Правовая природа деловой репутации юридического лица

NovaInfo 45, с.239-241, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные концепции понимания правовой природы деловой репутации юридического лица. Анализируется гражданское законодательство с целью выявления коллизий в рассматриваемой области. Для обеспечения единообразия правоприменительной практики предложены некоторые рекомендации по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Текст научной работы

В цивилистике существуют две основные концепции понимания правовой природы деловой репутации юридического лица. Суть данных концепций заключается в том, что деловая репутация юридического лица рассматривается в теории, с одной стороны, как имущество, а с другой, - как нематериальное благо.

Если рассматривать деловую репутацию как имущество, то её имущественный характер проявляется прежде всего в том, что подобное благо может иметь денежную оценку и передано другому субъекту. Данное положение находит свое законодательное закрепление в п. 2 ст. 1027 ГК РФ о договоре коммерческой концессии и в содержании п. 1 ст. 1042 ГК РФ, в котором закреплена возможность передавать деловую репутацию во вклад [1]. Из анализа данных статей следует, что в ст. 1027 ГК РФ деловая репутация представляет собой материально отчуждаемый объект, а в ст. 1042 ГК РФ деловая репутация представлена в роли имущества, выступая предметом договорного обязательства.

В ч. 1 ст. 150 ГК РФ в перечень нематериальных благ, которые принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, входит и деловая репутация. При этом законодатель, приводя данный перечень, указывает на неотчуждаемость и непередаваемость нематериальных благ. Кроме того, согласно ст. 128 ГК РФ нематериальные блага относятся к объектам гражданских прав, но не входят в состав имущества [2]. В данном случае, деловая репутация, несмотря на то, что может иметь имущественную окраску и выступать в роли товара, представляет собой нечто вроде актива, который не может быть передан в отдельности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о наличии коллизии в действующем законодательстве, потому как:

  • во-первых, деловая репутация юридического лица представляет собой нематериальное благо согласно ст. 150 ГК РФ;
  • во-вторых, исходя из содержания п. 2 ст. 1027 ГК РФ и п. 1 ст. 1042 ГК РФ, деловая репутация юридического лица обладает признаком передаваемости.

Если обратиться к российской судебной практике, то, согласно содержанию п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3, «при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует руководствоваться не только нормами российского законодательства (статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и в силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» учитывать правовую позицию Европейского Суда по правам человека» [3].

Согласно выработанной практикой правовой позиции Европейского суда по правам человека, категория имущества охватывает также нематериальные объекты и потому является универсальной. ЕСПЧ придерживается позиции, согласно которой категория «имущество» включает в себя все «закрепленные права», которые может доказать заявитель. Примером таких «закрепленных прав» могут являться права акционера либо денежные требования, которые основаны на договоре (деликте).

По нашему мнению, деловая репутация юридического лица представляет собой нематериальное благо, которое включает в себя совокупность личных неимущественных и имущественных прав.

Для урегулирования правоприменительной практики представляется возможным указать некоторые рекомендации по совершенствованию законодательства:

Во-первых, на законодательном уровне необходимо уточнить круг субъектов деловой репутации.

Во-вторых, следует отрегулировать механизм обращения деловой репутации.

И, в-третьих, необходимо закрепить в гражданском законодательстве возможность отчуждения деловой репутации и непосредственно способы её отчуждения.

Читайте также

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 декабря 1995 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 декабря 1995 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 5, ст. 410; Рос. газ. - 2015. - № 27, ст. 4001.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ; в ред. Федер. закона от 31 января 2016 г. №7-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32, ст. 3301; 2016. - № 5, ст. 559.
  3. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 // Российская газета. - 2005. – 15 марта.

Цитировать

Ситников, Е.С. Правовая природа деловой репутации юридического лица / Е.С. Ситников. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 239-241. — URL: https://novainfo.ru/article/5788 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться