Экономический эффект страхование грузов (на примере ООО «Сибтранссервис»)

NovaInfo 44, с.154-160, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC

Аннотация

Изучены понятие и сущность страхования карго. Рассмотрены виды страхового покрытия грузов. Раскрыты принципы формирования рисков при грузоперевозках. Целесообразность страхования грузов для исследуемого предприятия подтверждена расчетами.

Ключевые слова

СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ, СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ, БАЗОВЫЙ ТАРИФ, ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ, СТРАХОВОЙ ТАРИФ, КАРГО

Текст научной работы

Страхование грузов — один из самых востребованных видов страховой защиты. Российским компаниям, занимающимся грузовыми перевозками очень важно доставить груз в целости и сохранности, а если и произошел случай порчи, либо утраты груза, важно возместить свои финансовые потери.

В настоящее время страхование транспортных перевозок приобрело большую актуальность, т.к. в большинстве своем компании вкладывают огромные средства в свой груз. Страхование грузов в нашей стране очень востребовано, так как на наших дорогах много риска, случаи с воровством перевозимого товара, вместе с угоном автотранспорта.

В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки.

Целью выполнения работы является внедрение страхования, как основного элемента эффективного стратегического управления предприятием.

Объектом исследования выступает ООО «СибТрансСервис», которое предлагает следующие услуги:

  • организация перевозок грузов;
  • аренда прочих транспортных средств и оборудования;
  • разработка технических заданий и проектов объектов электроснабжения.

Предметом исследования выступает организация грузоперевозок и их страхование.

Страхование грузов называется карго, а страхование средств транспорта — каско. Объектом страхования в карго являются перевозимые грузы, каско — транспортные средства.

Карго страхование предусматривает покрытие груза только на время его передвижения.

Объектами страхования карго являются:

  1. Сам груз;
  2. Возросшая стоимость;
  3. Комиссионные посредникам;
  4. Таможенная пошлина;
  5. Непредвиденные обстоятельства, связанные с фрахтом.

При принятии грузов на страхование учитываются все факторы риска, которые могут повлиять на объём покрытия.

Условия страхового покрытия находятся в прямой зависимости от характера груза. Договоры страхования скоропортящихся фруктов, предметов, способных к самовозгоранию, металлических изделий и конструкций содержат широкий список ограничений. Сюда входят упаковка, размер, вес и стоимость груза, планируемый курс, продолжительность рейса, время года, техническое состояние и характеристики судна.

Рассмотрим принципы формирования рисков.

Принципы формирования рисков
Рисунок 1. Принципы формирования рисков

Страхование грузов карго предусматривает следующие риски (страховых случаев):

  • «А» («С ответственностью за все риски») Обеспечивает страховую защиту от всех потерь, вызванных внешними, случайными событиями;
  • «В» («С ответственностью за частную аварию») Минимальное покрытие для грузов, восприимчивых к сырости, влиянию атмосферных и температурных воздействий;
  • «С» («Без ответственности за повреждения, кроме случаев») Покрывает риски аварии/крушения транспортного средства и вынужденных или непреднамеренных действий лиц, осуществляющих и обеспечивающих транспортировку груза.

Каждому виду груза соответствует свой класс, который используется в расчётах тарифной ставки.

Чтобы иметь достоверные сведения о том, как же предприятие использует имеющийся в его распоряжении автопарк (то есть без учета автомобилей, находящихся в аренде) проанализируем степень использования автопарка.

У ООО «СибТрансСервис» за время своего существования было несколько направлений деятельности: оптовая торговля, снабжение крупных государственных предприятий товарами народно-хозяйственного назначения, банковская деятельность, научно-исследовательская деятельность, создание патентов и их внедрение на предприятиях, создание и организация деятельности объектов культурно-развлекательной сферы.

ООО «СибТрансСервис» предлагает следующие услуги:

  • организация перевозок грузов;
  • аренда прочих транспортных средств и оборудования;
  • перепродажа товаров;
  • разработка технических заданий и проектов объектов электроснабжения.

Для ООО «СибТрансСервис» было предложено страховать перевозимые грузы в ОАО СК «Альянс».

Allianz — одна из крупнейших компаний в мире по управлению активами. В 2014 общий объем активов в управлении составил более 1 801 млрд евро. Объем активов третьих лиц (розничные клиенты и институциональные инвесторы) в управлении составил по итогам 2014 года — 1 313 млрд евро.

Для расчета страховой премии при страховании грузов применяются разработанные ОАО СК «Альянс» и согласованные с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью страховые тарифы, определяющие страховую премию, взимаемую с единицы страховой суммы (лимита ответственности).

Страховой тариф устанавливается ОАО СК «Альянс» на основании данных, указанных в заявлении-анкете страхователя и прилагаемых к нему документах, с учетом категории груза, срока страхования и характера страхового риска. Страхование производиться от всех рисков. (таблица 1)

Таблица 1. Данные для расчета страхового тарифа

Расстояние, км

0–999

1000–1999

2000–2999

3000–3999

4000–4999

5000–5999

Тарифная ставка за расстояние перевозки, %

0

0.03

0.06

0.09

0.12

0.15

Расстояние, км

6000–6999

7000–7999

8000–8999

9000–9999

10000–10999

Более 11000

Тарифная ставка за расстояние перевозки, %

0.18

0.21

0.24

0.27

0.3

0.35

При страховании внутригородских перевозок таблица 1 устанавливает, что:

  • страховой тариф по страхованию внутригородских перевозок определяется путем умножения базового тарифа на понижающий коэффициент 0,7;
  • при страховании междугородних перевозок коэффициент не применяется.

К тарифу по автомобильным перевозкам применяются следующие обязательные повышающие коэффициенты.

Рассмотрим повышающие тарифы, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Повышающие тарифы

Особенность перевозки:

Коэффициент

Перевозка на открытой платформе

1.2

Перевозка транспортом страхователя

1.15

Перевозка железобетонных плит в основном осуществляется грузовыми автомобилями с учётом соответствующих требований перевозки. Плиты перекрытия укладываются в кузов автомобиля штабелями. Укладывать более четырех плит в штабель запрещается. Загрузка и выгрузка изделий выполняется грузоподъемным крановым оборудованием. При нарушении транспортировки железобетонных плит перекрытия, они могут получить значительные повреждения и станут не пригодными для дальнейшей эксплуатации. Порядок и способы транспортировки железобетонных плит перекрытий прописаны в 4 разделе «Транспортирование и хранение» ГОСТ 9561-91. Ежедневно в рабочие дни ООО «СибТрансСервис» осуществляет поставку железобетонных плит длинномером.

Стоимость одной плиты весом 0,49 т составляет 4975 руб. Длинномер вмещает 40 плит перекрытия. Стоимость одного пакета перевозки составляет 199000 руб.

С1пак = С1 ⋅ 40 = 4975⋅40=199000 руб.

Рассчитаем тариф за одну автоперевозку, учитывая, что расстояние до места назначения составляет 150 км.

Итоговый тариф за страхование автомобильной перевозки определяется по следующей формуле:

Т = Б + Р ⋅ К ⋅ О,

где T = Тариф за автоперевозку; Б — Базовый тариф; Р — Тариф за расстояние перевозки; К — Понижающий коэффциент (внутригородская перевозка; О — Коэффициенты за особенности перевозки.

T=(0,41+0) ⋅0,7⋅1,15=0,33

Повышающий коэффициент 1,15 приведен из таблицы 2.

Тариф для автоперевозок компания СК «Альянс» увеличивает исходя из длины перевозимого груза. Длина одной плиты составляет 8 м. При данном грузе страховая компания увеличивает стоимость грузоперевозки на 41%.

Страховая премия за перевозку одной машиной будет равняться:

СП = СС⋅Т/100 (1)

где СП — страховая премия; СС — страховая сумма за 1 перевозку; Т — тариф.

СП=199000 ⋅0, 33/100 = 656,7 руб.

Между ООО «СибТрансСервис» и СК «Альянс» заключен договор «с ответственностью за все риски». Страховая сумма составляет 100% от действительной стоимости груза, указанной в контракте. Договор страхования был заключен на 1 год, поэтому расчёт убытка и страховой выплаты производится за период 12 месяцев.

При перевозке плит прекращается производство. Страховой случай заключается в том, что 15 плит из 40 перевозимых получили трещины в ходе движения автомобилей, из-за неровностей дороги. Полученные дефекты оказались такими, что дальнейшее применение плит в строительстве признано неосуществимым. Тогда общий убыток за 1 перевозку составляет 4975 руб. Общий размер страховой выплаты составит:

СВ1= У1⋅ Кплит (2)

где У1 — убыток; Кплит — количество плит

СВ1= 4975 ⋅ 15 = 74625 руб.

