Рассмотрение особенностей дидактической игры

№45-1,

Психологические науки

В данной статье рассматриваются особенностей дидактической игры, структура дидактической игры,цели, задачи, а также значение дидактической игры.

Похожие материалы

Для того, чтобы определить ценность роль дидактической игры в развитии дошкольников, необходимо дать определение термину «дидактическая игра». Рассмотреть особенности дидактических игр.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [1, 2].

Если рассмотреть структуру дидактической игры, можно выделить следующие структурные составляющие:

Дидактическая задача. Определяется целью учебного и воспитательного влияния. Сформулированная педагогом, она отражает его учебную деятельность. Дидактическую задачу игры определяют в соответствии с требованиями, предусмотренными программой, и с учётом возрастных особенностей детей.

Игровая задача воспроизводится игроками. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется посредством игровой задачи. Она определяет игровые действия. Главное то, что дидактическая задача в игре замаскирована и появляется перед игроками в виде игровой задачи.

Игровые действия - основа игры. В разных играх игровые действия различаются по направлениям и отношению к игрокам. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но содержат также действия, направленные на решение дидактической задачи.

Правила игры. С помощью правил педагог руководит игрой, процессами познавательной деятельности и поведением игроков.

Подведение итогов (результат). Проводится сразу по завершении игры. Это может быть подсчёт баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд-победителей и т. д.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям [2, 9].

Исходя из определения и свойств дидактической игры, можно сформировать следующие требования к ней:

  • каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для развития детей и их воспитания;
  • в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
  • дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует деятельность, облегчает выполнение задачи [1, 6, 7, 8, 9].

Действующий стандарт, в отличии от предыдущего требует активного участия детей в образовательном процессе, перехода от транслирования знаний от педагога к детям, к развивающему взаимодействию ребенка со взрослыми и со сверстниками. Один из принципов ФГОС: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Дидактическая игра как форма образовательного процесса максимально отвечает этому принципу стандарта.

Такая форма развития и обучения дошкольников как дидактическая игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности [3, 4, 5, 8].

Специалисты очерчивают цели игр следующим образом:

  • образовательная - расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков, формирование определённых умений и навыков;
  • воспитательная - воспитание самостоятельности, воли, формирование определённых подходов, позиций, моральных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, товарищества;
  • развивающая - развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, а также мотивации учебной деятельности [9].

При этом дидактическая игра позволяет детям взаимодействовать друг с другом, решая определенную поставленную педагогом задачу, под присмотром педагога. Правила игры ставят дошкольника в определенную ситуацию и требуют от играющего творческого подхода и проявления своих коммуникативных способностей. Таким образом, дошкольникам предоставляется возможность проявить себя, столкнуться с какой - то проблемой и решить ее и самостоятельно получить свой опыт, который впоследствии закрепляется или корректируется педагогом. Дидактическая игра является средством обучения, которое отвечает требованиям ФГОС.

Необходимо обратить особое внимание на значение дидактической игры, которая:

  • даёт свободу, ведь по приказу играть нельзя, только добровольно;
  • даёт передышку в повседневности с её утилитаризмом, монотонностью, твёрдой детерминацией образа жизни. Игра - это неординарность;
  • даёт возможность выхода в другое состояние души (подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяких условностей). Игра снимает то напряжение, в котором пребывает ребёнок в реальной жизни, заменяя его добровольной вольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил;
  • приучает к порядку, поскольку система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и находиться в игре;
  • создаёт гармонию, формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной, хотя в ней и присутствует элемент неопределённости, противоречия;
  • захватывает, в игре отсутствует частичная выгода;
  • даёт возможность сплотить и даже создать коллектив. Привлекательность игры настолько велика, игровой контакт людей друг с другом настолько полон и глубок, что игровые содружества способны сохраняться и после окончания игры;
  • имеет элемент неопределённости, которая возбуждает и активизирует ум;
  • даёт понятие о чести, противостоит корыстным и узкогрупповым интересам, даёт понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив может достичь успеха и совершенства в игре;
  • компенсирует, нейтрализует недостатки действительности;
  • даёт возможность проявить или усовершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики;
  • развивает воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, ситуаций, правил игры;
  • развивает устойчивый интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создаётся методом литературного моделирования; чтобы создать свой мир, необходимо предварительно прочитать о других;
  • содействует развитию остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, шуток;
  • развивает психологическую пластичность. Игра далеко не только соревнование, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести игру до конца;
  • дарит радость общения с единомышленниками;
  • формирует умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в «своём», выдуманном, мире; развивает психологическую стойкость; снижает уровень тревожности;
  • вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели [8, 9].

Список литературы

  1. Байбекова Т. Р. Дидактическая игра как метод развития коммуникативных умений у младших школьников / URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7414-2013-04-20-02-47-03 (Дата обращения 23.10.2014)
  2. Беккер О. В. Дидактическая игра. – URL:http://school.omgpu.ru/mod/book/view.php?id=9007. (Дата обращения 11.10.2014).
  3. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада Ребенок в детском саду». 2003, №2. – С. 7-9.
  4. Карпова Л.Г. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / / Московский психолого-социальный институт. Омск, 2011.
  5. Карпова Л.Г. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский психолого-социальный институт. Москва, 2011.
  6. Карпова Л.Г. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ//В сборнике: Наука и общество: проблемы современных исследований Сборник научных статей. . 2014. С. 135-139.
  7. Карпова Л.Г. РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ//В сборнике: Наука и образование в современном обществе: вектор развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2 частях. ООО "АР-Консалт". 2014. С. 100-104.
  8. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 5-7.
  9. Чен Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии / Методическая копилка. Пилотный выпуск. –2011. – С. 6-10.