Страхование грузов — один из самых востребованных видов страховой защиты. Российским компаниям, занимающимся грузовыми перевозками очень важно доставить груз в целости и сохранности, а если и произошел случай порчи, либо утраты груза, важно возместить свои финансовые потери.
В настоящее время страхование транспортных перевозок приобрело большую актуальность, т.к. в большинстве своем компании вкладывают огромные средства в свой груз. Страхование грузов в нашей стране очень востребовано, так как на наших дорогах много риска, случаи с воровством перевозимого товара, вместе с угоном автотранспорта.
В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки.
Целью выполнения работы является внедрение страхования, как основного элемента эффективного стратегического управления предприятием.
Объектом исследования выступает ООО «СибТрансСервис», которое предлагает следующие услуги:
- организация перевозок грузов;
- аренда прочих транспортных средств и оборудования;
- разработка технических заданий и проектов объектов электроснабжения.
Предметом исследования выступает организация грузоперевозок и их страхование.
Страхование грузов называется карго, а страхование средств транспорта — каско. Объектом страхования в карго являются перевозимые грузы, каско — транспортные средства.
Карго страхование предусматривает покрытие груза только на время его передвижения.
Объектами страхования карго являются:
- Сам груз;
- Возросшая стоимость;
- Комиссионные посредникам;
- Таможенная пошлина;
- Непредвиденные обстоятельства, связанные с фрахтом.
При принятии грузов на страхование учитываются все факторы риска, которые могут повлиять на объём покрытия.
Условия страхового покрытия находятся в прямой зависимости от характера груза. Договоры страхования скоропортящихся фруктов, предметов, способных к самовозгоранию, металлических изделий и конструкций содержат широкий список ограничений. Сюда входят упаковка, размер, вес и стоимость груза, планируемый курс, продолжительность рейса, время года, техническое состояние и характеристики судна.
Рассмотрим принципы формирования рисков.

Страхование грузов карго предусматривает следующие риски (страховых случаев):
- «А» («С ответственностью за все риски») Обеспечивает страховую защиту от всех потерь, вызванных внешними, случайными событиями;
- «В» («С ответственностью за частную аварию») Минимальное покрытие для грузов, восприимчивых к сырости, влиянию атмосферных и температурных воздействий;
- «С» («Без ответственности за повреждения, кроме случаев») Покрывает риски аварии/крушения транспортного средства и вынужденных или непреднамеренных действий лиц, осуществляющих и обеспечивающих транспортировку груза.
Каждому виду груза соответствует свой класс, который используется в расчётах тарифной ставки.
Чтобы иметь достоверные сведения о том, как же предприятие использует имеющийся в его распоряжении автопарк (то есть без учета автомобилей, находящихся в аренде) проанализируем степень использования автопарка.
У ООО «СибТрансСервис» за время своего существования было несколько направлений деятельности: оптовая торговля, снабжение крупных государственных предприятий товарами народно-хозяйственного назначения, банковская деятельность, научно-исследовательская деятельность, создание патентов и их внедрение на предприятиях, создание и организация деятельности объектов культурно-развлекательной сферы.
ООО «СибТрансСервис» предлагает следующие услуги:
- организация перевозок грузов;
- аренда прочих транспортных средств и оборудования;
- перепродажа товаров;
- разработка технических заданий и проектов объектов электроснабжения.
Для ООО «СибТрансСервис» было предложено страховать перевозимые грузы в ОАО СК «Альянс».
Allianz — одна из крупнейших компаний в мире по управлению активами. В 2014 общий объем активов в управлении составил более 1 801 млрд евро. Объем активов третьих лиц (розничные клиенты и институциональные инвесторы) в управлении составил по итогам 2014 года — 1 313 млрд евро.
Для расчета страховой премии при страховании грузов применяются разработанные ОАО СК «Альянс» и согласованные с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью страховые тарифы, определяющие страховую премию, взимаемую с единицы страховой суммы (лимита ответственности).
Страховой тариф устанавливается ОАО СК «Альянс» на основании данных, указанных в заявлении-анкете страхователя и прилагаемых к нему документах, с учетом категории груза, срока страхования и характера страхового риска. Страхование производиться от всех рисков. (таблица 1)
Расстояние, км | 0–999 | 1000–1999 | 2000–2999 | 3000–3999 | 4000–4999 | 5000–5999 |
Тарифная ставка за расстояние перевозки, % | 0 | 0.03 | 0.06 | 0.09 | 0.12 | 0.15 |
Расстояние, км | 6000–6999 | 7000–7999 | 8000–8999 | 9000–9999 | 10000–10999 | Более 11000 |
Тарифная ставка за расстояние перевозки, % | 0.18 | 0.21 | 0.24 | 0.27 | 0.3 | 0.35 |
При страховании внутригородских перевозок таблица 1 устанавливает, что:
- страховой тариф по страхованию внутригородских перевозок определяется путем умножения базового тарифа на понижающий коэффициент 0,7;
- при страховании междугородних перевозок коэффициент не применяется.
К тарифу по автомобильным перевозкам применяются следующие обязательные повышающие коэффициенты.
Рассмотрим повышающие тарифы, представленные в таблице 2.
Особенность перевозки: | Коэффициент |
Перевозка на открытой платформе | 1.2 |
Перевозка транспортом страхователя | 1.15 |
Перевозка железобетонных плит в основном осуществляется грузовыми автомобилями с учётом соответствующих требований перевозки. Плиты перекрытия укладываются в кузов автомобиля штабелями. Укладывать более четырех плит в штабель запрещается. Загрузка и выгрузка изделий выполняется грузоподъемным крановым оборудованием. При нарушении транспортировки железобетонных плит перекрытия, они могут получить значительные повреждения и станут не пригодными для дальнейшей эксплуатации. Порядок и способы транспортировки железобетонных плит перекрытий прописаны в 4 разделе «Транспортирование и хранение» ГОСТ 9561-91. Ежедневно в рабочие дни ООО «СибТрансСервис» осуществляет поставку железобетонных плит длинномером.
Стоимость одной плиты весом 0,49 т составляет 4975 руб. Длинномер вмещает 40 плит перекрытия. Стоимость одного пакета перевозки составляет 199000 руб.
С1пак = С1 ⋅ 40 = 4975⋅40=199000 руб.
Рассчитаем тариф за одну автоперевозку, учитывая, что расстояние до места назначения составляет 150 км.
Итоговый тариф за страхование автомобильной перевозки определяется по следующей формуле:
Т = Б + Р ⋅ К ⋅ О,
где T = Тариф за автоперевозку; Б — Базовый тариф; Р — Тариф за расстояние перевозки; К — Понижающий коэффциент (внутригородская перевозка; О — Коэффициенты за особенности перевозки.
T=(0,41+0) ⋅0,7⋅1,15=0,33
Повышающий коэффициент 1,15 приведен из таблицы 2.
Тариф для автоперевозок компания СК «Альянс» увеличивает исходя из длины перевозимого груза. Длина одной плиты составляет 8 м. При данном грузе страховая компания увеличивает стоимость грузоперевозки на 41%.
Страховая премия за перевозку одной машиной будет равняться:
СП = СС⋅Т/100 (1)
где СП — страховая премия; СС — страховая сумма за 1 перевозку; Т — тариф.
СП=199000 ⋅0, 33/100 = 656,7 руб.
Между ООО «СибТрансСервис» и СК «Альянс» заключен договор «с ответственностью за все риски». Страховая сумма составляет 100% от действительной стоимости груза, указанной в контракте. Договор страхования был заключен на 1 год, поэтому расчёт убытка и страховой выплаты производится за период 12 месяцев.
При перевозке плит прекращается производство. Страховой случай заключается в том, что 15 плит из 40 перевозимых получили трещины в ходе движения автомобилей, из-за неровностей дороги. Полученные дефекты оказались такими, что дальнейшее применение плит в строительстве признано неосуществимым. Тогда общий убыток за 1 перевозку составляет 4975 руб. Общий размер страховой выплаты составит:
СВ1= У1⋅ Кплит (2)
где У1 — убыток; Кплит — количество плит
СВ1= 4975 ⋅ 15 = 74625 руб.
СВ=У=74625 руб.
Стоимость грузов предприятия на 1 поездку определяется по формуле:
СГ к.г. = (СС1пер — СП1 — У) + СВ (3)
где СГ к.г. – стоимость грузов предприятия на конец года; СС1пер — стоимость одного пакета перевозок; СП1 — сумма страховых премий; У — убыток в результате наступления страхового случая; СВ — страховые выплаты.
СГ к.г. = (199000 — 656,7 — 74625) + 74625=198343,3 рублей
Сведем все расчеты в таблицу 3.
Без страхования | Со страхованием |
Стоимость 1 пакета перевозки = 199000 руб. | Стоимость 1 пакета перевозки=199000 руб. |
Сумма страховых премий = 0 руб. | Сумма страховых премий = 656,7 руб. |
Убыток = 74625 руб. | Убыток = 74625 руб. |
Страховые выплаты = 0 рублей. | Страховые выплаты (максимальная) = 74625 рублей. |
Стоимость грузов за 1 поездку = 124375 рублей. | Стоимость грузов за 1 поездку=133330 рублей |
Потери предприятия от прихода в негодность строительных плит= 74625 руб. | Экономическая выгода от страхования = 73968,3 руб. |
Экономическая выгода = СВ-СП
Экономическая выгода = 74625 — 656,7 = 73968,3 руб.
Исходя из таблицы 3, видно, что без страхования стоимость грузов за одну поездку составляла бы 124375 рублей, а если предприятие застраховало груз по договору карго стоимость грузов за одну поездку составила 133330 рублей.
Рынок страхования грузов и ответственности грузоперевозчиков, по оценкам экспертов, растет примерно на 10% в год. И имеет неплохие перспективы дальнейшего развития. Законодательные инициативы в отношении обязательного страхования опасных грузов, морских и речных перевозок, ответственности авиаперевозчиков звучат все определеннее. Принятие подобных поправок положительным образом скажется на бизнесе страховщиков: обязательный страхование всегда тянет за собой развитие добровольного. Страхование грузов в будущем может стать весьма востребованной услугой.
Таким образом, страхование грузов для ООО «СибТрансСервис» является экономически выгодным и целесообразным.