Учёные всего мира не первый год тщетно пытаются найти альтернативу существующим энергоресурсам, исследуя возможности солнечной энергии, ветровых сооружений и прочих всевозможных заменителей нефти, газа и прочих существующих на земле ресурсов, дающих человечеству энергию. Однако, на сегодняшний день эффективных вариантов, альтернативных нефти и газу не существует. Газ, нефть и нефтепродукты на протяжении многих лет остаются главным экспортным товарным продуктом для экономики многих стран, а их перевозка также очень выгодна для транспортного комплекса [5].
Данный транспортный комплекс является особо важной составной частью национальной [13], глобальной, трансграничной, международной логистики [14,15], который формируется и развивается во времени и пространстве в соответствии миссией, целями, задачами, функциями, интегральной логикой, принципами и методами, стратегией и тактикой международной логистики, а также инновационными технологиями в логистике [16,17] по научному закону единства транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса [18]. Исследование выполнено в научной школе кафедры логистики ГУУ [19].
Отрасль транспортировки нефти и газа обеспечивает рабочими местами сотни тысяч людей во всём мире. К примеру, число трудящихся только в одной российской компании «Транснефть» составляет более 85 тысяч человек. Согласно докладу Международного энергетического агентства, рост мирового спроса на нефть и продукты нефтяного происхождения в среднем составляет 1,2% в год. Что касается газа, то уровень ежегодного роста мирового спроса на него до 2017 года спрогнозирован на уровне 2,7 процентов.
Деятельность, связанная с транспортировкой нефти и газа, подвергается частым и существенным изменениям, которые обычно вызваны множеством причин — экономических, политических, технологических, экологических и прочих. Система мирового нефтегазового экспорта сложна и многогранна, схематично она представлена на рисунке 1.
![Мировой нефтегазовый экспорт [8]](/res/84cepywlas.jpg)
На данном рисунке видно, что основная часть магистральных трубопроводов расположена на евро-азиатском континенте. Здесь также обозначены передвижения нефтегазовых ресурсов по воде, из чего можно сделать вывод, что танкеры и прочие суда преодолевают немалые расстояния. Следовательно, становится очевидным, что транспортные расходы, связанные с доставкой нефти, газа и нефтепродуктов значительно повышают их себестоимость. Исходя из данных российских нефтяных компаний удельный вес транспортных расходов в общей сумме затрат достигает 26%. Для развития и совершенствования экспортных возможностей следует выбирать новые способы и средства, которые могут корректировать транспортную составляющую и оптимизировать доставку нефти, нефтепродуктов и газа.
Масштабные проблемы сферы транспортировки энергетических ресурсов могут решаются с помощью сочетания разноплановых усилий и мер. Нефть и газ относятся к категории особо опасных грузов, поэтому транспортные системы, использующиеся для их доставки, постоянно совершенствуются. Однако, данная проблема не решена и по сей день. Например, сланцевая нефть, добываемая в не малых количествах в США, содержит лёгкие летучие газы, что делает её взрывоопасной при транспортировке.
Каждая из стран, задействованных в транспортировке нефти разрабатывает нормативно-правовые документы в сфере регулирования газовых и нефтяных перевозок. Например, в Украине это Закон Украины «О нефти и газе» № 2665-III от 12.07.2001.
Ключевыми соглашениями, которые обеспечивают регулирование взаимоотношений участников газового и нефтяного бизнеса в области отношений промышленности, связанной с системой обращения добытого сырья, являются договоры переработки, транспортировки и поставки. Данные соглашения обеспечивают перемещение газа, нефти и нефтепродуктов от мест производства к местам конечного потребления. В сфере, связанной с транспортировкой нефти по магистральным сетям, существуют следующие основные виды соглашений: соглашения транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам, соглашения о хранении нефти в системе магистральных трубопроводов, соглашения на уступку прав на транспортировку нефти.
Типы и характер соглашений зависят от многих факторов: от вида продукции, от особенностей сторон соглашений, от способа доставки энергоресурсов и др. Рассмотрим наиболее традиционные способы доставки нефти и газа в рамках основных международных нормативных документов, которые их регулируют. Безусловно, наиболее дешёвым способом доставки нефти и газа традиционно считается трубопроводный транспорт.
С трубопроводным транспортом связан особый вид производственной деятельности, направленной на доставку сырья к месту назначения по трубопроводам. Магистральные трубопроводные транспортные системы включает в себя огромное количество технологически сложных агрегатов и сооружений (насосов, задвижек, компрессоров и др.), перекачивающих взрывоопасную продукцию. К примеру, организации, которые экспортируют нефть за пределы Российской Федерации, заключают контракты на её транспортировку по магистральным нефтепроводам с соответствующими организациями нефтепродуктообеспечения. Производители энергоресурсов обеспечивают таможенное оформление поставляемых за пределы страны продуктов в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и соглашением о таможенном регулировании.
Следует отметить, что магистральные нефтепроводы в мире, в своём большинстве, российские. (см. рис 1) Исключение составляет Центрально-Европейский нефтепровод и нефтепровод Ирак-Сирия. Для того, чтобы доставить энергоресурсы во многие точки земного шара, нередко используется водный транспорт.
С помощью специализированных танкеров, оборудованных двойным корпусом с целью предотвращения утечки нефти и нефтепродуктов в водоёмы, данный продукт перемещается по воде в цепи системы международных перевозок. Танкеры с двойным корпусом появились не так давно. Предпосылками их появлений послужили серьёзные аварии, возникшие в 2003 году, после чего «Международная морская организация» одобрила предложения Евросоюза об ускорении вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров, перевозящих нефть. С 2008 года были официально запрещены перевозки всех тяжёлых видов топлива на судах, не оборудованных двойным корпусом. Однако это не решило проблему утечки нефти окончательно. Аварии танкеров наглядно показывают, насколько опасно загрязнение морей и какой огромный ущерб оно может принести прибрежным государствам. Загрязнение водного пространства влияет не только на природную среду, но и на человеческое здоровье [1]. На сегодняшний день, основная масса нефти попадает в море не при авариях танкеров, а вследствие преднамеренного слива с судов загрязнённых балластных и сточных вод. Ежегодно в результате эксплуатационных потерь нефти, промывки судов, слива балластных вод в открытое море сбрасываются сотни тысяч тонн нефтепродуктов. Попытки ограничить разрушительное действие деятельности человека на океан издавна предпринимались мировым сообществом.
С целью предотвращения губительных экологических последствий в 1969 году была созвана «Международная юридическая конференция», одобрившая «Международную конвенцию относительно вмешательства в открытом море в случае аварий» и «Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью». Сущность данного документа заключается в том, что владелец судна должен возместить ущерб, который был им нанесён другому государству в случаях разливов нефти(нефтепродуктов) или возникновении аварий. Задачи Конвенции регламентировали ответственность и установление единых нормативов, правил и процедур несения ответственности за утечку и слив нефти и нефтепродуктов из судов.
На сегодняшний день, «Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов» содержит нормативы максимального количества слива нефти, скорости её сброса, пределы допустимых расстояний сброса нефти (нефтепродуктов) от берега. В Конвенции приводятся требования к конструкции и оборудованию нефтяных танкеров, содержатся «Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов». Суда с опасными грузами должны быть оборудованы системой сепарации или фильтрации для слива из машинных отделений вместе с бортовыми танками для хранения нефтяных остатков из сепараторов и после очистки. На танкерах должен находится план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, одобренный администрацией.
На всех судах в обязательном порядке ведутся специальные журналы нефтяных операций, в которых фиксируются все операции с нефтью. Данные по нефти и нефтепродуктам записываются с учётом точности измерительных устройств, которые в обязательном порядке установлены на судоходном транспорте. Журналы должны быть пронумерованы и подлежать проверкам морскими администрациями стран-участниц Конвенции. В международном масштабе существуют различные морские организации, которые проводят большую и плодотворную работу по повышению безопасности перевозок грузов морем и защите природной среды от загрязнений с судов. На данные организацию возложены следующие задачи:
- контроль выполнения требований международных договоров и прочего законодательства по безопасности судоходства;
- контроль и обеспечение пожарной безопасности;
- проверка готовности аварийно-спасательных служб;
- расследования катастроф, аварий и др. [9].
Интенсивная деятельность научно-практического характера, которая обслуживает сам механизм судоходного бизнеса помогает мировой транспортной инфраструктуре, успешно функционировать и преодолевать многие международные катаклизмы (в том числе нынешний, связанный с войной в Ираке).
Экспертно-консультационную работу ведут фрахтовые биржи и фрахтовые брокерские и научно-исследовательские фирмы, которые снабжают государственные учреждения и частный бизнес всей необходимой профессиональной информацией. Это позволяет решать часто возникающие серьёзные проблемы транспортировки нефти. Уровень фрахтовых ставок на транспортировку нефти постоянно колеблется под влиянием спроса на тоннаж на мировом рынке. Постепенно в мире сложилась сложная, но успешно функционирующая рыночная структура, которая позволяет активной конкуренции поддерживать уровень фрахтовых ставок на приемлемом уровне, несмотря на существование монопольных секторов и внутрикорпоративных взаимосвязей. В частности, система шкалы ставок «Уорлдскейл», учитывает базисные условия эксплуатации танкера с типовыми заданными характеристиками и действует на протяжении 35 лет. По сравнению с нефтью транспортировка газа является более сложной и имеет множество нюансов. Особенность газа состоит в том, что его хранение и транспортировка осуществляются с использованием замкнутых ёмкостей.
Крупнейшим мировым экспортёром газа по трубопроводам является Россия (в 2013 объём поставок составил около 21% глобального экспорта). В том же 2013 году на втором месте по объёмам поставок газа находился Катар (12,2%), а третье место заняла Норвегия (10,2). Среди стран-импортёров газа лидирует Япония (11,5% мирового импорта), Германия (9,3%), а также США (8%) [3]. На международные рынки основной объем товарного газа поставляется по трубопроводам, что определяет стабильную географическую привязку поставщиков и потребителей. К примеру, структура транспортировки газа на экспорт в Европу, выглядит следующим образом:
![Структура транспортировки российского газа на экспорт в Европу в процентах [2]](/res/ehmmxxg8ii.jpg)
Исходя из выше обозначенной схемы, можно отметить что более половины от общего объёма поставляемого на экспорт российского газа отправляется транзитом в Европу через Украину. Периодически на данной ветке поставок возникает ряд политических проблем. К примеру, в 2006 и 2009 г., украинская сторона какое-то время осуществляла несанкционированный отбор природного газа, предназначенного для европейских потребителей. Эксперты опасаются, что осложнившиеся политические взаимоотношения меду Россией и Украиной могут вызвать перебои поставки газа в Европу. Кроме всего прочего, данная газотранспортная система, построенная в советское время, имеет неудовлетворительное состояние: трубопроводные системы и арматура физически и морально серьёзно изношены.
Компания «Газпром» начиная с 2014 года пытается вести переговоры с европейскими компаниями, которые стали бы управлять транзитом газа в Европу через Украину. Таким образом, ответственность и риски за действия украинских политиков, а также за технические аварии на трубопроводе, нуждающимся в ремонте, с российской стороны были бы сняты. Частичной альтернативой, с точки зрения диверсификации поставок газа украинскому потоку, могли бы стать два новых газопровода. В 2015 году «Газпром» и европейские партнёры подписали соглашение по «Nord Stream». Однако, полностью отказаться от Украины с помощью данного проекта на сегодняшний день возможным не представляется, поскольку мощности здесь пока не сопоставимы.
Вторая ветка газотранспортного снабжения, которую без преувеличения можно назвать «проблемной», под названием «Голубой поток», связана с внезапно осложнившимися взаимоотношениями России и Турецкой Республики. Объем экспорта газа по данному направлению составляет 9%. (см. рис. 2) Следует отметить, что данное газотранспортное сооружение по его технологическим параметрам не имеет мировых аналогов. При строительстве «Голубого потока» была применена специальная экономичная и надёжная технология, со встроенной автоматической системой управления, которая стабильно обеспечивает без гидратный и однофазный транспорт газа по подводной части газопровода [10].
В последнее время споры экспертов по поводу возможного ослабления «Голубого потока» в связи с обострившимся политическим конфликтом между Россией и Турцией, не умолкают. Существую опасения, что если это все-таки случится, то Европе придётся компенсировать потери энергоресурса за счёт Ирана и каспийского газа, что приведёт к газовой зависимости Европейских стран от политически неуравновешенного юго-восточного партнёра. Как правило, стандартная цепочка поставок по движению газа от скважины к потребителю выглядит так: от места производства газ отправляют в компанию, которая осуществляет его транспортировку по магистральным трубопроводам, после чего газ транспортируется в сбытовые компании, далее газ распределяется в места потребления.
Транспортировка газа по магистральным трубопроводам регулируется многосторонними договорённостями между станами и актами международных организаций. Одним из таких актов является международная «Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву», которая была заключена в декабре 1982 года. Конвенция позволяет странам, которые не имеют выходов к водному пространству, гарантированно осуществлять свободный транзит через территории стран транзита любыми транспортными средствами (в том числе, газопроводы при наличии соглашения).
На уровне Европейского союза также было принято несколько документов, регулирующих газовую индустрию, в частности, и доступ к газотранспортным сетям в Европе. Общая тенденция в сфере доступа к газовым сетям в Евросоюзе связана ужесточением стандартов разъединения системы транспортирования и распределения, с целью обеспечения либерализации рынка газа и электрической энергии.
Перевозка нефти и газа по железной дороге — достаточно дорогостоящий и небезопасный способ. Данный вид транспортировки этанола и сырой нефти, в последние годы, активно практикуется в США и Канаде. Это сопряжено с рядом серьёзных проблем: на железнодорожных путях возникают серьёзные заторы железнодорожного транспорта, часто происходят катастрофы и пожары. Мировое сообщество озабочено данной проблемой. Масштаб договорённости в области перевозки энергоресурсов железнодорожным транспортом на мировом уровне пока что относительно скуден.
В мае 2016 года в Тегеране состоится первая международная конференция под названием «Нефть. Железные дороги и Порты.» Это первая конференция, где соберутся представители 95 стран мира, посвящённая сотрудничеству между железной дорогой и нефтегазовой промышленностью. В ходе данного мероприятия будут рассмотрены и вопросы, касающиеся развития межконтинентальных и международных «коридоров» железнодорожных перевозок, партнёрских отношений, объединяющих главных представителей нефтяной промышленности. На конференции будет рассмотрен вопрос нормативно-правовой базы международной транспортировки нефти и перевозки опасных грузов по железной дороге — стандарты совместимости, управления составами, охраны и безопасности. Будут задеты вопросы создания единой мировой базы оцифровки данных и интеллектуальной системы управления поездами [12].
Важным международным соглашением, регламентирующим сферу транзита энергоресурсов, является заключённый в Лиссабоне в 1994 году Договор к Энергетической хартии. Данный документ является первым в мировой практике торговым, инвестиционным и транспортным многосторонним международным соглашением в области энергетики, который установил правила транзита, с учётом специфики энергетических ресурсов. Следует отметить, что договор к Энергетической хартии предоставляет лояльные условия государствам — потребителям энергии, но менее выгоден тем, кто её производит. По этой причине Россия отказалась присоединяться к данному соглашению [11].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать заключение, что международные соглашения и организации в области транспортирования нефти и газа, разрабатываемые и совершенствующиеся в течении нескольких десятилетий, позволили достичь определённого уровня и мирового порядка в сфере поставок нефтегазовых ресурсов.
Стоит отметить, что в современном мире поток трудностей, возникающих в данной сфере достаточно объёмен и многогранен. Какая-либо возникшая проблема, может потянуть за собой ряд других. Накалённая экономическая и политическая обстановка и резкие колебания цен на энергоресурсы, также усугубляют положение на рынках поставок газа, нефти и нефтепродуктов. Действующие магистральные трубопроводы постепенно изнашиваются, а судоходный транспорт до сих пор не обеспечивает должной экологической безопасности мировому водному пространству.
Решая проблемы и оптимизируя деятельность области транспортировки продукции нефтегазовой отрасли, не стоит забывать об инновациях. Ежегодно в Мире появляются множество новых проектов и решений, которые могут быть направлены на совершенствование системы транспортировки нефти и газа. Например, тяжёлые стальные магистральные трубопроводы, подвергающиеся коррозии можно постепенно заменять на трубопроводы из специализированного прочного негорючего пластика. Экологические проблемы могут помочь решить специальные технологии, разрабатываемые учёными-биологами, помогающие, например, без вреда и последствий уничтожить нефтяную плёнку на поверхности водного пространства.
Не стоит забывать и о дополнительных мерах, связанных с обеспечением безопасности всех видов транспорта, осуществляющих транспортировку нефти и газа. В последнее время о терроризме говорят очень много, но мало кто затрагивает вопросы безопасности танкеров, суден, магистральных трубопроводов, железнодорожного и воздушного транспорта, перевозящих нефть и газ. Танкеры в Сирии нередко захватывают и пираты, которые также могут их подорвать. Последствия таких катастроф могут быть несоизмеримы как для отдельных государств, так и для человечества в целом. Для того, чтобы обезопаситься от подобных угроз, международные сообщества должны принимать совместные решения.
Предотвращать возможные теракты можно с помощью усиленной охраны трубопроводов и прочего транспорта, а также с помощью спутников и навигационных устройств. Не стоит забывать и новых разработках учёных. Инновационный способ борьбы с террористами с помощью технических средств, в начале 2016 года предложил британский инженер Роберсон. Небольшой прибор в будущем сможет сканировать людей, проходящих на расстоянии нескольких десятков метров. В случае опасности, прибор тут же подаёт сигнал. Данный аппарат может реагировать на металлические и не металлические взрывчатые вещества. Пока данная продукция находится на стадии тестирования. Впоследствии прибор расширят и появится возможность использовать его на больших открытых пространствах [8]. Вполне возможно, что данные приборы в недалёком будущем станут использовать для своих потребностей компании, транспортирующие опасные грузы.
Говоря о данном вопросе, не стоит забывать и о политических аспектах. Случаи, когда кто-либо желает «наказать» одну страну, нарушая её обязанности и права по перемещению энергетических ресурсов, недопустимы. Это может нарушать баланс и равновесие жизнедеятельности многих государств. Избегать подобных проблем могут помочь дополнительные международные договорённости. К примеру, таким соглашением могут стать правила наложения (применения) санкций к отдельному государству, где будет содержаться принцип недопущения применения санкций в области связанной с транспортировкой, экспортом и перемещением энергоресурсов.
Мировой опыт показывает, что при проявлении активного сотрудничества основных участников рынка, решение большинства выше обозначенных задач посильно международному сообществу.