Понятие души и её бессмертие в христианском мире

NovaInfo 46, с.263-268, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены понятия души и ее бессмертия. Выявлены главные проблемы философии по отношению к этим составляющим. Особенностью этой статьи является взгляд на бессмертие, существование иного мира с точки зрения библии и философии. Приведены уровни мировоззрения, на которых мировоззренческое значение данных идей и фактов меняет у людей отношение к смерти.

Ключевые слова

ДУША, БЕССМЕРТИЕ ДУШИ, БЕССМЕРТИЕ

Текст научной работы

Что происходит с человеком после смерти? Что ожидает его там, за чертой?

Каждый человек, хоть раз в своей жизни задумывался над этими вопросами. Но находил ли он на них ответ? В своей работе я попробую разобраться, и найти ответы на эти вопросы. Верующие считают, что после смерти, человека ожидает божий суд, на котором и решится вечная участь души. Одни души попадают в рай, а другие в ад. Поэтому актуальность этой проблемы очевидна.

Для ответов на все вопросы и для раскрытия главной проблемы бессмертия и понятия души, я опиралась на литературу священного писания (библии), обращалась к догматическому богословию Олега Давыденкова и к библейской энциклопедии Брокгауза.

Но для начала нужно разобраться, что такое душа? И что такое бессмертие?

В библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития религиозно-философского мышления оно приобретало новый смысл.

В Ветхом завете душа обозначается древнееврейским словом нефеш - «дышащая», «воздыхающая», в Синодальном переводе это слово иногда передается как «дыхание».

«Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена. И остаток их, говорит господь» - так сказано в книге пророка Иеремия 15 глава 9.

Так же можно сравнить с книгой Иова 41 глава 13 –«Дыхание раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя».

Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле человеческий процесс.[2]

Кроме сущности человека, под душой еще понимается жизнь, внутренний мир человека, мир его переживаний, разум человеческий, его сознание.

В монографии Авраама Позова «Основы древнецерковной антропологии: Том 1: Сын человеческий», приводятся следующие определения души.
«Душа есть сущность живая, простая, бестелесная, словесно-разумная, действующая посредством тела и сообщающая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения. Свободная, одаренная способность хотеть и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя.

Что глаз в теле, то ум в душе» (Иоанн Дамаскин).

В этом определении указаны не только все функции души, но и ее отношение к телу.
«Душа есть сущность живая, простая бестелесная, невидимая для телесного зрения, бессмертная, одаренная умом и разумом (словом)» (Евагрий Монах). [4]

Человеческая душа индивидуальна, она многообразна, различна у каждого человека, хотя и одинакова у всех по своей природе, и состоит из одних и тех же сил, способностей и функций. Множественность и разнообразие человеческих тел есть эмпирический факт, ни один человек не похож на другого полностью физически.

Об этом говорит и Платон: «Души человеческие Бог создал различными, хотя и создал их из одних и тех же логосов и сил».

Аристотель отвергает учение о перевоплощении души в разные тела. Ириней Лионский говорит:
«Каждый из нас имеет свое тело и свою душу. Бог не так беден, чтобы не дать каждому свое тело и свою душу и свой характер. Каждый воскресает в своем теле, в своей душе и в своем духе, в кои был помещен Богом».
Мелетий Монах возражает манихейцам, которые, хотя и признавали душу бессмертной, но допускали одну общую душу всех, разделенную в каждом одушевленном теле. Он возражает и некоему Крониосу и Порфирию, учившим, что все души суть формы одной общей души.[4]

Я согласна с мнением, что человеческая душа индивидуальна. И раз уж она такая разная, то не может же она бесследно пропасть после смерти человека. Моё представление о душе, таково, что после смерти душа прощается со всем ей знакомым миром, со всеми знакомыми и родными и попадает в другой более величественный мир.

Ну а что же такое бессмертие?

В Новом Завете Бессмертие мыслилось как пребывание души в шеоле, некотором подобии греческого царства теней, где душа влачит печальное существование на грани между бытием и небытием. Тем и менее мысль о бессмертии выражена и в Ветхом Завете, и выражена достаточно ясно.

«И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему»; «И погрешил его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которые против Мамре» - так в пятикнижии Моисеевом говорится о смерти человека, как о приложении к народу своему» (быт 25:8-9,35) [1]

Но что же происходит с человеком после смерти?

В Священном Писании есть образ, который помогает понять нам смерть. И помогает воспринимать нам смерть как не конец, а оставляет для нас надежду. Так же смерть, в священном писании, представлена как сон, но после сна всегда следует пробуждение, то есть смерть это не конец, это временное прекращение человеческой жизни.

Доказательство выше сказанного показано в книге пророка Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». [6]

Таким образом библия дает нам надежду и веру о продолжении жизни после смерти.

Так же, вопрос о бессмертии или вечной жизни встречается и в литературных произведениях. Например, из русских народных сказок мы знаем Кощея бессмертного; в «мифах и легендах древней Греции» - это боги; в книгах Джоаны Роулинг «Гарри Поттер» - Волан-де-Морт и другие бессмертные персонажи; из книг «Властелин Колец» Джона Толкина – встречаются нам назгулы, эльфы; так же известный нам персонаж как Дракула.

Почему в сказках могут быть бессмертные герои, а в жизни нет? Ведь сказка играет важную роль в жизни человека. Через сказку ребенок познает мир, а взрослый человек может выявить для себя что-то интересное. Со сказками люди знакомятся с самого детства. Получается, что всем нам уже с детства внушали о различных бессмертных персонажах.

Но любое следствие и любое утверждение строится на различных фактах, ситуациях и доказательствах. Тогда рассмотрим какую-нибудь жизненную ситуацию. В реальной жизни многие люди утверждают о том, что их навещали родственники или друзья, которые недавно умерли. Может им это кажется, и они видят силуэты родных из своего подсознания.

Это было бы так, если бы не было никаких доказательств. Но люди встречали силуэты призраков на фотографиях, после их проявления.

Например, снимок был сделанный в 1963 году священником К.Ф. Лордом в церкви Ньюбай в Северном Йоркшире, Англия. Снимок вызвал бурю споров, так как призрачное лицо и направление взгляда дают основания говорить о накладке кадров. Но, говорят, что это фото было детально изучено экспертами, которые пришли к выводу что это не два кадра наложенных один на один, а именно один цельный снимок.

Так же, снимок Ральф Харди, пенсионера из Вайт Рока, Британской Колумбии, сделанный в 1966 году. Он намеревался всего лишь снять элегантную спиральную лестницу в секции Дом Королевы – части Национального Морского Музея в Гринвиче. Однако, после проявки на снимке оказалась фигура, которая идет вверх держась обеими руками за перила. Эксперты (в том числе из фирмы Кодак) которые исследовали оригинал негатива пришли к выводу, что с ним не производилось никаких манипуляций. Известно, что в районе лестницы подобное визуальное явление замечали не раз.

Еще один снимок Дениз Рассел, которая сфотографировала в 1997 году свою бабушку и была шокирована, когда после проявки увидела изображение своего умершего дедушки за спиной своей бабушки. [3]

Так же, я хочу обратить внимание на книгу Эльзы Баркер «Письма живого усопшего», записанные в 1914 – 1918 г.г. В книге представлен сборник писем, которые приняла госпожа Баркер от человека, который уже покинул из жизни. В данной книге не указывается источник этих писем, но зато в американском журнале называется, что это юрист, судья Дэвид П. И после того как его сын, Брюс Хотч прочитал письма, он подтвердил, что это письма его отца. “В своих письмах Дэвид П. Хотч описывает тот мир, в который он попал после смерти на Земле, описывает свои ощущения, как он и другие люди проходил своеобразную адаптацию” [8].

Книга Эльзы Баркер представляет собой удивительное свидетельство вечной жизни и многомерности бытия. Мне же кажется, что основная идея этой книги – это помочь людям избавиться от страха смерти. Ведь согласитесь, думать о том, что в один момент все оборвется, и что мы сами перестанем существовать – это очень страшно. Гораздо приятнее осознавать, что смерть – это не конец, а начало чего-то нового, что все мы снова вернемся на землю, что жизнь продолжится и после.

Но для ответа на вопрос существуют ли потусторонние миры, я хочу обратиться к книге Сафонова В.И. «Нить Ариадны», в которой он высказывает своё мнение о мистическом мире.

В книге можно обратится к отрывку «Тропы в неведомое», в которой автор разъясняет, что мистический мир, «это тот мир, где непонятным образом хранится информация о людях с момента их появления на свет, мир, куда уходят умирающие, где известно все не только о людях, но и о наших «братьях меньших» — животных.» [5]

Так же, автор приводит случаи, которые происходили с людьми, после того как они вторглись в область загадочного мира и оказались в плену своих иллюзий. Для этих людей, как утверждает автор, пути в неведомое нередко пересекались с путями, идущими в психиатрические больницы.

С другой стороны, «говоря об опасностях, подстерегающих людей, идущих по путям и тропинкам в неведомое, нужно особо отметить и другую крайность, весьма привычную для большинства наших соотечественников, — отвергать с порога все, что пока не поддается анализу методами современной науки».[5]

Если идти по путям в неведомое, открывать для себя новые миры, то будет казаться, что вокруг человека будет окружать одна мистика. И «те, кому импонирует мистика, обычно склонны приукрашивать и перевирать все, что им удалось увидеть или услышать из области «сверхъестественного». Такой подход никому пользы не принесет: факты остаются нерасследованными, а очевидцы (из мистически настроенных) как бы блуждают в наркотическом тумане».[5]

Вот так Сафонов В. И. в своей книге не опровергает существование мистического мира. Так же, он предостерегает людей от этого мира. Всему свое время. И вторжение в чужую жизнь может быть опасным.

В завершении, я хочу обратиться к статье Владимира Ефремова «Здесь и там: исследования и размышления». В статье автор рассказывает о своем переходе через границу жизни: туда и обратно.

В марте 1983 году, Владимир страдал хроническим бронхитом и в какой - то момент сильный короткий кашель перешел в сплошное закашливание, и произошла остановка сердца и переход в состояние клинической смерти. Но вместо смерти «происходило мгновенное и полное переключение внимания на новые ощущения - необыкновенной легкости и полета». Владимиру, эти ощущения полета напомнили состояние сна.

«Появилась удивительная легкость, глубина проникновения в суть изучаемых явлений….Процесс мышления происходит быстро и свободно, без каких - либо усилий и затруднений, надежность памяти неизмеримо возросла, объем оперативной и долговременной памяти по субъективным оценкам увеличился в порядки раз». Активное информационное взаимодействие Автора с окружающей обстановкой постепенно утрачивало односторонний характер и появилось нарастающее развитие элементов информационного обмена.

«Обратный переход в этот мир по своим ощущениям напоминал медленное принудительное пробуждение из очень глубокого сна под действием энергичных внешних воздействий квалифицированного медицинского работника»- вспоминает Владимир. Продолжительность путешествия туда и обратно составило не более 5 - 7 минут, но автору казалось, что прошло около 55 минут.

Владимиру Ефремову потребовалось 16 лет для осмысления случившегося, прежде чем удалось дать ему более или менее удовлетворительное описание, которое на самом деле принципиально не соответствует тому, что имело место на самом деле. Он пришел к таким рассуждения , что потусторонний мир более прост для нашего осмысления .

И после случившегося, автор, начитает иначе относиться к иной жизни.

В результате изучения специальной литературы, мы видим, что основная идея бессмертия – это существование души, переход души в другую реальность и ее бессмертие.

Мировоззренческое значение данных идей и фактов в том, что у людей меняется отношение к смерти.

Читайте также

Список литературы

  1. Догматическое богословие Олега Давыденкова. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/6_13_9
  2. Библейская энциклопедия Брокгауза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bible.by/lexicon/brockhaus/word/1118/
  3. Сайт «Интересные факты и истории». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neverfold.ru/showthread.php?t=58182
  4. [Электронный ресурс] Сайт Русское экономическое общество имени С.Ф. Шарапова. Режим доступа: http://reosh.ru/pozov-a-avraam-pozidis-osnovy-drevnecerkovnoj-antropologii-v-2-t-tom-1-syn-chelovecheskij.html
  5. Книга Сафонова В. И. «Нить Ариадны». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svitk.ru/004_book_book/3b/642_safonov-nit_ariadni.php
  6. Сайт РАИТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rait.airclima.ru/research_beyond.htm

Цитировать

Андреева, К.А. Понятие души и её бессмертие в христианском мире / К.А. Андреева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 263-268. — URL: https://novainfo.ru/article/5967 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться