Государственное регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

NovaInfo 44, с.98-101, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В настоящее время проблемы государственного регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Башкортостан являются наиболее актуальными.

Ключевые слова

ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА, ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА, ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Текст научной работы

В настоящее время проблемы государственного регулирования деятельности Крестьянских (Фермерских) Хозяйств в Республике Башкортостан являются наиболее актуальными.

Трансформация рыночных структур предопределила появление специфических малых форм хозяйствования – крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), которые приобретают все большее значение в аграрном секторе.

В соответствии с ФЗ "О крестьяском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ, крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица [1].

Начинающие крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем. Они ощущают недостаток финансовых средств для развития. Им недоступны кредиты, так как у них недостаточно залогового имущества. К тому же создание нового крестьянско-фермерского хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств [2].

Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам; низким плодородием сельскохозяйственных угодий, выделяемых для ведения хозяйств; диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию различных отраслей; недостаточным объемом государственной поддержки фермерским хозяйствам; невысоким уровнем профессиональной подготовленности большинства фермеров[4].

Всего на 1 января 2016 года в республике насчитывалось более 5053 крестьянских (фермерских) хозяйств, общая площадь которых составила 665,8 тыс.га, что на 49,5 тыс.га больше, чем в предыдущем году. Средний размер КФХ увеличился с 123,2 га в 2010 году до 156,5 га в 2015 году.

Количество крестьянских фермерских хозяйств в Республике из года в год растет.

В современных условиях крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Башкортостан играют немаловажную роль в обеспечении занятости и поддержания доходов сельского населения, налаживании устойчивого развития сельских территорий, способствуют сохранению сельского образа жизни, народных традиций. Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа фермеров Республики Башкортостан к субсидируемым кредитам в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [5].

Развитию фермерских хозяйств в последнее время уделяется большое внимание. Реализуется государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", с подпрограммой "Поддержка малых форм хозяйствования". Целью этой подпрограммы является поддержание, дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности; увеличение доходов и снижение издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах [3].

Программа дает реальный шанс начинающим фермерам получить поддержку до 1 750 тыс.рублей и быстро развить свое хозяйство. Она рассчитана на все отрасли сельского хозяйства - мясное и молочное скотоводство, коневодство, овцеводство и козоводство, свиноводство, сельскохозяйственное птицеводство, производство зерновых и зернобобовых культур, картофелеводство, овощеводство (открытого и закрытого грунта), выращивание плодовых и ягодных культур.

Программа "Начинающий фермер" подразумевает предоставление гранта по двум направлениям:

  • на создание и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 500 тыс.рублей;
  • единовременной помощи на бытовое обустройство в сумме 250 тыс.рублей.

В настоящее время осуществляется государственное стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Они прошли этап первичного обустройства и закрепились на продовольственном рынке в качестве постоянно действующих его участников. Дальнейшая реализация государственной программы по поддержке крестьянских хозяйств позволит фермерским хозяйствам стать основой аграрного сектора страны.

В связи с несовершенством действующего законодательства, недостаточной государственной поддержкой, слабой социальной защищенностью деятельность фермерских хозяйств не принесла желаемых результатов. Однако, несмотря на сложное экономическое положение аграрного сектора в указанный период, фермерство Республики Башкортостан состоялось, отстояло свое право на существование и нашло свою нишу в многоукладной экономике агропромышленного комплекса[3].

Проблема государственного регулирования деятельности Крестьянских (Фермерских) Хозяйств являются актуальными. Отдельным их аспектам посвящены работы некоторых ученых [4,5,6-15].

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 г. №74 - ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 23.05.2003 г.: (ред. 23.06.2014) // СПС "Консультант Плюс".
  2. Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. М., "Энциклопедия российских деревень", ВИАПИ, 2003.
  3. Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.,
  4. Лактюшина Е.В. Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хо- зяйств в переходной экономике России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Вит- те. Серия 1: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 89-92.
  5. Экономические проблемы развития аграрного производства [Текст] / МСХ РФ, МСХ РБ, Башкирский ГАУ ; [под общ. ред. А. Ф. Бакирова, Г. А. Хабирова, Л. М. Кликич]. - Уфа : БГАУ, 2008. - 283 с. - Библиогр.: с. 276-283.
  6. НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 6. С. 81-89.
  7. РЕАЛИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 5. С. 630-640.
  8. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С.4.
  9. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 9. С. 1079-1087.
  10. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Ханнанова Т.Р. Российский электронный научный журнал. 2013. № 2. С. 143-157.
  11. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  12. УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 11. С. 1828-1854.
  13. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.
  14. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ПРАВА Ханнанов Р.А. В сборнике: Экономическая теория постиндустриального общества материалы Всероссийской научно-теоретической конференции с международным участием. под редакцией Р.М. Зиязетдинова, В.К. Нусратуллина. Уфа, 2008. С. 305-309.
  15. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АПК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Академия наук Республики Башкортостан, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 1999.

Цитировать

Максютова, Л.А. Государственное регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств / Л.А. Максютова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 98-101. — URL: https://novainfo.ru/article/5626 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться