Использование IT-технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве

№60-2,

экономические науки

В данной статье рассмотрена проблема недоиспользования IT- технологий, существующая в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Для решения данной проблемы предложен и описан путь решения выявленной проблемы с помощью информационных технологий и правильного их применения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Похожие материалы

Сейчас сфера жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации переживает не лучшие времена, скорее всего это связанно с распадом Советского Союза Социалистических Республик, так как во времена его существования сфера жилищно-коммунального хозяйства являлась исключительно государственной заботой, теперь же ответственность разделилась на государственную, управляющих организаций занятых в этой сфере и собственников жилья. Сложно определить границы ответственности, различные нормативные документы в сфере жилищно-коммунального хозяйства оставляют за собой множество противоречий, отсюда и вытекает множество проблем связанных с этой сферой жизни современного общества.

Целью данной статьи является призыв общества к рациональному использованию имеющихся на данный момент информационно-технических ресурсов для решения проблем жилищно-коммунального хозяйства.

Актуальность вопросов организации работы в сфере ЖКХ обосновывается разностью интересов всех сторон ответственности. Жильцы хотят жить в комфортных квартирах платя "адекватную" цену за это, государство - наладить систему обслуживания многоквартирных домов с наименьшими затратами бюджетных средств, а организации управляющие многоквартирными домами получить наибольшую прибыль с минимальными затратами. Исходя из этого данная сфера всегда будет вызывать множество разногласий, до тех пор пока не будет общности интересов упомянутых выше сторон.

Общность интересов может заключаться в качестве обслуживания многоквартирных домов. Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны.

Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя [1]. А это означает, что качество крайне многогранный термин, и он включает в себя такие характеристики как стоимость каких-либо услуг, уровень их исполнения, удовлетворенность потребителя и ценность создаваемая данной услугой.

Кроме того, система обеспечения качества по ISO 9000:2015 говорит о том, что улучшение крайне необходимо организациям, чтобы сохранять и поддерживать текущие уровни осуществления деятельности, реагировать на изменения, связанные с внутренними и внешними условиями, и создавать новые возможности [1].

Предлагается начать с малого - постоянного улучшения сферы ЖКХ в России, сначала нужно использовать то, что лежит на поверхности, постепенно увеличивая сложность нововведений [2]. Невозможно сделать преуспевающей целую сферу жизни общества за один раз или за один проект.

Одним из таких улучшений может быть введение автоматизированных систем расчета платы за жилищно-коммунальные услуги. Система которая будет учитывать расходы граждан, их льготы, осуществлять перерасчеты средств собственников синхронизируясь с банковскими системами платежей в реальном времени. Для поддержания данной системы нужны сравнительно большие затраты на содержание и техническую поддержку программных продуктов и серверов.

Для реализации данной концепции более дешевым и простым способом, в мире уже давно используются "облачные" сервисы интегрированные с аутсорсингом, то есть хранение всех данных, в том числе и программных средств, на серверах специализированных компаний [3]. Примерами могут служить GoogleDrive, ЯндексДиск, ОблакоМаил [4]. Организации занимающиеся обслуживанием многоквартирных домов больше не будут обременены покупкой отдельных программных средств, их технической поддержкой, созданием специальных серверных комнат, обеспечивающих бесперебойную работу серверов с данными. Все эти задачи переносятся на специализированные компании, которые являются более опытными в данных компетенциях. Управляющие организации могут просто арендовать данные услуги.

Другим примером улучшения ЖКХ может служить установка датчиков движения для включения света во всех местах общего пользования.

Отсутствие света в подъезде в темное время суток является одной из причин недовольства жильцов дома. Однако эта проблема давно уже решена. Достаточно установить в подъезде датчик движения и автоматически свет будет включаться при любом обнаружении движения в зоне действия такого датчика. При этом на сегодняшний день существует множество моделей, в которых датчик движения уже совмещен со светильником в одном корпусе. Но датчик движения можно устанавливать не только в подъезде, но и у себя в квартире, чтобы обезопасить себя от несанкционированного проникновения недоброжелателей, эта мера поможет еще и обезопасить желище. Датчики такого типа уже давно используются охранными предприятиями. Их главная цель – передавать информацию на пульт о нахождении людей на охраняемом объекте, о лицах, проникнувших на охраняемую территорию, о проникновении через поврежденные элементы защиты [5].

С технической точки зрения установить такой датчик довольно просто. Все, что необходимо сделать – присоединить кабель устройства к общей электропроводке дома через распределительную коробку.

Такие датчики могут действовать на расстоянии. Они реагируют на любые движущиеся предметы, используя микроволновое, ультразвуковое, ультрафиолетовое или инфракрасное излучения. Существуют потолочные датчики для использования внутри помещений. Наряду с датчиками для внутреннего использования, производятся и уличные. Чтобы защитить установленные датчики от недоброжелателей, можно установить замаскированные приборы, которые монтируются в различные предметы декора и прочие предметы интерьера, незаметные на первый взгляд.

Успешный опыт эксплуатации данного оборудования показывает, что оно позволяет сэкономить 70–80 % электрической энергии, затрачиваемой на освещение в здании. Сроки окупаемости установки датчиков движения и присутствия для России составляют 1–2 года, в зависимости от темпов роста цен на электроэнергию и мощности применяемого осветительного оборудования. Учитывая общий срок эксплуатации зданий (более 50 лет), срок окупаемости данного оборудования крайне мал, а применение данного решения позволяет владельцу здания или управляющей компании экономить значительные средства при эксплуатации объекта [6].

Новизна данной статьи заключается в призыве к использованию современных информационно-технических разработок для максимально рационального и эффективного управления многоквартирными домами.

Список литературы

  1. "ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст)
  2. БАБАНСКИЙ А.В. Система непрерывного улучшения продуктов и процессов. Минск ИП «Экоперспектива», 1999
  3. АКСЕНОВ Е. Альтшулер И. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент, 2009
  4. РИЗ ДЖ. Облачные вычисления. Пер. с англ. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011
  5. Аналитический центр при правительстве России. Оптимизация освещения, 2015
  6. ДМИТРИЕВ С.К. Датчики движения и присутствия – реальная экономия электроэнергии // Энергосбережение, №7, 2009