Взаимодействие государства с другими субъектами политической системы общества

NovaInfo 46, с.226-230
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 73
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрена роль государства как особого звена в политической системе общества. Автором делается оценка места государства относительно других субъектов политической системы общества.

Ключевые слова

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ЦЕРКОВЬ, ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Текст научной работы

При исследовании вопроса о роли и месте государства как особого звена в политической системе общества очень важно определить характер связей между государством и другими субъектами политической системы общества. Взаимоотношения государства с другими субъектами политической системы показывают, насколько схожи их принципы построения и функционирования, и демонстрируют степень совпадения их конечных целей и задач.

Взаимодействие государства с политическими партиями

«Политическая партия - имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей» [3, с. 678]. Иными словами, политической партией является сформированная группа единомышленников, целью которой выступает реализация интересов части общества посредством полного завоевания государственной власти или же путём частичного участия в её осуществлении. По способу завоевания власти политические партии разделяются на: 1) партии, участвующие в парламентской деятельности; 2) партии, которые завоевывают власть демократическим путём; 3) партии, которые ставят перед собой задачу по насильственному преобразованию общественного строя. По степени участия в государственных делах можно выделить не только парламентские партии, но и партии, уже стоящие у власти – правящие. Политическая партия реализовывает свою власть путём расстановки своих членов на главные государственные посты. Бывают такие случаи, когда взаимодействие партии с государством приводит к политической системе, определяемой термином «партийное государство». В таком государстве функционирует лишь одна властвующая партия, её идеология становится государственной, в итоге происходит объединение партии и государственного аппарата. Партийный лидер фактически становится главой государства. В партийном государстве все иные общественные организации находятся под партийным контролем, а политическая система становится тоталитарной.

Абсолютной противоположностью такой политической системе являются многопартийные политические системы, в которых важные государственные решения принимаются демократическим путём. В таких политических системах государство организовывает свои взаимоотношения с парламентскими партиями по следующему принципу: «сформулированные как правовые требования претензии различных классов и социальных групп переходят в предмет анализа в ходе законодательного процесса, с соблюдением политико-правовых норм и процедур» [1, с. 102].

Взаимодействие государства с общественными объединениями

Взаимоотношения между государством и общественными объединениями выступают одним из главных показателей демократичности государственной власти. Когда государство старается сотрудничать с общественными объединениями, обеспечивая им свободное функционирование и помогая им развиваться, при этом гарантируя их самостоятельность в принятии решений собственных проблем, связанных с внутренней организацией, то подобное государство имеет характеристику демократического, так как оно оказывает содействие в реализации одного из важнейших прав человека – права объединяться в различные союзы с целью охраны и защиты своих интересов, а также для достижения общих целей.

Взаимоотношения государства с общественными объединениями имеют двухсторонний характер. Это означает, что государство устанавливает статус общественных объединений, а также определяет пределы их деятельности и объём принадлежащих им полномочий. Общественные объединения, в свою очередь, принимают участие в определении политики государства, осуществляют контроль за качеством деятельности органов государственной власти. В юридической литературе [2, с. 311 - 132] определяется ряд основных направлений в области сотрудничества государства с общественными объединениями: 1) государственное информирование общественных объединений относительно положения дел в разных сферах жизни общества, а также о решениях принимаемых органами государства; 2) совместная деятельность государства и общественных объединений в области решения общесоциальных проблем, таких как охрана труда, окружающей среды, общественного порядка и памятников культуры; 3) осуществление правотворчества и законотворчества: с помощью депутатов и партийных фракций общественные объединения оказывать влияние на процесс правотворчества, изучая общественное мнение, они проводят социальную экспертизу законопроектов и прочих нормативных правовых актов.

В свою очередь, государство производит контроль над: 1) законностью существования общественных объединений и их деятельности путём регистрации и проверки их уставных документов, а также наблюдения за тем, чтобы деятельность таких общественных объединений не выходила за границы, обозначенных в уставе целей и задач; 2) законностью источников доходов таких объединений; 3) своевременной уплатой объединениями установленных налогов, если их деятельность вообще подлежит налогообложению. Государство вправе приостановить деятельность общественных объединений, запретить всякое их участие в жизни общества (по решению суда), а также ликвидировать их вовсе в случаях ,предусмотренных законом.

Взаимодействие государства с церковью

Церковь – это общественная организация, которая объединяет людей, соблюдающих определённую религиозную веру или конфессию. В политических системах большинства стран церковь исключена из их состава. Именно поэтому и произошло отделение государства от церкви. Данный принцип зафиксирован в конституциях таких стран. Государство формально не включается в церковные дела, а церковь - в государственную жизнь и политику. В случае такого взаимодействия реализуется принцип свободного вероисповедания и автономии религии. Таким образом, в зависимости от уровня отношений с церковью, различают три вида государств: светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает полное изолирование церкви от государства при разграничении сфер их деятельности. В таком государстве церковь не исполняет политических функций, а, следовательно, не может являться элементом политической системы общества. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви, однако при этом находится на страже законной деятельности религиозных организаций, регулируя самые важные аспекты.

Теократическое государство является очевидной противоположностью светскому государству, ведь в нём прерогатива осуществления власти принадлежит церкви. В таком государстве монарх одновременно является и верховным священнослужителем (в качестве примера такого государства можно привести Ватикан).

Промежуточным вариантом между светским и теократическим государствами выступает клерикальное государство. Такое государство не едино с церковью, но тем не менее церковь при помощи институтов, установленных законодательно, определяющим образом оказывает влияние на государственную политику. В клерикальных государствах церкви принадлежит право регистрации актов гражданского состояния, а в некоторых случаях – и возможность регулирования брачно-семейных отношений.

Воздействие церкви и религиозных организаций на политическую жизнь определяется прежде всего уровнем развития демократии в стране и характером политического режима. В государствах с демократическим устройством обычно признаётся равенство религий и их церквей, в обществе существует свобода вероисповедания, а церковь изолирована от государства. Привилегии и любая дискриминация по отношению к той или иной религиозной организации запрещены. В тоталитарных политических системах за формальным невмешательством в дела религиозных организаций скрывается фактический контроль деятельности церкви, а также попытки установления контроля над священнослужителями. Что касается обществ, где господствуют религиозные системы, такие как ислам, то в них религиозные организации имеют особое влияние на функционирование государственных органов, задавая и определяя социальные цели и выступая фактически в качестве самого важного института политической системы. В таких обществах отношения государства с религиозными образованиями крайне противоречивы, они изменяются от абсолютного подчинения государственных органов религиозным организациям и их требованиям до острых конфликтов между государством и членами религиозного фундаментализма.

Итак, государство является важнейшим элементом системы общества, однако все свои функции оно выполняет только лишь во взаимодействии со всеми рассмотренными институтами. Политическая система общества является гармоничным симбиозом государства и других социальных элементов, которые, несмотря на различные политические функции, объединяются вокруг целей и идеалов, господствующих в конкретном обществе, с целью завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей. Характер политических систем определяется социальной средой, в которой они возникают и функционируют в интересах тех или иных социальных сил либо всего общества в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2000.
  2. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. - М.: ЭКСМО, 2005.
  3. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и право: Словарь-справочник. - М.: Вуз и школа, 2004.

Цитировать

Ситников, Е.С. Взаимодействие государства с другими субъектами политической системы общества / Е.С. Ситников. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 226-230. — URL: https://novainfo.ru/article/6115 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться