В 2013-2014 годах нами в исправительном учреждении общего режима уголовно-исполнительной системы проводилась работа по реабилитации больных алкоголизмом осужденных.
Группа больных алкоголизмом осужденных составляла 24 человека в возрасте от 20 до 37 лет.
На различных этапах работы нами привлекались специалисты различных направлений: врачи, педагоги, пенитенциарные психологи и психотерапевты.
Для выявления эффективности медико-психологической коррекционной работы, нами, как и другими авторами, был проведен анализ результатов психологического исследования до и после реализации программы реабилитации [1, 2, 3, 14].
Результаты работы анализировались с использованием компьютерной программы «SPSS».
Нами, как и рядом других отечественных авторов, анализу были подвергнуты шкалы, изучающие психологические характеристики, которые могут детерминировать алкогольную зависимость [7, 10, 12, 13].
Таблица 1. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.
Шкала диагностики |
Первичная диагностика |
Вторичная диагностики |
U |
p |
Склонность к агрессии и насилию |
5,6 |
4,6 |
902 |
p≤0,05 |
Склонность к самоповреждающему поведению |
6,8 |
4,9 |
897 |
p≤0,05 |
Результаты исследования показали, что в результате проведенной психологической коррекционной работы у больных алкоголизмом осужденных произошло статистически значимое снижение склонности к агрессии и насилию (U=902, p≤0,05). Больные осужденные стали реже проявлять агрессивность во взаимоотношениях с другими осужденными.
Они реже стали решать проблемы посредством насилия, использовать унижение окружающих их лиц как средство стабилизации самооценки. Полученные нами результаты подтверждаются и рядом других исследователей [4, 5, 6, 11].
Произошло значимое уменьшение результатов по шкале «Склонность к самоповреждающему поведению» (U=897, p≤0,05). Следовательно, у больных алкоголизмом осужденных снизилась готовность к реализации самоповреждающего поведения, снизилось количество психосоматических проявлений.
Результаты диагностики по методике «Опросник психического выгорания» представлен таблице 2.
Таблица 2. Диагностика психического выгорания.
Шкала диагностики |
Первичная диагностика |
Вторичная диагностика |
U |
p |
Шкала психоэмоционального истощения |
6,5 |
5,3 |
886 |
p≤0,05 |
Индекс психологического выгорания |
6,6 |
7,0 |
982 |
- |
Результаты, представленные в таблице 2, свидетельствует о статистически значимом снижении результатов по шкале психоэмоциональное истощение. Следовательно, благодаря проведенной медико-коррекционной работе больные алкоголизмом осужденные стали более энергичными, менее раздражительными, повысилась эмоциональная толерантность, снизилась тревожность. Полученные нами результаты подтверждаются и рядом других ранее проведенных исследований [8, 9].
Результаты работы по методике «Самоуважение (самодостаточность)» представлены в следующей таблице.
Таблица 3. Диагностика осужденных по методике «Самоуважение самодостаточность)».
Шкала диагностики |
Первичная диагностика |
Вторичная диагностика |
U |
p |
Внутриличностное развитие |
5,1 |
6,4 |
882 |
p≤0,05 |
Социкультурное развитие |
4,9 |
5,3 |
980 |
- |
Духовное развитие |
5,1 |
5,5 |
1013 |
- |
Личностная успешность |
4,6 |
5,0 |
983 |
- |
Личностное самоуважение |
4,7 |
5,1 |
986 |
- |
В результате проведенной с больными алкоголизмом работы произошло значимое повешение результатов по шкале внутриличностного развития (U=882, p≤0,05), осужденные стали лучше принимать себя: свои эмоции и ощущения, недостатки, повысилась способность видеть и принимать свое несовершенство, не теряя при этом уважения к себе. Повысилась способность в трудных ситуациях находить ресурс внутри себя для их преодоления.
Выводы:
- В результате проведенной работы у больных алкоголизмом осужденных повысился эмоциональный тонус, самооценка и способность принимать себя.
- Повысилась готовность принимать и искать социальную поддержку.
- Снизилась агрессивность и аутоагрессивность.
- Данные изменения способствуют снижению психологической зависимости от алкоголя, что позволяет говорить об эффективности проведенной медико-психологической работы.
Полученные нами результаты могут использоваться в учебном процессе при подготовке психологов и юристов.