СВ=У=74625 руб.

Стоимость грузов предприятия на 1 поездку определяется по формуле:

СГ к.г. = (СС1пер — СП1 — У) + СВ (3)

где СГ к.г. – стоимость грузов предприятия на конец года; СС1пер — стоимость одного пакета перевозок; СП1 — сумма страховых премий; У — убыток в результате наступления страхового случая; СВ — страховые выплаты.

СГ к.г. = (199000 — 656,7 — 74625) + 74625=198343,3 рублей

Сведем все расчеты в таблицу 3.

Таблица 3. Стоимость грузов предприятия со страхованием и без страхования

Без страхования

Со страхованием

Стоимость 1 пакета перевозки = 199000 руб.

Стоимость 1 пакета перевозки=199000 руб.

Сумма страховых премий = 0 руб.

Сумма страховых премий = 656,7 руб.

Убыток = 74625 руб.

Убыток = 74625 руб.

Страховые выплаты = 0 рублей.

Страховые выплаты (максимальная) = 74625 рублей.

Стоимость грузов за 1 поездку = 124375 рублей.

Стоимость грузов за 1 поездку=133330 рублей

Потери предприятия от прихода в негодность строительных плит= 74625 руб.

Экономическая выгода от страхования = 73968,3 руб.

Экономическая выгода = СВ-СП

Экономическая выгода = 74625 — 656,7 = 73968,3 руб.

Исходя из таблицы 3, видно, что без страхования стоимость грузов за одну поездку составляла бы 124375 рублей, а если предприятие застраховало груз по договору карго стоимость грузов за одну поездку составила 133330 рублей.

Рынок страхования грузов и ответственности грузоперевозчиков, по оценкам экспертов, растет примерно на 10% в год. И имеет неплохие перспективы дальнейшего развития. Законодательные инициативы в отношении обязательного страхования опасных грузов, морских и речных перевозок, ответственности авиаперевозчиков звучат все определеннее. Принятие подобных поправок положительным образом скажется на бизнесе страховщиков: обязательный страхование всегда тянет за собой развитие добровольного. Страхование грузов в будущем может стать весьма востребованной услугой.

Таким образом, страхование грузов для ООО «СибТрансСервис» является экономически выгодным и целесообразным.

Читайте также

Список литературы

  1. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия грузоперевозок – М.: СПб.: Герда Нев. Фонд, 2011. -398с.
  2. Ефимов О.Н. Некоторые правовые и экономические аспекты соотношения понятий «страхование», «страховое дело» и «страховой бизнес»// Страховое дело. 2015. – № 3
  3. Ефимов, О. Н. Новейшее страхование в законах. Монография / О. Н. Ефимов. – Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. -484 c.
  4. Ефимов, О. Н. Основы страхового дела [Текст]: учебное пособие / О. Н. Ефимов. – Уфа, 2014. – 123
  5. Ефимов, О. Н. Страхование по закону о страховом деле [Текст]: учебное пособие / О. Н. Ефимов. – LAP LAMBERT, 2012. – 685 с.
  6. Ефимов, О. Н. Страховое дело: Учебно-методический комплекс. – Уфа: БЭК, 2008. – 126 с.
  7. Ефимов, О. Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Текст] : курс лекций / О. Н. Ефимов. – Уфа, 2014.
  8. Основы страховой деятельности. / Под ред. Т.А. Федорова. – М.: БЕК,2012.-365 с.10. Терехов П.Р. Страхование: проблемы и перспективы, – М.: Просвещение, 2010. – 304 с.
  9. Прокопьева Е. Л. Страховой рынок в условиях экономической нестабильности: анализ рисков и перспектив [Текст] / Е. Л. Прокопьева // Страховое дело. - 2015. – №4.
  10. Цыганов А.А. Проблемы развития страхового рынка, - М.: ДРОФА, 2012.– 65с.

Цитировать

Порядченко, А.Ю. Экономический эффект страхование грузов (на примере ООО «Сибтранссервис») / А.Ю. Порядченко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 154-160. — URL: https://novainfo.ru/article/5654 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться