Важнейшей составляющей экономической политики государства является аграрная политика, нацеленная на обеспечение стабильности и сбалансированного развития сельского хозяйства. Это основа обеспечения продовольственной безопасности страны.
Теоретическое исследование показывает, что аграрная экономика, как часть экономической теории, изучает использование ограниченных ресурсов в производстве, переработке, реализации и потреблении продовольствия.[11]Термин «инновация» в мировой экономической литературе интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. [12]
Теоретическим и методическим аспектам совершенствования экономики сельскохозяйственного производства, ее инноватизации посвящены работы многих отечественных исследователей, в частности Р.Х. Адукова, А.Н. Алексеева, А.Ю. Грёнлунд, Н.Н. Мироновой, Ю.А. Романовой, Е.В. Фудиной, И.Г. Ушачева, А.А. Шутькова и др.[6, 10, 13, 14, 15] Однако, многие вопросы, все еще являются дискусионными, требуют дополнительной теоретико-методической проработки.
Так, актуальной проблемой в настоящее время является не просто разработка новых концепций и стратегий в сфере сельскохозяйственного производства и переработки продукции, а полноценный перевод условий хозяйствования аграриев, социальной сферы села на инновационный путь развития.
К числу стратегических целей аграрной политикиисследователи на данном этапе относят такие, как: дополнительная мотивация сельского труда, повышение эффективности аграрной политики, как на внутреннем рынке, так и внешних рынках, расширенное внедрение и последующую диффузию инноваций в агропродовольственной сфере. Инструментом решения указанных проблем может стать увеличение объемов инвестиций в модернизацию АПК.[4]
Для достижения целей государственной инновационной политики в агропромышленном комплексе целесообразно обеспечить решение следующих задач:
- сформировать приоритеты инновационной деятельности и совершенствовать нормативно-правовое регулирование инновационных процессов [1];
- создать условия для активизации деятельности аграрной науки, системы подготовки и переподготовки научных, педагогических кадров и специалистов новой формации в области АПК;
- обеспечить интеграцию научной, образовательной и производственной деятельности в практическом русле [3];
- стимулировать привлечение ресурсов, концентрируемых на приоритетных направлениях инновационной деятельности, повышение спросасо стороны АПК на научно-технические достижения;
- существенно повысить объемы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, с целью восстановления их платежеспособности и высвобождения дополнительных средств на инновационные разработки [2];
- сформировать инфраструктуру аграрных инновационных процессов.
Ключевым инструментом государственной аграрной политики является принятие федеральных и региональных нормативно-правовых актов. Анализ позволяет констатировать, что нормативно-правовой механизм, по-прежнему, остается несовершенным. Так как законодательные акты принимаются преимущественно по отдельным направлениям, либо – развитие АПК (например, Государственная программа на период 2013-2020 гг.), либо решение задач в инновационной сфере (например, закон «О науке и государственной научно-технической политике», «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и др.).
Системный подход к обозначенной проблеме требует формирования в агропромышленном комплексе инновационной среды, которая могла бы обеспечить внедрение, разработку и использование нововведений. Это важнейшая цель. Необходимо создавать и развивать новые организационно-правовые институты, решающие задачи материальной, технической и организационной поддержки аграриев.
Перечень стратегических задач, направленных на совершенствование инновационной деятельности в АПК весьма широк. В частности, необходимо сформировать сбалансированный, устойчивый и развивающийся сектор исследований и разработок, который обеспечивает расширение воспроизводства знаний, конкурентоспособность в областях генной инженерии, селекции, семеноводства, производства пищевых продуктов, гарантирующих продовольственную безопасность страны.[9]Последнее невозможно без формирования выгодной инфраструктуры инновационного развития, сочетающей результаты научных исследований и организационно-правовой механизм их экономической результативности.
Важное значение приобретает формирование инновационной системы образования, в качестве основы инновационного развития АПК. В частности, нуждается в совершенствовании система непрерывного профессионального образования, которая нуждается в более активном использовании информационных технологий, формировании и обучающихся новаторских компетенций. [8]
В качестве конкретных инновационных направлений можно выделить совершенствование технологических процессов в растениеводстве и животноводстве, на основе использования энергосберегающих средств производства; инновационное развитие направлений селекционно-генетической работы; обновление материально-технической базыАПК; поиск дополнительных резервов повышения эффективности использования природных, технических, энергетических и человеческих ресурсов.
Исследование свидетельствует, что важную роль в развитии инновационной деятельности в АПК может сыграть также формирование системы сельскохозяйственно-консультативной помощи товаропроизводителям. Создание национальной информационной системы с единым банком данных по инновациям, развитие системыаграрных бизнес-инкубаторов, научно-технологических альянсов и других субъектов инновационного процесса в аграрной экономике – вот мероприятия первостепенной значимости.