Для того, чтобы определить ценность роль дидактической игры в развитии дошкольников, необходимо дать определение термину «дидактическая игра». Рассмотреть особенности дидактических игр.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [1, 2].
Если рассмотреть структуру дидактической игры, можно выделить следующие структурные составляющие:
Дидактическая задача. Определяется целью учебного и воспитательного влияния. Сформулированная педагогом, она отражает его учебную деятельность. Дидактическую задачу игры определяют в соответствии с требованиями, предусмотренными программой, и с учётом возрастных особенностей детей.
Игровая задача воспроизводится игроками. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется посредством игровой задачи. Она определяет игровые действия. Главное то, что дидактическая задача в игре замаскирована и появляется перед игроками в виде игровой задачи.
Игровые действия - основа игры. В разных играх игровые действия различаются по направлениям и отношению к игрокам. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но содержат также действия, направленные на решение дидактической задачи.
Правила игры. С помощью правил педагог руководит игрой, процессами познавательной деятельности и поведением игроков.
Подведение итогов (результат). Проводится сразу по завершении игры. Это может быть подсчёт баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд-победителей и т. д.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям [2, 9].
Исходя из определения и свойств дидактической игры, можно сформировать следующие требования к ней:
- каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для развития детей и их воспитания;
- в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
- дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует деятельность, облегчает выполнение задачи [1, 6, 7, 8, 9].
Действующий стандарт, в отличии от предыдущего требует активного участия детей в образовательном процессе, перехода от транслирования знаний от педагога к детям, к развивающему взаимодействию ребенка со взрослыми и со сверстниками. Один из принципов ФГОС: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Дидактическая игра как форма образовательного процесса максимально отвечает этому принципу стандарта.
Такая форма развития и обучения дошкольников как дидактическая игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности [3, 4, 5, 8].
Специалисты очерчивают цели игр следующим образом:
- образовательная - расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков, формирование определённых умений и навыков;
- воспитательная - воспитание самостоятельности, воли, формирование определённых подходов, позиций, моральных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, товарищества;
- развивающая - развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, а также мотивации учебной деятельности [9].
При этом дидактическая игра позволяет детям взаимодействовать друг с другом, решая определенную поставленную педагогом задачу, под присмотром педагога. Правила игры ставят дошкольника в определенную ситуацию и требуют от играющего творческого подхода и проявления своих коммуникативных способностей. Таким образом, дошкольникам предоставляется возможность проявить себя, столкнуться с какой - то проблемой и решить ее и самостоятельно получить свой опыт, который впоследствии закрепляется или корректируется педагогом. Дидактическая игра является средством обучения, которое отвечает требованиям ФГОС.
Необходимо обратить особое внимание на значение дидактической игры, которая:
- даёт свободу, ведь по приказу играть нельзя, только добровольно;
- даёт передышку в повседневности с её утилитаризмом, монотонностью, твёрдой детерминацией образа жизни. Игра - это неординарность;
- даёт возможность выхода в другое состояние души (подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяких условностей). Игра снимает то напряжение, в котором пребывает ребёнок в реальной жизни, заменяя его добровольной вольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил;
- приучает к порядку, поскольку система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и находиться в игре;
- создаёт гармонию, формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной, хотя в ней и присутствует элемент неопределённости, противоречия;
- захватывает, в игре отсутствует частичная выгода;
- даёт возможность сплотить и даже создать коллектив. Привлекательность игры настолько велика, игровой контакт людей друг с другом настолько полон и глубок, что игровые содружества способны сохраняться и после окончания игры;
- имеет элемент неопределённости, которая возбуждает и активизирует ум;
- даёт понятие о чести, противостоит корыстным и узкогрупповым интересам, даёт понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив может достичь успеха и совершенства в игре;
- компенсирует, нейтрализует недостатки действительности;
- даёт возможность проявить или усовершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики;
- развивает воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, ситуаций, правил игры;
- развивает устойчивый интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создаётся методом литературного моделирования; чтобы создать свой мир, необходимо предварительно прочитать о других;
- содействует развитию остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, шуток;
- развивает психологическую пластичность. Игра далеко не только соревнование, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести игру до конца;
- дарит радость общения с единомышленниками;
- формирует умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в «своём», выдуманном, мире; развивает психологическую стойкость; снижает уровень тревожности;
- вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели [8, 9].