Адаптация нового сотрудника в компании

NovaInfo 45, с.201-204, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены и проанализированы различные стороны процесса трудовой адаптации нового сотрудника, выявлены ее основные проблемы и методы решения. В работе сформулированы ключевые элементы, инструменты и процедуры формирования эффективной системы трудовой адаптации работника в компании.

Ключевые слова

МЕНЕДЖМЕНТ, НОВЫЙ СОТРУДНИК, АДАПТАЦИЯ

Текст научной работы

Любое появление нового работника для компании – это стресс и напряжение. Новая деятельность для работника – это еще большее напряжение, от которого избавиться можно только, приступив к своим непосредственным обязанностям [1]. Но если и работодатель, и другие опытные коллеги смогут приложить к адаптации новичка максимум усилий, то уже в скором времени можно будет увидеть положительные плоды.

В легкой и быстрой адаптации нового сотрудника может быть заинтересован не только сам сотрудник, но и его коллеги [3]. Любого человека можно невзлюбить, попытаться очернить и сделать его крайним. И тут дело не в самом человеке, а действительно в окружающей среде. Поэтому в обучение персонала входит и момент с адаптацией в коллектив. При любой адаптации выделяется несколько основных проблем, которые можно решить одним махом. По мнению успешных профессионалов-руководителей, самым эффективным способом решить все проблемы будет использовать метод наставничества.

Как показывает практика, после обучения новый сотрудник переходит под руководительством профессионального менеджера, с которым работает в паре и чувствует себя достаточно уверенно. Именно этот человек может помочь новичку как можно скорее адаптироваться к сложившейся ситуации, понять смысл работы и увидеть много положительных сторон [5]. Если говорить о первых деловых беседах с заказчиками, то на них приходят менеджеры со своими подопечными. Именно так называют новых сотрудников, которые работают совместно с их руководителями. Через время человек адаптируется к работе и может самостоятельно выполнять всю работу, несмотря на ее сложность.

Положительный результат от метода наставничества можно увидеть в нескольких ситуациях. Первая ситуация – это заинтересованность в своей работе как наставника - менеджера. Если специалист примет все требования и будет обучать новичка профессиональным навыкам, то наставничество действительно будет полезным. Вторая ситуация – это получение дополнительных бонусов за наставничество. Сотрудничество новичка со своими коллегами может положительно сказаться на дальнейшей работе.

Рабочая инструкция. Самым простым инструментом адаптации нового сотрудника является рабочая инструкция – это сборник алгоритмов, соблюдение которых позволяет ему выполнять свои должностные обязанности на приемлемом уровне, не задавая лишних вопросов коллегам [7]. По-хорошему, рабочую инструкцию должен был написать предшественник, занимавший эту должность ранее, но, разумеется, мало кто по своей воле начнёт придумывать себе эту дополнительную работу. Поэтому лучше заранее озаботиться тем, чтобы все ваши сотрудники составили рабочую инструкцию по выполняемой ими работе, и регулярно её обновляли. Вам это понадобится не только в случае увольнения старого сотрудника: любой отпуск, серьёзная болезнь, другой форс-мажор у сотрудника – могут привести к проблемам уже у компании, когда сотрудник, формально заменяющий этого отсутствующего, не сможет справиться с его работой. Собственно, ежегодный отпуск – это хороший повод для очередного обновления рабочей инструкции, а заинтересовать сотрудника сделать эту работу качественно позволяет лист передачи дел, в котором уходящий в отпуск сотрудник указывает все выполняемые им задачи. И для каждой задачи он должен найти коллегу, который его заменит, то есть заменяющий сотрудник будет отвечать за выполнение этой задачи, пока не будет отсутствующего.

План адаптации. Любая деятельность, осуществляемая по предварительному плану – обычно более продуктивна, нежели хаотические действия, направленные во все стороны. Кроме этого при планировании появляется возможность оценить необходимые ресурсы для выполнения предстоящего плана действий [8]. Основным инструментом планирования адаптации является навигатор – документ, который позволяет отслеживать получение новым сотрудником всех необходимых ему знаний для полноценной работы на должности, которую он занимает. Обычно навигатор состоит из пунктов, которые ему нужно изучить, фамилий и имён сотрудников, которые должны ему эти пункты объяснить, подписей этих сотрудников и новичка по факту успешного завершения обучения каждому пункту, а также даты завершения этих обучений. Также в навигатор часто добавляют строчку для получения обратной информации от новичков, чтобы понимать, как лучше изменить обучение тому или иному аспекту работы или сам процесс обучения – разумеется, это имеет смысл, только когда у вас имеется постоянный поток сотрудников, принимаемых на определённую должность [9]. В случае, когда новый сотрудник является руководителем, у которого нет фиксированного объёма однотипных задач, приходится использовать другой инструмент. План вхождения в должность – документ, в котором определены порядок и даты освоения знаний и навыков новым руководителем.

Читайте также

Список литературы

  1. Аппанова Ю.Э., Костин М.Д., Удалов А.А. Подходы к определению видовых характеристик контрактных отношений в современной институциональной экономике // NovaInfo.ru. - 2016. № 44-4. С. 174-177.
  2. Бажин А.С. Анализ методов развития персонала организации в практике менеджмента зарубежных стран // Science Time. - 2015. №3 (15) С.53-58.
  3. Васильцова Л.И., Александрова Н.А. Управление адаптацией сотрудников в организации: инструментальный аспект // Известия УрГЭУ. - 2012. №1 - С.164-167.
  4. Закирова Н.Н., Ушакова К.В., Дергачева А.Ю. Психологическое обеспечение процесса адаптации молодых сотрудников // Психо-педагогика в правоохранительных органах. - 2005. №2 (24)
  5. Киселева С.А., Удалов А.А, Шаповалов С.Ю. Проблемы управления персоналом организации // Актуальные проблемы современной науки: сб. ст. Международной научно-практической конф. – Уфа, 2014. №33 – С. 106-109.
  6. Клепнева К.В. Подбор клиентоориентированного персонала // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2014. №4 - С.38-46.
  7. Миришли Ш.Э., Николаева Н.А., Толкачева С.Е. Основные проблемы современного российского менеджмента // NovaInfo.ru. 2015. № 39-1. С. 59-62.
  8. Рахимова Б. Х., Бетилгириев М. А. Адаптация персонала // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2013. №6 - С.127-131.
  9. Сказка И.А., Казакова А.Н. Вопросы адаптации персонала // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. №6 - С.269-270.

Цитировать

Казанцева, С.С. Адаптация нового сотрудника в компании / С.С. Казанцева, Н.А. Николаева, И.С. Чернова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 201-204. — URL: https://novainfo.ru/article/5911 (дата обращения: 29.03.2023).

Поделиться