Тема активизации инновационной деятельностироссийских предприятий в последние годы становится всё более актуальной. Это является отражением возрастающего понимания обществом того, что обновление России, всех сфер её жизни невозможно без нововведений в производство, управление, финансы. Именно инновации ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, сбыта продукции, повышению эффективности управления.
Под инновацией в литературе понимают «нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции» [1].
Инновация — это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения производства, с фиксированным получением дополнительной ценности [5].
Если инновация ведет к повышению производительности, то она является основой для увеличения прибыльности в экономике.
Инновации осуществляется в различных областях:в технике, в технологиях, в организационных вопросах и в управленческих областях [2]. В связи с этим инновации бывают следующих видов:
- Технологические. Под технологической инновацией представляют собой конечныйрезультат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованногопродукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способапроизводства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности;
- Организационно — управленческие. Изменения в системе управления компанией для достижения целей ее функционирования и развития, т.е. изменения в системе управления компанией с целью повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности компании;
- Экономические. Данная инновация связанна с совершенствованием в платежной, финансовой, бухгалтерской сферах;
- Маркетинговые. Инновации в маркетинге — это внедрение способов и методов, которые улучшают результат и эффективность организации, так же это процесс, который включает в себя новые идеи, продукты, услуги, для успешного продвижения и конкурирования на рынке;
- Социальные. Нововведения в социальном управлении компанией, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности персонала и нестабильности внешней среды;
- Экологические. Связаны с новыми продуктами, новыми технологиями, которые обеспечивают взаимодействие между экономическим развитием и сохранением окружающей среды[5].
В современных условиях становления «экономики знаний» инновационные фирмы выполняют следующие функции[2]:
- Способствуют развитию инновационной инфраструктуры: Примером являются такие компании как ОАО «СО ЕЭС» — открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» или ОАО «Российские сети» — электросетевая компания;
- Стимулируют создание новейших технологий: Например, компания ОАО «Яндекс» — поисковая система и IT-компания, которая разрабатывает различные сервисы для России, Беларуси, Казахстана, Турции и Украины. Компания «Яндекс» одна из немногих, вошедших в рейтинг самых инновационных компаний мира [7]. Или государственная промышленная корпорация ОАО «Ростех», созданная для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции;
- Являются потребителями новой продукции: Примером являются такие компании как ОАО «Лукойл» — российская нефтяная компания.
Данные компании устойчиво работают на российском рынке, являясь примером инновационной активность для других фирм.
По статистике доля инновационной продукции в РФ в общем выпуске составляет пока всего 8–9% . В 2005–2010 гг. удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, сохранялся на уровне 9.3–9.4%, а доля инновационнойпродукции в общем объеме выпуска не превышала 4.6–5.5%, причем предпосылки к ростуэтих показателей отсутствовали[3].
Инновационная активность предприятий различается в зависимости от региона их деятельности (таблица 1)
Чукотский АО | 25% |
Магаданская область | 25% |
Республика Татарстан | 21% |
Республика Алтай | 19% |
Чувашская Республика | 19% |
г.Москва | 18% |
г.Санкт-Петербург | 18% |
Восточная часть России лидирует, за счет инновационных фирм Чукотского автономного округа и Магаданской области.
Необходимо отметить классификацию высокотехнологичных отраслей промышленности, которая принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Лидирующими по инновациям в отраслевой структуре экономики являются следующие группы отраслей промышленности [2]:
- Химико-фармацевтическая
- Радиоэлектронная
- Офисного оборудования и вычислительной техники
- Аэрокосмическая
- Медицинская техника и оптико-электронная техника
В таблице 2 представлен объем финансирования данных отраслей с разбивкой по регионам.
Отрасли | Регионы | Расходы на НИОКР, млрд.руб. |
Фармацевтическая продукция (16%) | Московская область, Республика Башкортостан, Курская область, Томская область | около 5 |
Электронные компоненты, аппаратура для радио, телевидения и связи (22%) | Калужская область, Санкт-Петербург, Калининградская область, Удмуртия и Московская область | 0,05 |
Офисное оборудование и вычислительная техника (3%) | Санкт-Петербург, Московская область и Республика Башкортостан | 4,37 |
Летательные аппараты, включая космические (35%) | Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Ростовская область, Хабаровский край, Московская область | 3,93 |
Медицинские изделия, средства измерений, оптические приборы, кинооборудование, часы (24%) | Московская область, Санкт- Петербурге, Свердловская и Рязанская область | 4,35 |
Таким образом, высокий инновационный потенциал и финансирование сосредоточены в трех регионах: Московской области, Томской области и Ленинградской области (г.Санкт-Петербург).
Конкурентоспособность инновационных компаний в России зависит от сочетания внутренних и внешних факторов. Такими факторами являются:[5]
- Наличие крупного потребителя;
- Инновации рынка с помощью новых продуктов;
- Инвестиции в НИОКР и затраты на технологические инновации;
- Наличие патентов, брендов;
- Партнерство (государство; научно-исследовательские институты(НИИ); вузы и т.д).
Рост конкурентоспособности является целью инновационной деятельности фирм, однако цели добиваются немногие компании. Преимущество при этом имеют компании из наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики. Для подавляющего большинства российских компаний инвестиции в научно-исследовательские проекты и опытно-конструкторские разработки являются невыгодными[6], при этом в среднем лишь 20% российских предприятий рассматривают внедрение инноваций как усиление собственных конкурентных преимуществ[2].
На рисунке 1 представлена отраслевая структура инновационно активных предприятий в 2013г.

Высокой конкурентоспособностью обладают фирмы машиностроения, приборостроения и электротехники, а отрасль пищевой промышленности занимает самый низкий показатель конкурентоспособности в России.
Таким образом, инновации являются основой для увеличения конкурентоспособностиотдельных предприятий и экономики в целом. Инновации осуществляется в различных областях: в технике, в технологиях и организационно-управленческих вопросах. По статистике доля инновационной продукции и инновационно активных предприятий в РФ крайне мала, существенно ниже, чем в развитых странах.
Доля инновационно активных предприятий существенно различается по регионам, снижаясь от центра к периферии.
Инновационная активность российских предприятий, включающая в себя расходы на организационно-управленческие и технологические инновации, развитие персонала, управление изменениями положительно влияет на их конкурентоспособность, особенно это заметно в наукоемких и высокотехнологичных отраслях.