Методики преподавания страховых дисциплин в вузах

NovaInfo 44, с.199-206, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Рассмотрены основные проблемы образовательного процесса в современных условиях на примере подготовки специалистов в области страхования. Автор рассматривает и анализирует различные методики преподавания страховых дисциплин. Сделан вывод о целесообразности использования данных методов для развития профессиональных навыков будущих специалистов.

Ключевые слова

СТРАХОВАНИЕ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ

Текст научной работы

Создание качественной системы образования – залог успешного развития страны. Сегодня наблюдается увеличение доли высокопроизводительных, наукоемких отраслей в системе хозяйствования развитых стран. А это значит, что будет возрастать спрос на специалистов, компетентных в своей области, знающих тонкости своего дела. Растет потребность и в высококвалифицированных работниках экономических специальностей – экономистах (бухгалтерах, менеджерах, финансистах). Ведь успех на рынке как самого малого бизнеса, так и всего государства решает конкурентоспособность, главным звеном в которой является качество человеческого капитала. От современного экономиста требуются умение рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия, предвидеть и предупреждать неблагоприятные ситуации, справляться с кризисными явлениями, эффективно планировать производство. Очевидно, что исполнение всех этих функций требует особых знаний и умений. Задача подготовки таких профессионалов, обучения их необходимым навыкам и развития их интеллектуального потенциала стоит перед высшими образовательными учреждениями.

Несмотря на то, что количество информации, которую необходимо дать студентам, растет, время на аудиторную работу сокращается, и увеличивается время на самостоятельную работу студента. То есть обучаемый должен уметь самостоятельно искать нужную информацию. Поэтому основная цель всех образовательных учреждений – научить обучающегося работать с информацией.

Меняется и роль преподавателя в процессе обучения. Преподаватель из ретранслятора знаний (по сути, поводыря) становится консультантом, советником, стратегическим партнером студента. А студент же, в свою очередь, из пассивного приемника знаний должен стать строгим потребителем, покупателем знаний [3].

Следует признать, что нынешние методики изучения экономических дисциплин, несмотря на значительный исторический и научный потенциал, имеют два минуса. Одним из них является попытка механического переноса постулатов командной экономики с поверхностной терминологической корректировкой на экономику сегодняшнюю, а вторым - отсутствие или недостаточность у авторов конкретных знаний о реальной экономике, о драматизме той экономики, где со многими противоречиями создается прибыль и удовлетворяются потребности [3].

Уровень благосостояния страны зависит от эффективности ее экономики. В свою очередь уровень экономического развития государства зависит от зрелости его финансовой системы. Действительно, ни одна экономика не может существовать без эффективного аккумулирования и использования финансовых ресурсов, которые необходимы для реализации намеченных государством задач производства, управления, обороны и др. Управление финансами – очень ответственное дело, требующее высокого профессионализма работников. Именно поэтому проблема подготовки компетентных кадров экономического направления является весьма актуальной на сегодняшний день [7].

Между тем сегодня мы столкнулись с необходимостью пересмотра подхода к обучению экономическим дисциплинам, вызванной наличием проблем, круг которых весьма разнообразен.

Д. Соколов указывает на наличие таких недостатков образования, как «медленная адаптация учебных программ к современным требованиям, недостаточная их интеграция с зарубежными методиками, физическое устаревание значительной доли преподавательского состава (пик профессиональной деятельности многих преподавателей пришелся на период до 1991 г.), недостаточная представленность бизнес-сообщества в преподавании различных дисциплин в вузах (предлагается развивать программы адаптации будущих сотрудников к финансовому сектору, расширять представительство участников реального бизнеса в высшей школе и т.д.), низкое качество студенческих семинаров (недостаток проблемных заданий, формальный подход к обучению), отсутствие эффективной студенческой практики, самостоятельной работы студентов, заочных форм обучения» [9].

Одна из проблем современного образования заключается в недостатке персонального подхода к перспективным, талантливым студентам, аспирантам и молодым ученым. В идеале необходимо стремиться к такой организации обучения и финансирования исследований, при которой у одаренного студента и аспиранта была бы возможность заниматься только наукой, не отвлекаясь на посторонние дела и не приходя в аспирантуру с целью решения проблем, не связанных с наукой.

Государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы взяла курс на поддержку развития науки во всех сферах деятельности, в том числе экономической. Появилось понятие «инновационная экономика», которое представляет собой тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий [1].

Безусловно, задачей ВУЗов сегодня является создание всех необходимых условий для организации и поощрения научной деятельности студентов, содействие им в разработке новых проектов, ведь за наукой стоит наше будущее.

Т.В. Филипповская утверждает, что главной проблемой современного экономического образования становится не увеличение объема информации, требуемого к изучению студентами, и даже не степень практической направленности экономической теории. Основной акцент при обучении должен быть поставлен на развитие «особых социально значимых качеств личности, позволяющей ей выступать и творцом, и исполнителем, и корректором его социально-экономической деятельности» [10].

Проблемы, в частности, преподавания страховых дисциплин выявлены в научных работах О.Н. Ефимова, кандидата философских наук, доцента, преподавателя страховых дисциплин. Ефимов О.Н. утверждает, что на сегодняшний день еще не сложилось полноценной методологии страхования, и как следствие этого – отсутствует теория страхования, а это значит, что нет выработанной науки страхования. Неразвитость теории страхования проявляется в отсутствии научно выверенных определений и толкований понятий страхования [3]. Автор отмечает, что учебники по страхованию пишутся в основном юристами, которые раскрывают сущность понятий страхования с юридической точки зрения, используя юридическую терминологию. Кроме того содержание этих книг представляет собой упрощенное изложение текстов законов по страхованию. То есть теоретические основы страхования авторы черпают из юридических законов. Хотя должен происходить обратный процесс: ученые-экономисты должны разработать теорию страхования, а юристы, опираясь на уже готовую теорию, - канонизировать страхование как вид экономических отношений.

По мнению Ефимова О.Н., многие преподаватели пользуются устаревшими теоретико-методологическими материалами и не осознают необходимость их реновации. Возможно, эта безынициативность вызвана тем, что у преподавателя нет стимула к развитию новых методик для своих дисциплин, нет желания заниматься наукой [4].

Все перечисленные недостатки негативно сказываются на отношении студентов к предметам экономического цикла, к науке и к своей специальности в целом. По окончании ВУЗа выпускники, идущие работать по специальности, сталкиваются с множеством трудностей, связанных с отсутствием тех знаний и навыков, которыми должен был бы обладать специалист данного профиля.

Интерес студентов к изучаемой дисциплине во многом зависит от методики обучения, выбранной преподавателем. Методика преподавания включает в себя способы организации работы со студентами во время занятий, приемы проведения лекций и семинаров и др.

Если сравнивать экономические науки по уровню разработанности научно-методологической базы, то на самом последнем месте окажется страхование. Между тем изучение страховых дисциплин сегодня необходимо, так как страхование является стратегическим сектором экономики. Разнообразие вариантов развития экономик в различных странах и в мире в целом, возможность результативного прогнозирования финансовой составляющей экономик является риском как для производителей, так и для потребителей. Снизить степень риска в условиях рыночной экономики можно главным образом посредством страхования.

В современных условиях, когда страхование становится фактором воспроизводства национальной экономики, ощущается потребность в нетрадиционном подходе к освещению страхования. Рассмотрим методики преподавания страхования, представленные в научных публикациях различными авторами.

Е.С. Симоненко отдает предпочтение активным формам преподавания страховых дисциплин, таким как проблемная лекция и деловая игра [8].

Проблемная лекция – это лекционная форма занятия, в которой познавательная деятельность студентов или учащихся приближается к поисковой, исследовательской. Желаемый результат такого рода занятия может быть достигнут общими усилиями преподавателя и обучаемых. Суть проблемной лекции сводится не к простому изложению материала, а к приобщению слушателей к участию в исследовании проблемной ситуации, привлечение их к мыслительной деятельности [8].

На наш взгляд, проблемная лекция — это действенный способ привлечения студентов к рассуждению, развитию логического мышления и на практике данный метод целесообразно применять как можно чаще, прибегая к различным его формам и вариантам. Умения логически и стратегически мыслить, упорядочивать и анализировать информацию, являются ведущими в страховании, которыми должен овладеть специалист данного профиля. Несмотря на то, что страхование скорее точная наука, чем гуманитарная, все же и здесь проблемная лекция может применяться достаточно успешно. Если студентам преподносить уже готовые знания, то, скорее всего, в их память сохранится лишь незначительная доля лекционного материала. Следовательно, они будут вынуждены затем самостоятельно осваивать материал, чтобы применить его на практике, что нередко бывает безуспешным. Если обучающийся не понял суть излагаемого сообщения, не сформировал своей точки зрения по данной проблеме, то при самостоятельном изучении он может прийти к ошибочному пониманию темы, что, в свою очередь, приведет к бесполезности учебного процесса. Проблемные лекции позволяют правильно донести информацию до студента и сформировать его профессиональные компетенции.

Другим важным методом активного обучения, который можно и нужно внедрять в образовательный процесс, является деловая игра.

М. Новик в своей статье «Современные технологии в образовании» дает следующее определение деловой игры: «Деловая игра — это имитационное моделирование процессов управления производством и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем» [8]. Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность участникам ощутить себя в определенной ситуации, которая требует от них решения какой-то производственной проблемы. Безусловно, подобные занятия помогут студентам получить большой опыт практической деятельности. Такой метод обучения необходимо применять в страховании, так как специалисту этого профиля постоянно придется сталкиваться с проблемными ситуациями, такими, как организация внешних связей, создание системы маркетинговых коммуникаций, а также анализ экономических показателей.

В коллективном труде А.С.Кокина, Н.И. Яшиной и С.С. Петрова, посвященному теме компетентностного подхода к практике преподавания дисциплин, предлагается интерактивный метод, позволяющий логически подвести обучающихся к противоречию и вызвать его обсуждение с приведением аргументов в пользу высказанного мнения. На наш взгляд, такой способ проведения занятия способствует вовлечению студентов в дискуссию, а также выработке собственного мнения на рассматриваемый вопрос. Однако при проведении таких дебатов необходимо ориентироваться на уровень знаний студентов: обсуждаемый вопрос не должен быть слишком сложным для обучаемых [7].

Г.С. Бельская и В.С. Чувакина, помимо вышеперечисленного, в преподавании экономических дисциплин предлагают применять решение кейсов. Функция «кейс-стади» состоит не в том, чтобы давать готовые теоретические знания, а чтобы вырабатывать у студентов определенные направления в мышлении, формировать умения и навыки. Данная технология минимизирует разрыв между теорией и практикой, учит оценивать ситуацию и делать прогнозы ее развития, а также способствует систематизации знаний и развитию логического мышления [2].

О.Н. Ефимов в монографии «Новейшее страхование в законах» приводит свою методику преподавания страховых дисциплин. Какие основные моменты включает предлагаемая методика?

  1. О.Н. Ефимов утверждает, что экономические дисциплины следует изучать на базе нормативно-правовых актов, а учебники и другая учебная литература должны выполнять вспомогательную роль.
  2. Изучение страхования начинается с обязательного освоения студентами сущности 33 базовых термина страхования. Наиболее важными после самого понятия «страхование» являются понятия «страховое дело», «эквивалентность страховых отношений», «емкость страхового рынка», «страховая ответственность» и «страховые обязательства» и ряд других.
  3. Эффективным помощником для познания базовых терминов и понятий является метод иллюстрации. Изобразить графически, к примеру, системы страховой ответственности студент сможет, если поймет суть этих систем.
  4. Весьма полезным не только для теоретического, но и практического освоения страховых дисциплин является применение «живых» документов действующих страховых компаний или их филиалов.
  5. Взаимопроверки. На практических занятиях студенты по заданию преподавателя распределяются попарно для проверки очередного фрагмента рейтинговой работы. Проверки осуществляются не друг у друга, что может привести к определенным нежелательным договоренностям в паре, исходя из чего преподаватель далее распределяет проверки меду студентами
  6. Практические контакты со специалистами компаний на местах или совмещенная работа в компании – неотъемлемый компонент успешного изучения экономики. Почти каждое предприятие может предложить желающему работу по свободному графику [4].

Каковы преимущества рассмотренных нами методик перед обычным учебным занятием? Во-первых, на наш взгляд, такие формы преподавания вызывают вовлеченность студентов в образовательный процесс. Например, проблемная лекция, построенная в виде беседы лектора со слушателями, побуждает студентов к осмыслению задаваемых вопросов, а значит, их внимание сконцентрировано на предмете лекции. Во-вторых, участие студентов в обсуждении проблемных ситуации способствует лучшему запоминанию материала. И в-третьих, помимо теоретических знаний, рассмотренные нами способы подготовки будущих специалистов вырабатывают и практические навыки. Так, работа с документацией или прохождение практики в страховой компании дает возможность получить бесценный опыт, необходимый для будущей профессиональной деятельности.

Использование активных методик обучения в своей преподавательской деятельности есть индикатор компетентности и креативности преподавателя. Несомненно, настоящим педагогом можно считать того, который, обучая студентов, сам стремится к познанию нового, к самообразованию и саморазвитию. С нашей точки зрения, если бы основная часть преподавателей обладала данными качествами, это дало бы мощный толчок для улучшения качества всего образования.

Особенности современного экономического развития ставят важные вопросы в отношении своевременного предвидения кризисных явлений, прогнозных оценок их глубины и масштаба, выработки эффективных мер против неблагоприятных процессов и их последствий. В этом отношении существенно возрастает значение образования и науки, которые должны вооружить специалистов современными методами управления в экономике, анализа экономических процессов, адекватной и своевременной оценки угроз экономическому развитию.

Ключевой фигурой рыночной экономики является экономист, успех деятельности которого зависит от его желания и способности идти на риск; готовности к использованию возможностей, предоставляемых рынком; нацеленности на поиск новых путей расширения масштабов деятельности, поэтому проблема подготовки кадров экономического направления является весьма актуальной на сегодняшний день.

Между тем очевидными становятся недостатки современных методик преподавания экономических дисциплин, среди которых отмечают:

  • низкое качество студенческих семинаров;
  • отсутствие эффективной студенческой практики;
  • недостаточность индивидуального подхода к перспективным, талантливым студентам и т.д.

Успех в изучении теории страхования, в овладении практическими навыками да и в целом в формировании правильного понятия о дисциплине напрямую зависит от профессионализма преподавателя, который разрабатывает свою методику преподавания (или использует уже готовые методики своих коллег). Какой бы способ донесения материала не выбрал преподаватель, он должен обеспечить студентов необходимым объемом знаний, требуемым образовательной программой высшего профессионального образования.

Читайте также

Список литературы

  1. Батракова, Л.Г. Инновации в сфере образования: экономические аспекты [Текст]/ Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – № 4 – С.121-124.
  2. Бельская, Г.С. Совершенствование преподавания экономических дисциплин [Электронный ресурс] / Г.С. Бельская. – Электронные текстовые данные. – Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2007. – № 1. – С. 92-98.
  3. Ефимов О.Н. Методологические основы и методика преподавания экономических дисциплин в вузе с использованием гносеологического потенциала нормативных документов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 86 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.гu/23080. — ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  5. Ефимов О.Н. Страховое дело [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные,— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 177 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23088.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  6. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  7. Кокин, А.С. Внедрение компетентностного подхода в практику преподавания дисциплин профиля «финансы и кредит» бакалавриата по направлению «Экономика» [Электронный ресурс] / А.С. Кокин, Н.И. Яшина, С.С. Петров. – Электронные текстовые данные. – Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3. – С. 85-88.
  8. Симоненко, Е.С. Освоение профессиональных компетенций специалистов в области страхования при использовании деловых игр и проблемных лекций [Электронный ресурс] / Е.С. Симоненко. – Электронные текстовые данные. - // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта: Электронный научный журнал. - 2013. - №11. – С. 134-145.
  9. Соколов, Д. Проблемы профессиональной подготовки специалистов финансово-экономического профиля в контексте современных тенденций социально-экономического развития Российской Федерации [Текст]/ Д. Соколов // Актуальные вопросы инновационной экономики. – 2013. – № 3. – С. 119-128.
  10. Филипповская, Т.В. Специфика и проблемы экономического образования [Электронный ресурс] / Т.В. Филипповская. – Электронные текстовые данные. - // Образование и наука: Электронный научный журнал. – 2004. - №1. – С. 115-125.

Цитировать

Тарзимина, М.В. Методики преподавания страховых дисциплин в вузах / М.В. Тарзимина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 199-206. — URL: https://novainfo.ru/article/5680 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться