностроительные заводы. Так, корпорация «Алмаз-Антей» запустила сразу два завода: в Нижнем Новгороде и в Кирове. Продукция корпорации составляет основу ракетного щита России – систем противовоздушной обороны. Новейшие комплексы противовоздушной обороны С-400 «Триумф» и С-500 «Прометей» не имеют аналогов в мире. Надо отметить, что большинство инновационных технологий, применяемых в производстве боевой техники, являются секретными и составляют государственную тайну.

Анализ технико-экономических показателей отраслей машиностроения, не связанных с оборонной промышленностью, также позволяет отметить ряд положительных тенденций, возникших благодаря активизации политики импортозамещения. Так, российским производителям удалось полностью освоить производство путевых железнодорожных машин, хотя ранее значительная часть электронных плат закупалась в Германии. В настоящий момент в России из собственных комплектующих производятся путевые машины и железнодорожные краны всех видов и типов. Также последние годы развитие получило химическое машиностроение, так как в стране началось возведение новых нефтехимических заводов. Производство специального новейшего оборудования освоено на заводе «Уралхимммаш».

Ряд современных исследователей высказывают мнение о том, что состояние отечественного машиностроения по-прежнему характеризуется целым рядом негативных экономических и технологических тенденций. Однако, автору настоящей статьи представляется, что российское машиностроение демонстрирует немало и положительных примеров, успешно реализованных инновационных проектов. Инновации внедряются, в первую очередь, в плане электронных систем управления отечественным производством, программного обеспечения российских фирм, новых материалов (преимущественно композитов, необходимых для новейших перспективных самолетов, подводных лодок и др). Объемы государственной поддержки машиностроителей увеличиваются, растет финансирование инновационных проектов. Уверены, что российское машиностроение в условиях активизации политики импортозамещения, уже доказало свою готовность обеспечить страну продукцией высокого качества и заменить подавляющую часть иностранных аналогов, традиционно импортировавшихся в нашу страну на протяжении многих лет.

Читайте также

Список литературы

  1. Алексашина Т.В. Коммерциализация инноваций и перспективы развития сетевых форм поддержки инновационных проектов// Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 7 (282). С. 43-55.
  2. Алексеев А. Н. Анализ технико-экономической структуры отраслей промышленности (на примере машиностроения) // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2012. № 1. С. 40-47.
  3. Алексеев А.Н. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в машиностроении России/В сборнике: Инновационные технологии и экономика в машиностроении Сборник трудов V Международной научно-практической конференции. Томский политехнический университет. 2014. С. 97-101.
  4. Алексеев А.Н. Исследование систем управления. – Москва: МИЭМП, 2010. – 36 с.
  5. Алексеев А.Н. Реструктуризация в отраслях промышленности: кросскультурное исследование// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 9. Том 2. - С. 256-264.
  6. Алексеев А.Н. Система организации внешнеторговой деятельности в современных условиях хозяйствования// Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. № 1.
  7. Алексеев А.Н., Алексашина Т.В. Инновационная деятельность: организация системы контроля// Вестник АКСОР. 2015. № 3. С. 117-120.
  8. Алексеев А.Н., Батулкин Д.С. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки// Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 39 - 41.
  9. Алексеев А.Н., Сыроватко И.В. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга// В мире научных открытий. 2012. № 10.2 (34). С. 22-33.
  10. Балтачева М. В России создан проект нового морского экраноплана//Взгляд. 2015. №4. - С. 28-30.
  11. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики//Вестник Финансового университета. 2015. № 6. С. 39-49.
  12. Мысаченко В.И., Стаурин Г.Н. Стимулирование инновационной активности машиностроительных предприятий//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 2. С. 223-226.
  13. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях/ Коллективная монография. Под редакцией Ю.В. Гнездовой. – М.: Научный консультант, 2016. – 150 с.
  14. Резчиков А. Т-90 доказали свою выживаемость в Сирии // Взгляд. 2016. №2. - С. 15-16.
  15. Рибокене Е.В. Современное социально-экономическое пространство как единая система/В сборнике: Социальная направленность менеджмента: инновации, проблемы, приоритеты. М., 2013. С. 359-362.

Цитировать

Карташова, А.Д. Инновационные проекты в машиностроении в условиях импортозамещения / А.Д. Карташова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 251-255. — URL: https://novainfo.ru/article/5577 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться