Место страховых компаний по оценке потребителей страховых услуг в обзоре социальных сетей

№45-1,

экономические науки

В статье анализируется ТОП-20 крупнейших страховых компаний Российской Федерации по отзывам пользователей социальных сетей. Сделан обзор самых актуальных социальных сетей России. Затронуты вопросы исследования факторов, влияющих на оценку потребителей данных страховых компаний.

Похожие материалы

Введение

На нынешнем этапе развития общества не предстает быть возможным отсутствие интернета, в том числе и социальных сетей.

По нашему мнению, интернет сейчас необходим - он может действовать как книга: кто может у него чему-то поучиться, он учит, предоставляет информацию, главное - уметь ее фильтровать. А кто хочет только развлечений, тот и "книги" будет искать соответствующие. Так социальные сети могут и благотворно влиять на нашу жизнь и работу. Это касается и страховых компаний. Благодаря виртуальному пространству можно узнать, что о страховщике думают потенциальные клиенты и наоборот. Эта система может раскрыть проблемы компании, ее слабые стороны под новым углом, с другой позиции. Таким образом, мониторинг социальных сетей по выбранной совокупности страховых фирм может способствовать расширению, расцвету страховщика, обретению им новых знаний и опыта, совершенствованию всей страховой системы. Актуальность работы также обусловлена возросшей значимостью социальных сетей как эффективного инструмента управления в практике деятельности страховых компаний.

Анализ и характеристика социальных сетей, их роль в современном мире

На сегодняшний день все больше компаний как в России, так и за границей пользуются социальными сетями. Они заводят аккаунты в таких сетях, как Facebook, Twitter, Google+ и т.д. по разным причинам: от заинтересованности сотрудников соцсетями, желания идти в ногу со временем до четко продуманной маркетинговой стратегии. Как бы это ни было, интернет-пользователи в Российской Федерации составляют более 55% от всего населения, и 82% из них имеют аккаунты в социальных сетях, а более 35% - ежедневно на них заходят. Поэтому социальные сети — это идеальное место для продвижения бренда и укрепления долгосрочных контактов с клиентами и потенциальными потребителями. К тому же более 90% обсуждений таких брендов и их продукции происходит именно в социальных сетях. Люди разных возрастов и социальных групп привыкли делиться впечатлениями со своими знакомыми и друзьями в виртуальном пространстве. Так, согласно исследованиям интернет-портала Yahoo!, 49% пользователей общаются и дают советы через соцсети, 60% пользуются ими для поиска разного рода скидок и все 70% - доверяют глобальной сети при поиске информации о товарах и услугах, которые они хотят приобрести. В таких условиях, разумеется, постоянный мониторинг мнений о своем продукте, бренде, создание его положительного имиджа, взаимодействие с другими пользователями, управление репутацией самой компании и информирование о своих товарах и услугах в социальных сетях — это очень важный аспект деятельности любой фирмы. Продвижение такого рода является необходимой составляющей любой качественной рекламной кампании.

В настоящий момент, по нашим подсчетам, насчитывается более 150 социальных сетей (ВКонтакте.ру, Блогосферы и СМИ, Google+, Facebook, MySpace, Клуб «Jeep-er», Avtomobilist.ua и др.) [3]. Чтобы исследовать данную тему более конкретно, мы решили выбрать самые популярные сети, которыми пользуются в основном люди зрелого возраста, имеющие возможность застраховать свои интересы. Перечень и важнейшие характеристики самых крупных активных социальных сетей представлены в таблице 1.

Таблица 1 Крупнейшие активные социальные сети (за исключением сайтов знакомств) [15]

№ п/п

Имя

Описание

Дата запуска

Аккаунтов

Перевод на русский язык

1

Facebook

Общего характера

февраль 2004

1 200 000 000+

Да

2

Google+

Общего характера

28 июня 2011

540 000 000

Да

3

Sina Weibo

Общего характера. Микроблог

14 августа 2009

500 000 000+

Нет

4

Twitter

Общего характера. Микроблог

15 июля 2006

500 000 000+

Да

5

ВКонтакте

Общего характера

10 октября 2006

250 000 000+

Да

6

LinkedIn

Деловая и профессиональная сеть

май 2003

225 000 000+

Да

7

Badoo

Общего характера. Популярная в Европе и Латинской Америке.

2006

220 000 000

Да

8

Tumblr

Сервис тамблелоггинга общего характера с элементами соцсети

2007

220 000 000+

Да

9

Одноклассники

Общего характера

26 марта 2006

205 000 000+

Да

10

Instagram

Опирается на выкладывание пользователем фотографий

6 октября 2010

200 000 000

Да

11

Renren

Популярна в Китае. До августа 2009 называлась (Xiaonei)

декабрь 2005

160 000 000

Нет

12

Pinterest

Международная сеть для публикации изображений и анимации. Обмен ими

2011

100 000 000+

Да

13

Tagged

Общего характера

октябрь 2004

100 000 000+

Да

14

Ask.fm

Современный сервис вопросов и ответов с элементами социальной сети

2010

70 000 000

Да

15

Flickr

Хранение и использование цифровых фотографии. Обмен ими.

февраль 2004

51 000 000

Нет

16

Авааз

Продвижение действий активистов по вопросам прав человека, климатических изменений и религиозных конфликтов.

2007

40 300 000

Да

17

Last.fm

Музыкальный сервис с элементами социальной сети

2002

40 000 000

Да

18

LiveJournal

Блог-платформа

март 1999

39 426 278

Да

19

Mixi

Общего характера. Популярна в Японии

февраль 2004

26 000 000+

Нет

20

MySpace

Общего характера

август 2003

25 000 000+

Нет

21

foursquare

Социальная сеть с функцией

геопозиционирования

11 марта 2009

25 000 000

Да

22

SoundCloud

Социальная сеть для музыкантов и диджеев

2010

10 000 000+

Да

23

ц.укр

Общего характера

1 апреля 2014

105 000

Да

Из них, согласно данным исследования компании Mail.ru Group за апрель 2015 г., на территории РФ по доле на рынке социальных сетей наиболее распространены:

  1. Вконтакте: 14%
  2. Одноклассники: 7%
  3. Мой Мир: 3%
  4. Фейсбук: 3%
  5. Твиттер: 1% [18].

Учитывая тот факт, что сайт "Одноклассники" позиционирует себя как сеть для тех, кому за "N"лет и кто ищет, скорее, не информацию, а досуг, то ее, по нашему мнению, можно исключить. Это наглядно видно в таблице 2.

Таблица 2. Возрастная структура аудитории социальных сети в России в марте 2014 г. [13]

Вконтакте

Мой Мир

Одноклассники

Фейсбук

Ютуб

Твиттер

Возрастная категория 12-17

11%

8%

8%

7%

11%

12%

Возрастная категория 18-24

20%

14%

15%

23%

19%

23%

Возрастная категория 25-34

28%

28%

29%

37%

27%

21%

Возрастная категория 35-44

19%

23%

22%

19%

20%

19%

Возрастная категория 45-54

15%

18%

17%

9%

15%

16%

Возрастная категория 55-64

7%

9%

9%

5%

8%

9%

Здесь мы можем наблюдать, что в сети "Одноклассники" практически одинаково высокие доли (с разницей в 5-7%) занимает аудитория в возрасте 25-34, 35-44 и 45-54 лет, примерно как и в социальной сети "Мой Мир". Однако данная сеть ("Мой Мир") сформировалась на основе проекта Mail.ru. и не воспринимается большинством пользователей как самостоятельная, к тому же, по мировому обороту она в принципе не котируется, следовательно, можно опустить ее в нашем исследовании. Так из остальных сетей по РФ (за вычетом "Мой Мир") на сайте "Одноклассники" большую долю всей аудитории составляет население в среднем возрасте от 25 до 54 лет (68%). Для сравнения большую долю аудитории во "Вконтакте" (59%) составляют граждане в более молодом возрасте - от 12 до 34 лет.

В связи с вышесказанным, заменим социальную сеть "Одноклассники" на более популярную в мире и набирающую оборот в РФ платформу "LiveJournal". Далее рассмотрим сети, которые успешно функционируют на рынке информационных услуг уже не одно десятилетие. Для более продуктивной, достоверной и качественной исследовательской работы доведем количество анализируемых платформ до 5. Для этого мы решили выбрать сеть "LinkedIn". Этот продукт развивается и набирает обороты уже довольно давно и весьма успешно. LinkedIn — это социальная сеть для нахождения и осуществления деловых контактов, в которой зарегистрировано более 380 млн пользователей, которые представляют 150 отраслей бизнеса из двухсот стран [16]. Особенностью данной сети является то, что она направлена на установление деловых связей, поиск работы и поиск новостей по интересующему пользователя бизнесу. А в современных рыночных условиях, когда молодые люди нацелены получить все и сразу, все горят желанием открыть свое дело, учат языки (английским в определенной степени владеют практически все), путешествуют, уезжают на заработки или учебу в столицу, а многие даже всерьез мечтают переехать за границу в поисках лучшей жизни или по иным причинам - данная сеть, на наш взгляд, в скором времени будет довольна популярна и у нас в стране.

В Российской Федерации одной из самых популярных сетей является "Вконтакте", в мире - facebook. Следовательно, логично было бы предположить, что в данных сетях будет больше всего публикаций на тему страхования в том числе. Однако стоит учесть тот факт, что мы рассматриваем лишь регионы РФ, а facebook - это все-таки сеть мирового масштаба, не совсем привычная российским пользователям ПК. Далее выясним, так ли это в действительности.

Известная американская компания HubSpot, которая является стартапом из Бостона и предоставляет целый набор атрибутов для проактивного (Inbound) интернет-маркетинга [17], провела исследование, в ходе которого проанализировали 7000 компаний из 9 отраслей бизнеса (на примере facebook и twitter). Так, в результате данного исследования выяснилось, что в прямой зависимости от того, в какой сфере трудится исследуемая компания, меняется и отдача от публикаций постов. Иными словами, есть секторы, в которых частый "постинг" дает исключительно положительные результаты, а есть те, в которых лучшие результаты дает не количество постов, а их качество, и чтобы повысить вовлеченность аудитории, не стоит тратить время на заполнение сайта любой актуальной информацией. Нас интересует, как обстоит дело в сфере страхования и финансовой деятельности. Для этого выясним, какие показатели активности в соцсетях характеры для категории "Бизнес и финансовые услуги".

Итак, в исследуемой категории насчитывается около 8,43 публикаций за неделю, 170,237 подписчиков, 0,81 взаимодействий к публикации. Фирмы, которые относят себя к сфере финансовых и бизнес-услуг, ведут себя крайне похоже на компании из отдела программного обеспечения и размещают около 9 публикаций за неделю. На рисунке 1.2 показано соотношение вовлеченных в тематику пользователей и количества публикаций на данных интернет-ресурсах.

Рисунок 1 Зависимость вовлеченных пользователей от количества публикаций в социальных сетях в сфере финансовых услуг и предпринимательства [10]

Рисунок 1 Зависимость вовлеченных пользователей от количества публикаций в социальных сетях в сфере финансовых услуг и предпринимательства [10]

Проанализировав рисунок 1, мы можем сделать следующий вывод: финансисты и бизнесмены получат наибольшую вовлеченность к публикациям, как, собственно, и другие компании (за исключением нон-профитов и образовательных структур), публикуя один и менее поста в неделю. Вероятнее всего, исходя из предоставленных статистических данных, для подобных компаний (в том числе и страховых) разумнее будет публиковать от одного до трех публикаций в неделю. Эти данные понадобятся нам для анализа страховых компаний в сетях Интернета.

Итак, существует концепция социальный CRM. Это наиболее актуальная тема за последний период времени на CRM рынке. Главные CRM вендоры (компании-поставщики) в срочном порядке начали процесс внедрения в общественные массы своих решений, а исследовательская американская консалтинговая компания "Gartner" назвала Social CRM одним из важнейших факторов, в будущем обеспечивающих рост CRM рынка в ближайшие 5 лет. Главная идея концепции состоит в том, что практически все клиенты регулярно общаются в интернет-пространстве, обсуждают компанию и ее продукты, советуются друг с другом, делятся планами и идеями. И совершенно нерационально и даже глупо не контролировать этот процесс и не вмешиваться в него. Ведь это замечательная возможность увеличить продажи и доверие потребителей к компании, получить качественную обратную связь и новые творческие идеи для проектов.

Таким образом социальные CRM строят свою деятельность на мониторинге публичных социальных сообществ и сетей, заносят все дискуссии и обсуждения, касающиеся данного бизнеса, в свою базу. Многие даже умеют "захватывать" данные со страниц участников таких дискуссий и формировать из них список потенциальных клиентов. А имея перед глазами свежие данные о важных онлайн-разговорах, которые происходят, например в Facebook или Твиттере, сотрудник фирмы может вовремя вмешаться и ответить на вопрос, интересующий потенциального клиента, вызвав удивление и восторг такой быстрой реакцией [2].

Статистика продвижения страховых компаний и их оценка пользователями соцсетей

Эффективное функционирование финансового рынка зависит от развития страховой деятельности. Повышение качества предоставляемых услуг страховых компаний, обеспечение защиты прав и интересов получателей страховых услуг и должное исполнение страховыми организациями принятых ими обязательств по договорам страхования являются приоритетными задачами, которые определены Стратегией развития страховой деятельности в РФ до 2020 года. Для обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний особое внимание уделено росту качества активов и собственных средств, а также осуществлению комплексной оценки рисков и достаточности активов для исполнения данных обязательств [1].

Доминирующим фактором, непосредственно влияющим на современное финансовое состояние российских страховщиков, препятствующим их и так недостаточно ускоренной интеграции в миро вое страховое сообщество, безусловно, являются экономические санкции, применённые к России со стороны США и ряда государств Евросоюза во второй половине 2014 г. Вследствие применённых санкций и кризиса, связанного с обесценением национальной валю ты – рубля, крупнейшее рейтинговое агентство Moodу’s с 25 февраля 2015 г. в очередной раз значительно понизило рейтинги инвестиционной привлекательности России, теперь уже до «спекулятивного», а равно и рейтинги субъектов РФ и ряда крупных предприятий и кредитных организаций, таких как: ОАО «Сбербанк России», Государственной корпорации «Внешэкономбанк», ОАО «Банк ВТБ», ОАО АКБ «Банк Москвы», ООО КБ «Ренессанс Кредит», АО «Газпромбанк», ОАО «Газпром», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Роснефть», а также Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) [11].

Также в ходе нашего исследования было выявлено, что качественные страховые компании, которым более всего доверяют потребители, находятся на разных позициях ТОП-20 крупнейших страховых компаний по количеству поступлений, однако по-прежнему востребованы и ценны для покупателей их услуг. По всей видимости, такая тенденция наблюдается в связи с отсутствием мошенничества, роста тарифных ставок, навязывания дополнительных услуг. Однако кризис дал о себе знать, то есть у самих компаний затраты увеличиваются, но они стараются сдерживать рост цен на свои услуги, поэтому они также пользуются популярностью у потребителей, многие из которых относятся к категории постоянных. Далее рассмотрим оценку данных страховых компаний потребителями, ранжируя список страховщиков по количеству поступлений денежных средств.

Таблица 3 Оценка ТОП-20 крупнейших страхований компаний РФ пользователями социальных сетей за 9 месяцев 2015 г.

№ п/п

Показатели

Поступления денежных средств за 9 мес. 2015 г.

Общая объективная оценка компаний в соц.сетях, единиц

9 мес. 2015г., тыс.руб

в % к 2013 г.

по параметру "качественное обслуживание"

по параметру "низкие тарифные ставки"

1

РОСГОССТРАХ

110126198

18,94

1004,9

111,7

2

СОГАЗ

103689668

17,83

185,3

363,2

3

РЕСО-ГАРАНТИЯ

56960268

9,80

863,7

661,3

4

ИНГОССТРАХ

51746685

8,90

951,0

728,1

5

АЛЬФАСТРАХО-ВАНИЕ

41968546

7,22

293,0

897,4

6

ВСК

35584461

6,12

777,5

2 613,4

7

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

34335616

5,90

22,4

0,0

8

СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

30322260

5,21

25,3

0,0

9

СОГЛАСИЕ

22573774

3,88

0,0

0,0

10

РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ

15808503

2,72

436,9

0,0

11

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

15531985

2,67

49,5

445,5

12

АЛЬЯНС

10365558

1,78

296,3

74,1

13

ЖАСО

10054515

1,73

687,0

7 633,6

14

РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ

9239368

1,59

0,0

0,0

15

АЛЬФАСТРАХО-ВАНИЕ-ЖИЗНЬ

9132143

1,57

0,0

0,0

16

УРАЛСИБ

8482732

1,46

90,9

363,6

17

МАКС

7934048

1,36

1553,4

97,1

18

ЭНЕРГОГАРАНТ

7613655

1,31

1616,2

909,1

19

КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ

7505866

1,29

0,0

0,0

20

ТРАНСНЕФТЬ

6687285

1,15

0,0

0,0

ИТОГО

581469983

100

8853,3

14 898,1

Источник: составлено автором на основе [19]

Как мы можем пронаблюдать из данных таблицы 3, "Росгосстрах" по-прежнему держится на заслуженном 1 месте, но на деле за этим скрывается немало неприятных фактов, которые направлены исключительно на получение прибыли. Однако не все страховые компании выбрали такой путь: например, по количеству поступлений "Энергогарант" стоит на 18 месте, а по показателю общей оценки потребителей в связи с качественным обслуживанием - на 1 месте с результатом 1616,2 единиц. После расчетов представлен один из примеров положительных отзывов о данной компании (см. рисунок 2). Мы рассмотрели именно общую объективную оценку, так как количество упоминаний страховых компаний в социальных сетях без учета доли компании на рынке является неполным и необъективным показателем.

Приведем пример расчета "веса" положительных отзывов оценки о каждой страховой компании пропорционально ее доли на страховом рынке по используемой в ряде экономических наук методике. В качестве примера подробного расчета возьмем компанию "Росгосстрах" как самую популярную в РФ [12]. Итак, доля на рынке данной страховой компании составляет 14,33% или 0,1433. Количество упоминаний "Росгосстраха" по параметру "качественное обслуживание" за последний квартал 2015 г. - 12. Тогда "вес" каждого высказывания в РГС составляет 12/0,1433= 83,7 единиц. Общая объективная оценка РГС составит: 12*83,7=1004,9 единиц. Так, "Росгосстрах" занимает 3 позицию по общей объективной оценке ТОП-20 крупнейших страховых компаний за 9 месяцев 2015 г. по параметру "качественное обслуживание", уступив место компаниям "Энергогарант" и "МАКС", которые менее популярны и обеспеченны, но которым больше доверяют потребители.

Так как оценки по данным параметрам встречаются в сети "Вконтакте", рассмотрим лишь ее. Используя описанный выше метод расчета "веса" отзывов с учетом доли рынка, проанализируем таблицу 3. Без учета компаний с нулевым значением параметра, по качеству обслуживания встречается меньше всего упоминаний у компании ВТБ Страхование (22,4 единиц). Также мы выяснили, что наши граждане доверяют Московской акционерной страховой компании (1553,4 единиц) - о ней было написано много положительных отзывов по разным параметрам, в целом, люди очень довольны ее услугами; Росгосстраху (1004,9 единиц) - при том, что было много негативных отзывов о качестве обслуживания в разных городах, здесь люди больше опираются на место на рынке, опыт компании и гарантию качества; и Ингосстраху (951,0 единиц) - про данную компанию также нами были замечены исключительно положительные отзывы по всем параметрам.

Описание: C:\Users\1\Dropbox\Скриншоты\Скриншот 2016-02-21 14.18.25.pngРисунок 2 Положительный отзыв о качестве обслуживания и доверии потребителей страховой компании "Энергогарант"[14]

Рисунок 2 Положительный отзыв о качестве обслуживания и доверии потребителей страховой компании "Энергогарант"[14]

Стоит отметить, что "Энергогарант" вошел в тройку по обоим положительным показателям, что говорит о его явном лидерстве среди всех топовых компаний России.

Также без учета компаний с нулевым количеством отзывов (ВТБ Страхование, Сбербанк страхование жизни, Согласие, Росгосстрах жизнь, Ренессанс Жизнь, АльфаСтрахование-Жизнь, Капитал Страхование и Транснефть) меньше всего положительных отзывов о низких тарифных ставках было зафиксировано у страховой компании "Альянс" (74,1 единиц), больше всего - у ЖАСО (7633,6 единиц) с разницей в 103 раза. Далее представлены примеры положительных отзывов о "ЖАСО".

Рисунок 3 Положительный отзыв в соц.сети "Вконтакте" о низких тарифных ставках Страхового общества "ЖАСО"[14]

Рисунок 3 Положительный отзыв в соц.сети "Вконтакте" о низких тарифных ставках Страхового общества "ЖАСО"[14]

Население считает, что в данной страховой компании страховать имущество выгоднее и дешевле. При этом упоминается важный фактор - ненавязывание страхования жизни, который упоминается в качестве негативного при рассмотрении и анализе Росгосстраха, к примеру.

Рисунок 4 Положительные отзывы в мониторинговой системе IQBuzz о низких тарифных ставках Страхового общества "ЖАСО"[20]

Рисунок 4 Положительные отзывы в мониторинговой системе IQBuzz о низких тарифных ставках Страхового общества "ЖАСО"[20]

Из приведенного выше изображения можно заметить не только рекламные объявления компаний, но и реальное отображение ситуации, которая волнует потребителей страховых услуг. Люди также считают ЖАСО дешевле, однако упоминаются и свои незначительные минусы, без которых не может функционировать ни одно предприятие.

Итак, действительно, анализируя сами комментарии, будучи абсолютно нейтральными и независимыми, мы пришли к выводу о том, что люди больше всего довольны в плане низких процентов именно Страховым обществом ЖАСО. Цены на тарифы у них действительно ниже, чем у других компаний, в этом и состоит главное преимущество данной фирмы.

Выводы и заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования можно прийти к выводу о том, что самыми крупными социальными сетями в мире являются Facebook (1 200 000 000 аккаунтов), Google+ (540 000 000 аккаунтов), Sina Weibo (500 000 000+), Twitter (500 000 000+), ВКонтакте (250 000 000+). По РФ - Вконтакте - 14% - доля на рынке всех социальных сетей в РФ, Одноклассники - 7%, Мой Мир - 3%, Фейсбук - 3%, Твиттер - 1%.

Поэтому большинство отзывов рассматривались именно по соцсети "Вконтакте". Итак, нашумевший "Росгосстрах" занял 3 место по общей объективной оценке ТОП-20 крупнейших страховых компаний за 9 месяцев 2015 г. по параметру "качественное обслуживание". Также, как выяснилось, наши граждане доверяют Московской акционерной страховой компании (1553,4 единиц общей оценки потребителей в связи с качественным обслуживанием) и Ингосстраху (951,0 единиц). Что касается последней, нами также были замечены исключительно положительные отзывы.

Подводя итоги, нужно сказать, что не всегда самая популярная страховая компания является самой лучшей по всем показателям. Однако благодаря современным технологиям, Интернету и социальным сетям в том числе, можно узнать о предпочтениях потребителей, проанализировать компании конкурентов, сделать для себя выводы и в дальнейшем совершенствовать систему страхования в своей фирме, учитывая пожелания клиентов.

Список литературы

  1. Ахвледиани, Ю. Т. Стратегические направления развития российского страхового рынка [Электронный ресурс] / Ю. Т. Ахвледиани. — Электронные текстовые данные // Страховое дело. № 12 (273). Москва : Издательско-консалтинговая фирма "Анкил", 2015. — 60 с. — Режим доступа: http://www.ankil.info/lib/1/166/1443/. — 10.03.2016
  2. Грачев, Д. Н. Развитие концепции CRMи дальнейшие ее перспективы в области продаж и обслуживания клиентов [Электронный ресурс] / Д. Н. Грачев. — Электронные текстовые данные // Управление экономическими системами : Электронный журнал ВАК. № 11/2012 (47). Москва, 2015. — Режим доступа: http://uecs.ru/uecs47-472012/item/1629--crm-. — 10.03.2016
  3. Ермолова, Н. С. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+ [Текст] / Н.С. Ермолова. Москва: Альпина Паблишер, 2014. — 358 с.
  4. Ефимов, О. Н. Иностранный страховой бизнес в России: обзор и анализ правового положения по российскому законодательству // Российский экономический интернет-журнал. — 2015. — №4 (01.10.2015-31.12.2015). Режим доступа: http://www.e-rej.ru/publications/161/.— 22.02.2016
  5. Ефимов, О. Н. Основы страхового дела [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н. — Электрон, текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. — 116 с. — Режим доступа: http://ankil.info/WordPress/wp-content/uploads/ 2015/04/СД-03_2015-с-обложкой.pdf.— 23.02.2016
  6. Ефимов, О. Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. — LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012. — 685 с.
  7. Ефимов, О.Н. Структура местного страхового рынка [Электронный ресурс] / О.Н. Ефимов. — Электронные текстовые данные — // Страховое дело. № 3. Москва : Издательско-консалтинговая фирма "Анкил"; Ассоциация страхового права, 2015. —58 с. — Режим доступа: http://nlcg.spb.ru/book/-Struktura-mestnogo-strakhovogo-rynka.html. — 12.03.2016
  8. Ефимов, О. Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Электронный ресурс]: курс лекций / Ефимов О.Н. — Электрон, текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014.— 261 с. — Режим доступа: http://nlcg.spb.ru/book/-Ekonomika-strakhovaniia-i-analiz-strakhovykh-operatsii.html. — 12.03.2016
  9. Ефимов, О. Н. Томилова Н.А. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности (перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере страхования с краткими комментариями) / Уфа: РИО Уфимского филиала Финансового университета, 2012. — 40 с.
  10. Как часто делать публикации в Фейсбук и Твиттер? — Режим доступа: http://www.pro-smm.com/kak-chasto-publikovat-v-facebook-i-twitter/. — 24.02.2016
  11. Малкович, Ю.Н. Интеграция российских страховщиков в мировое страховое сообщество: проблемы и перспективы. Государственное регулирование страхового рынка [Электронный ресурс] / Ю. Н. Малкович. — Электронные текстовые данные. // Страховое право: Научно-аналитический журнал. № 3 (66). Москва : Издательско-консалтинговая фирма "Анкил"; Ассоциация страхового права, 2015. — 382 с. — Режим доступа: http://www.ankil.info/lib/2/159/1385/.— 14.03.2016
  12. Росгосстрах. Официальный сайт — Режим доступа: http://www.rgs.ru/about/information/index.wbp. — 24.02.2016
  13. Самые популярные социальные сети в России 2015. — Режим доступа: http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2015/. — 20.02.2016
  14. Социальная сеть Вконтакте. — Режим доступа: http://vk.com/doc4690348_437085077?hash=3114f0efa9f3c0d33f&dl=6433f2c4a97567359d. — 20.02.2016
  15. Список социальных сетей — Википедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_социальных_сетей. —18.02.2016
  16. About Us | LinkedIn Newsroom. — Режим доступа: https://press.linkedin.com/about-linkedin. — 23.02.2016
  17. HubSpot: как привлечь клиентов и инвестиции от Salesforce. — Режим доступа: http://www.crm2web.ru/news/9696/. — 22.02.2016
  18. Interfax в России. — Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/ 366609. — 22.02.2016
  19. IQBuzz. Сервис для мониторинга социальных медиа. — Режим доступа: http://service.iqbuzz.ru/actions/start. — 23.02.2016