Страховой бизнес и страхование: сущность, отличие понятий и развитие в России

NovaInfo 45, с.131-144, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 490
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены особенности страхового бизнеса и страхования в России. Даны понятия страхования, страхового бизнеса. Показана динамика развития страхового рынка России.

Ключевые слова

СТРАХОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ, СТРАХОВОЙ БИЗНЕС

Текст научной работы

Страховой бизнес — это отрасль предпринимательства, производящая и реализующая услуги страхования на страховом рынке [9, c. 72]. И. Степанов дает такое определение страховому бизнесу: страховой бизнес есть самостоятельная хозяйственная деятельность, выражающаяся в сбережении, специально предназначенном для отклонения возможного разрушения ценностей от случайного несчастья. Страховой бизнес по акад. В.К.Воблому (1915): страховой бизнес — это вид хозяйственной деятельности на основе солидарности и возмездности, имеющий своей целью покрытие будущей нужды или потребности, вызываемой наступлением случайного и вместе статистически уловимого события.

В основе развития современного страхового бизнеса в России лежит концептуальный подход, предполагающий повышение уровня защищенности субъектов от различных групп рисков; привлечение в российскую экономику значительных инвестиционных ресурсов; решение первоочередных задач в области укрепления системы государственного страхового надзора; создание структурной основы для развития добровольного страхования; формирование системы правовых основ страховой защиты; соблюдение прав и гарантий имущественной безопасности отдельной личности и сферы предпринимательства.

Понятие "страховой бизнес" как научная категория, по мнению Р. Т. Юлдашева, отражает четыре базовых аспекта его применения на практике, а именно [10, c. 34]:

  1. Как системы общественных отношений;
  2. Как вида деятельности;
  3. Как вида бизнеса;
  4. Как способа защиты имущественных интересов [10, с. 36].

В литературе довольно часто встречается термин «страховой бизнес». Обычно под страховым бизнесом понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат [6, c. 38].

При таком понимании страхового бизнеса главное в нем — формирование страховщиком страховых фондов. Между тем главное в этом бизнесе — осуществление страховой защиты застрахованного лица. Создание страховых фондов выступает финансовой гарантией осуществления данной защиты.

Л.Н. Клоченко определяет страховой бизнес как деятельность по защите имущественных интересов юридических лиц, населения и государства с использованием методов страхования. В данном определении страховой бизнес по существу отождествляется с самим страхованием. Иногда страховую деятельность определяют как деятельность страховщика, связанную с заключением и исполнением договоров страхования.

Однако, во-первых, существуют и бездоговорные формы страхования, когда оно осуществляется исключительно по правилам, установленным соответствующим правовым актом. Во-вторых, страховой бизнес сводится лишь к деятельности самого страховщика.

Закон об организации страхового дела расширяет понятие «страховой бизнес», совмещая его одновременно с понятием «страховое дело» [8, c. 43].

Согласно этому Закону «страховой бизнес (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием» [8, c. 47].

Как мы видим, в понятие страхового бизнеса включают деятельность не только страховщиков, связанную с осуществлением собственно страхования, но и деятельность перестраховочных брокеров, а также страховых актуариев, где эта деятельность связана с предоставлением услуг в сфере страхования.

Экономико-финансовые основы страхового бизнеса имеют определенные отличия от экономико-финансовых основ других видов деятельности.

Так, экономико-финансовые основы деятельности коммерческой страховой организации, то есть организации, осуществляющей коммерческое страхование, отличаются от других видов коммерческой деятельности. Отличия касаются прежде всего вопросов формирования финансового потенциала и поддержания финансовой устойчивости страховщика.

Для того, чтобы на деле ставить перед страховым бизнесом практически значимые цели необходимо учитывать, что в экономических отношениях, одной из разновидностей которых являются отношения на страховом рынке, направленность действий их участников существует и реализуется в определенной экономической форме — форме экономических интересов.

Т.е. в реальности экономических (страховых) отношений цели не могут существовать как чисто психологические и т.п. субъективные категории: их постановка и реализация всегда обусловлена объективными социальными (общественными) и, прежде всего, экономическими факторами. В частности, экономические интересы участников страховых отношений определяются, прежде всего, комплексом объективно присущих им свойств, которые в основе своей формируются самим ходом экономического развития и состоянием экономики на его конкретном этапе.

Для развития страхового бизнеса в Российской Федерации существуют большие возможности: огромная территория, большая численность населения, наличие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, наличие новых видов страхования.

Такое понятие как развитие страхового рынка с экономической точки зрения представляет собой постоянный и непрерывный процесс расширения, углубления страхового рынка как особенного экономического пространства, а также усиления его всестороннего влияния и проникновения страхования в самые разнообразные сферы и области бизнеса. Примерно таким образом можно охарактеризовать развитие страхового рынка в соответствии с общей трактовкой современной экономической теории [10, c. 118].

Традиционным для определения страхования в экономическом смысле является использование в качестве основополагающего квалифицирующего признака такой категории, как «страховой фонд». Например, В.В. Шахов пишет таким образом: экономическая категория страхования — это система экономических отношений, включающая, во-первых, образование за счет взносов юридических и физических лиц специального фонда средств и, во-вторых, его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и многих других неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам необходимой им помощи при наступлении различных событий в их жизни [10, c. 47].

Конечно, ни для кого абсолютно не является новостью тот факт, что спрос на страховую защиту определяется в современном цивилизованном мире двумя основными факторами: потребностью общества в страховании как в важном элементе риск-менеджмента как некого хозяйствующего субъекта, так и, скажем, отдельно взятого гражданина, а также собственно постоянно растущей покупательной способностью страхователей, позволяющей удовлетворить определенный спрос на страхование приобретением конкретной страховой услуги.

Рассматривая страхование как способ защиты интересов субъекта, Р. Т. Юлдашев определяет, что эта защита осуществляется лицом (страхователем) путем заключения сделки по уплате взносов (страховых премий) в формируемый другим лицом (страховщиком) денежный фонд (страховой фонд) на условиях получения возмещения ущерба при наступлении оговоренных в договоре между ними событий (страховых случаев). Рассматривая страхование как вид деятельности, Р. Т. Юлдашев отмечает, что такая деятельность предполагает осуществление системы мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда и возмещению ущерба страхователю (лицу, внесшему взнос в фонд) в связи с наступлением определенных договором страхования событий. В качестве субъектов страховой деятельности могут выступать страховые компании, общества взаимного страхования, а также сами предприятия, образующие фонды самострахования [11, с. 10].

И в первой, и во второй трактовке понятий "страхование" в качестве материального объекта присутствует денежный (страховой) фонд, средства которого предназначаются для компенсации ущерба, возникающего у определенного лица, которое делает взнос в страховой фонд. Наличие такого фонда является, на взгляд автора, "ядром", главной составляющей процесса страхования, независимо от того, кто выступает в качестве субъектов страховой деятельности — страховые компании, общества взаимного страхования или сами предприятия, образующие фонды самострахования. При самостраховании и на ранних стадиях развития взаимного страхования (торговые караваны в древние времена, гильдейско-цеховое страхование) такой фонд образуется без посредства сделки между страхователями и страховщиком. Это свидетельствует, на взгляд автора, о том, что ключевым смыслом страхования и как способа защиты имущественных интересов юридических и физических лиц, и как вида деятельности является создание фонда материальных ресурсов в натуральной или денежной форме, предназначенного для обеспечения страховой защиты [11, c. 13].

Взаимное страхование представляет собой частный случай страхования как в теоретическом, так и в практическом плане. Следовательно, к нему можно в полной мере отнести указанные ранее "базовые аспекты применения". Иными словами, понятие "взаимное страхование" может обозначать и систему общественных отношений, и вид деятельности, и вид бизнеса, и способ защиты имущественных интересов. Для исследования вопроса о том, что представляет собой взаимное страхование, соотнесем его, прежде всего, с определениями "способ защиты имущественных интересов" и "вид деятельности".

Страховые агенты (если они не являются работниками страховой организации, а выступают в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности) — это представители страховщика, оказывающие ему содействие в поиске страхователя, выступающие от его имени и по его поручению в соответствии с предоставленными им полномочиями. В этом качестве они являются самостоятельными субъектами права, взаимодействующими со страховщиком на основании гражданско-правового договора. То, что их деятельность — это деятельность, осуществляемая в сфере страхования, сомнения не вызывает. Кстати, сам Закон об организации страхового дела называет страховых агентов в числе тех участников отношений, которые регулируются этим Законом. Естественно, что отношения между страховщиком и страховым агентом, регулируемые данным Законом, — это разновидность вспомогательных страховых отношений. В самих страховых отношениях страховой агент не выступает в качестве самостоятельного субъекта — он лишь выступает в качестве представителя страховщика. Тем не менее, осуществлять деятельность (хотя и от имени страховщика, но являясь при этом самостоятельным субъектом права), связанную с заключением и исполнением договора страхования, выступать участником отношений, которые регулируются Законом об организации страхового дела, и не быть при этом субъектом страховой деятельности — значит не быть в ладах с логикой [9, c. 74].

В итоге страховое дело (страховую деятельность) можно определить, по нашему мнению, следующим образом. Страховой бизнес (страховое дело) — это деятельность страховщиков по осуществлению страхования (перестрахования, взаимного страхования), а также деятельность иных третьих лиц (страховых агентов, не являющихся штатными работниками страховых организаций, страховых брокеров, страховых актуариев и т.п.) по оказанию услуг страховщикам и страхователям, связанных со страхованием (перестрахованием, взаимным страхованием).

Еще раз подчеркнем, что деятельность страхового агента, который не является штатным работником страховой организации, представляет собой самостоятельное направление страховой деятельности, входя в ее состав.

На стадии потребления страховой продукт потребляется организацией, семьей или индивидуумом и затем выходит из сферы общественного производства. Потребление товара-услуги «страховая защита» имеет свои специфические особенности [5, c. 117]:

  • во-первых, страховая защита потребляется выгодоприобретателем не разово, не одним актом, а в течение определенного времени (при страховании жизни этот период может достигать десятков лет);
  • во-вторых, отчуждение товара здесь не означает забвения продавца; страхователь или иной пользователь страхового товара на всем протяжении периода потребления (действия договора страхования) находится в контакте с продавцом (страховщиком); оба они находятся, так сказать, в «режиме ожидания» — ожидания страхового случая;
  • в-третьих, независимо от того, произошел страховой случай или он не наступил, страховая защита работает в своем штатном режиме, обеспечивая клиента особым психологическим и правовым состоянием, которое мы называем «отсутствием страха». Это состояние также входит в цену и стоимость страхового товара;
  • в-четвертых, в свою материальную, можно сказать, активную, фазу потребления товар-услуга «страховая защита» вступает после наступления страхового случая — здесь и происходит реализация выплатной, компенсационной функции нашего товара.

По моему мнению, приведенные выше рассуждения о товарнорыночной природе страхования не находят существенного возражения и мы можем сформулировать собственное определение понятия «страхование». Заметим, однако, перед этим, что страхование — прежде всего экономическая категория и подходить к его определению нужно с экономической (и только после этого с правовой) точки зрения. Экономика первична.

Таким образом, согласно определению Ефимова О.Н. «Страхование — это общественно-экономические отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления товара-услуги страховая защита» [5, c. 120].

Основой деятельности страхования служит своевременное использование труда и капитала ради предотвращения таких разорительных бедствий (или разового ущерба), которые могут разразиться над предпринимателем и хозяином и которые возникают независимо от человеческой деятельности и общественных условий, в силу действия стихийных факторов природы и социальных опасностей. [21]

Встречаются экономисты (Ольстер), которые полагают, что страхование жизни является сбережением, а страховые учреждения — сберегательными кассами.

А. Манес в своей книге «Основы страхового дела» понятие страхование трактовал следующим образом: «вид экономической предусмотрительности и в то же время является организацией, обоснованной на самопомощи". [23]

По мнению Л.И.Рейтмана страхование выступает как "совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям и организациям или оказания денежной помощи гражданам. [15]

В известной книге для страхователей "Страхование от А до Я" авторы рассматривают страхование как "особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающие аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам". [16]

В данном утверждении можно согласиться с тем, что страхование — это вид экономической деятельности, связанный с "перераспределением риска"; оно ближе к западным трактовкам страхования как способа защиты от рисков. Однако не ясна роль акционеров компании в формировании страхового фонда, служащего первоосновой и страховых выплат, и образования страховых резервов.

В труде Лондонского страхового института страхование рассматривается как деятельность компаний (страховщики) по организации общего денежного фонда, который "они обещали использовать для выплат страхователям в случае наступления риска".

Знаменитые Пол А. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхаус в "Экономике" отмечают, что рынок "управляет рисками при помощи распределения риска… Распространенной формой распределения риска является страхование".

В то же время Н.Н. Коваленко рассматривал страхование, прежде всего, как экономическую категорию, выполняющую свойственные ей функции и находящуюся в подчиненной связи с категорией «финансы». В этом плане страхование выступает самостоятельным звеном финансовой системы наряду с кредитом, бюджетом, финансами предприятий и др. и представляет собой "систему экономических отношений по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц путем формирования за счет страховых взносов (страховых премий), уплачиваемых этими лицами, денежных страховых фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев". [22]

По мнению В.В. Шахова: «сущность последнего и вообще всякого проявления страхового начала заключается в том, что оно служит неизбежным хозяйственным дополнением всех актов производительной деятельности человека». По мнению Шахова В.В. одной из причин недооценки страхования на практике являлось включение страхования в экономическую категорию финансов. Страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, т.е. страхованию присущ обязательный признак — вероятностный характер отношений. Использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев. [17]

Гарькуша В.Н. и Сербиновский Б.Ю. в учебном пособии трактовали понятие страхование как «процесс, в котором группа физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску, вкладывает средства в компанию, члены которой в случае потерь получают некоторую компенсацию путем распределения потерь среди большой группы физических и юридических лиц (страховой совокупности), подвергающихся однотипному риску". [18]

Экономическую сущность страхования в отличие от общей сущности страхования, состоящей в "замкнутой" раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами, представил Гвозденко А.А. «формировании страховщиком денежных фондов из уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий), предназначенных для производства страховых выплат страхователям, застрахованным, "третьим" лицам или выгодоприобретателям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре страхования». [19]

Можно сделать вывод, что характерной чертой вышепечисленных определений является не только односторонний характер отношений, но и трактовка страхования только как вида деятельности и способа защиты. В некотором смысле восполнили этот пробел в своей статье «Концепция научной корректировки регулирования страхового бизнеса» Р. Юлдашев и Ю.Тронин.

По их мнению, в зависимости от контекста включает признаки одной или нескольких из следующих категорий:

Страхование — система общественных отношений (экономических, социальных, финансовых, правовых, информационных, психологических); имеет место при образовании страховщиком за счет взносов (страховых премий) страхователей страхового фонда и использовании его для возмещения ущербов, возникающих вследствие наступления определенных событий (страховых случаев).

Страхование — вид деятельности; предполагает осуществление системы мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда и возмещению ущерба страхователю в связи с наступлением определенных договором страховых событий;

Страхование — способ защиты лицом (страхователем) своих экономических интересов от гипотетических убытков (ущербов);

Страхование — вид бизнеса; основан на формировании страховщиком страхового фонда, за счет сделок по уплате взносов предприятиями, организациями, гражданами на условиях возмещения ущербов, возникающих вследствие наступления страховых случаев, и использовании временно свободных ресурсов фонда для получения прибыли на финансовых рынках. Субъектами страхового бизнеса могут выступать лишь страховые и перестраховочные компании. [20]

Данное определение является наиболее полный из представленных выше, однако в нем не учтены такие важные стороны бизнеса как имидж, расширенное воспроизводство, а также источник пополнения государственного бюджета страны.

С целью более полного определения экономической сущности понятия "страховой бизнес" на основании вышеизложенных свойств, признаков таких категорий как "предпринимательство", "бизнес", а также "страхование" выделим его функции. В современной экономической теории принято выделять следующие функции: предупредительная, сберегательная и контрольная, которые в большей степени характеризуют социальный производства. Страхование как сферу бизнеса наиболее полно характеризуют такие функции как: организаторская, финансовая (привлечение денежных средств), инвестиционная (эффективное размещение), а также контрольная (связанная со спецификой страховой деятельности). Как видим, основой данных функций является сущность, особенности и признаки бизнеса в целом.

С учетом выявленных особенностей, признаков, функций, понятие "страховой бизнес" можно представить следующим образом — деятельность компаний (страховщиков) по формированию денежных фондов, посредством реализации страховых продуктов, с целью получения прибыли от страховой и не страховой деятельности и использовании ее на расширенное воспроизводство, удовлетворение личных потребностей, а также пополнения государственного бюджета.

Понятие "предпринимательство" является составной частью "бизнеса" и находится в соподчиненной связи. Бизнес является основой функционирования "здоровой" экономики государства. Страхование в зависимости от контекста включает признаки, сходных по содержанию, но разных по значению, одной или нескольких категорий, а именно: системы общественных отношений, вида деятельности, способа защиты, а также вида бизнеса. Бизнес является основой получения прибыли хозяйствующего субъекта, которая является основной движущей силой его развития. Страховой бизнес — составляющая категории "бизнес". Следовательно, понятия "страхование" и "страховой бизнес" отождествлять неправомерно.

Развитие страхового сектора является одной из важнейших основ стабильности и эффективности социально-экономической системы, так как этот финансовый институт занимается перераспределением средств, уменьшая нагрузку на государство, обеспечивая финансовую стабильность граждан, а также их более защищенное будущее [9, c. 75].

Однако сегодня формирование эффективной работы страховых компаний невозможно без значительных институциональных, а в частности законодательных изменений, а также вмешательства со стороны государства. От скорости вмешательства и соответствия принципам, на которых строится основная работа страховых компаний, зависит результативность функционирования отдельных фирм, регионов, отраслей и всего народного хозяйства.

Можно отметить основные проблемы, которые тормозят развитие страхования в России, например, низкая платежеспособность населения, его неознакомленность со страховыми услугами, недоверие к страховым компаниям, низкое качество услуг и недостаточность инвестиционных инструментов, которые бы позволили расширить деятельность компании. Ко всему прочему нужно добавить институциональные несовершенства [9, c. 76].

Данные по суммам страховых премий и страховых выплат ТОП-10 страховщиков представлены в таблице 1 [14].

Таблица 1. Крупнейшие страховые компании России по объему страховых премий [14]
Наименование страховой организацииОбъем страховых премий в 2014 году, млн. руб.Объем страховых премий в 2013 году, млн. руб.Изменения, %
1«РОСГОССТРАХ»97 431,7984 304,6915,57
2«СОГАЗ»75 994,3654 921,3938,37
3«ИНГОССТРАХ»67 806,2552 769,3328,5
4ОСАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ»51 828,0744 935,3815,34
5«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»34 159,5128 233,2821
6СОАО «ВСК»33 579,2629 676,8213,15
7«СОГЛАСИЕ»33 303,7225 709,4429,54
8«АЛЬЯНС»25 028,0821 522,5416,29
9ООО СК «ВТБ Страхование»22 786,638 530,85167,11
10ОАО «Страховая группа МСК»19 953,4319 424,712,72

По базовому прогнозу RAEX, в 2016 году номинальный объем российского страхового рынка вырастет не более, чем на 2-5%, что означает падение рынка без учета инфляции (рис. 1).

Динамика страховых премий [14]
Рисунок 1. Динамика страховых премий [14]

В 2016 году произойдет резкое замедление темпов прироста взносов по ОСАГО за счет исчерпания эффекта от повышения тарифов (уже со 2 квартала 2016 года).

В 2016 году продолжится сокращение объемов рынка страхования автокаско за счет падения продаж автомобилей и отказа части автовладельцев от приобретения страхового полиса по возросшей цене. При этом эффект от повышения тарифов не сможет перекрыть эффект от сокращения спроса. Сопутствующий рост убыточности будет оказывать негативное давление на уровни рейтингов страховых компаний.

Прогноз динамики доли расходов на ведение дела приведен на рис. 2.

Прогноз динамики доли расходов на ведение дела [14]
Рисунок 2. Прогноз динамики доли расходов на ведение дела [14]

По мнению Р.Юлдашева, институт страхования недооценен в России, в то время как он мог бы стать главным инструментом в борьбе с коррупцией. Рустем Турсунович процитировал Наполеона Бонапарта: «Для того, чтобы народ обрел истинную свободу, надобно, чтобы управляемые были мудрецами, а управляющие — богами».

С точки зрения Р.Юлдашева, одной из причин кризиса является некачественный риск-менеджмент. В этой связи, необходимо создавать соответствующие системы управления рисками, где страхованию будет принадлежать значимая роль [11, c. 10].

Прогноз динамики среднего комбинированного коэффициента убыточности-нетто приведен на рис. 3.

Прогноз динамики среднего комбинированного коэффициента убыточности-нетто [14]
Рисунок 3. Прогноз динамики среднего комбинированного коэффициента убыточности-нетто [14]

Негативный прогноз RAEX предполагает сокращение рентабельности собственных средств российских страховщиков до уровня 4-5%.

При этом, по оценкам RAEX, в 2016 году будут преобладать негативные рейтинговые действия (рис. 4).

Прогноз динамики рентабельности собственных средств [14]
Рисунок 4. Прогноз динамики рентабельности собственных средств [14]

По моему мнению, эти проблемы нужно решать системно, через создание специальных институтов и устранение «серых зон» во взаимоотношениях между страховщиками и их клиентами (стандартизация правил страхования и урегулирования убытков, создание института страхового омбудсмена и повышение качества надзора).

Кроме того, повысить уровень надежности рынка сможет введение спецдепозитариев. Так, усиление надзора потребует от страховщиков улучшения качества активов, поэтому компании, которые не решили проблемы фиктивных активов, будут вынуждены покинуть рынок.

Кроме того, как мне кажется, следует развивать региональную страховую систему и такие перспективные виды страхования, как страхование предпринимательских рисков; жилищное страхование; страхование экологических рисков; страхование в строительной сфере и др.

Я считаю, что дальнейшее стабильное развитие страхового рынка возможно лишь при достаточном уровне конкурентоспособности отечественных страховых компаний по отношению к иностранным страховщикам. В этой связи важно:

  • совершенствовать законодательную базу страхования адекватно международным требованиям с учетом потребностей отечественных страхователей и государства;
  • совершенствовать условия страхования;
  • повышать профессионализм страховых кадров и развивать страховую науку;
  • повысить платежеспособность населения;
  • осуществлять государственную поддержку национальной системы страхования.

Читайте также

Список литературы

  1. Ефимов О.Н. Организация управления страховой компанией: теория, практика, зарубежный опыт. М., 2011. С. 50.
  2. Ефимов О.Н. Справочник бухгалтера страховой компании. (Типовые бухгалтерские проводки. План счетов бухгалтерского учета). - М.: РосКонсульт, 2010. - 208 с.
  3. Ефимов О.Н. Деловая практика страхового агента и брокера. М., 2011. С. 273.
  4. Ефимов О.Н., Крайнев В.А. Страхование фьючерсных и форвардных контрактов, свопов на фондовом рынке как вид самострахования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1.
  5. Ефимов, О. Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Электронный ресурс] : курс лекций / О. Н. Ефимов ; М-во сел.хоз-ва РФ, Башкирский ГАУ. – Уфа. 2014. – 208 с. – Библиогр.: с. 117-128.
  6. Ефимов, О. Н. Основы страхового дела [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. Н. Ефимов ; М-во сел.хоз-ва РФ, Башкирский ГАУ. – Уфа:, 2014. – 123 с. – Библиогр.: с. 114-123.
  7. Ефимов О.Н.Страхование по закону о страховом деле. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012. С. 360–363;
  8. Ефимов О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография. Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. С. 369–379.
  9. Лысенко С.И. Факторы роста и прогнозные тенденции страхового бизнеса в России // Финансы и кредит. – 2013. – №4. – 70-76 с.
  10. Юлдашев Р. Т. Российское страхование: системный анализ понятий и методология финансового менеджмента / Р. Т. Юлдашев, Ю. Н. Тронин. – М. : Анкил, 2000. – 447 с .
  11. Юлдашев, Рустем Турсунович (академик РАЕН, доц. экономических наук, профессор МГИМО). Страховая услуга - основной результат страховой деятельности [Текст] / Рустем Турсунович Юлдашев // Страховое дело. - 2006. - N 1. - С. 9-14.
  12. Агентство страховых новостей АСН - http://www.insur-info.ru/statistics.
  13. Официальный сайт Ассоциации страховщиков России - http://asr-insurance.ru/base_legislation.
  14. http://www.raexpert.ru/researches/insurance/prognoz_2016/
  15. Страховое дело: Учебник / Под ред. Рейтмана Л.И. - М.: Рост, 1992. - 530 с.
  16. Страхование от А до Я. Книга для страхователей / Под ред. Л.И.Корчевской, К.Е. Турбиной. - М.: ИНФРА - М, 1996.
  17. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. - 311с.
  18. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузв. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2000 - 384 с.
  19. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 304 с.
  20. Юлдашев Р., Тронин Ю. Концепция научной корректировки регулирования страховой деятельности // Страховое дело, №7, 2000.
  21. Шахов В.В., Миллерман А.С., Медаедеа В.Г. Теория и управление рисками в страховании. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 224 с.: ил.
  22. Коваленко Н.Н. Правовое регулирование страхования в Республике Беларусь: Учеб. Пособие. - Мн.: РИВШ, 1999. - 400 с.
  23. А. Манес. Основы страхового дела. - М.: Анкил, 1992. - 8с.

Цитировать

Хузиахметова, Р.Ф. Страховой бизнес и страхование: сущность, отличие понятий и развитие в России / Р.Ф. Хузиахметова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 131-144. — URL: https://novainfo.ru/article/5874 (дата обращения: 07.12.2022).

Поделиться