Механизмы так называемой прямой и партиципативной демократии как на местном, так и на государственном уровне в современном обществе приобретают все большую значимость. С чем это связано?
Представительная демократия, хотя и действующая от имени народа как источника власти, предполагает в качестве механизма осуществления этой власти делегирование гражданами властных полномочий избираемым лицам. В силу в первую очередь технической сложности реализации механизмов прямой демократии на больших территориях и при большой численности населения представительная демократия со временем получила широкое распространение, став основой политического устройства не только республик, но и монархий. И хотя она долгое время сохраняла свои лидирующие позиции в соревновании политических режимов, однако, по справедливому замечанию ряда экспертов, «ее могуществу, похоже, стал постепенно приходить конец».
«В конце XX века простое делегирование властных полномочий через систему выборности перестало устраивать граждан многих демократических государств. Рост уровня образования населения стал одним из факторов, способствовавших таким переменам. Разочарование в политике, проводимой правительствами, нарастание недовольства, связанного с ограниченностью возможностей напрямую повлиять на действия властей, стали одной из основ протестных движений 60-70-х годов, а также выразились в снижении уровня участия граждан в выборных процессах. На этом фоне стала развиваться новая система взаимоотношений между гражданами и избранными ими представителями, одним из названий которой стала партиципативная демократия. Этот новый, постепенно укрепляющийся вид демократии стал ответом на несовершенство существующей системы представительства и нереализуемость прямой демократии в рамках современного государства. Прямым следствием распространения принципов партиципативной демократии стало постепенное распространение в странах Запада практик согласования локальными властями с населением проводимой ими политики, вовлечения граждан в процесс принятия и реализации решений».
В недавних документах Конгресса местных и региональных властей Совета Европы отмечается, что «последние события в Европе и в соседних странах продемонстрировали, что роль граждан и гражданского общества меняется и что людям необходимы эффективные формы выражения своего мнения и участия в демократических процессах. Расширение участия общественности в процессах принятия решений и предоставление населению возможности выражать свой выбор, предпочтения и взгляды, а также напрямую участвовать в управлении на местном и региональном уровне может улучшить транспарентность и повысить уровень доверия граждан к демократическим процессам».
Российская политика в последнее время также стала все чаще обращаться к теме участия граждан в местном самоуправлении: только за несколько месяцев заседания и круглые столы с соответствующей повесткой дня были проведены советами по местному самоуправлению при председателях обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, профильными комитетами обеих палат; тема все чаще становится предметом обсуждения на различных форумах и конференциях. В то же время ознакомление с документами подобных мероприятий и опыт личного участия в них свидетельствуют об отсутствии порой системного и комплексного подхода к проблематике участия жителей в местном самоуправлении, недостаточном внимании к существующим тенденциям развития форм и механизмов такого участия.
В рамках исследования, проведенного авторским коллективом Высшей школы государственного управления РАНХиГС в 2015 г., сделана попытка преодолеть эти недостатки, проанализировать существующие возможности участия жителей в местном самоуправлении и выработать рекомендации по их совершенствованию. На основе исследования российского законодательства, изучения российской и зарубежной практики гражданского участия, а также современных тенденций в этом направлении был подготовлен ряд предложений для российских законодателей и практиков местного самоуправления, заинтересованных жителей.