1 этап. Христианство возникло как секта, течение внутри иудаизма, весьма немногочисленное. Поначалу такие иудео-христиане считали себя правоверными иудеями, выполняли все обряды, но их отличала от иудеев вера в то, что мессия уже пришел в мир и что этот мессия – Иисус из Назарета. При этом и иудеи, и римляне-язычники относились к последователям Иисуса негативно. В Иерусалиме имело место привлечение проповедников нового учения и последователей секты к суду за кощунство, заканчивавшееся вынесением смертного приговора. Позднее начались преследования христиан римскими властями. В дальнейшем, по прошествии некоторого промежутка времени (II в.), христиане становятся более заметной группой. В этот период они продолжают противопоставлять свое учение и свои нормы поведения религии, философии и общественным устоям Римской империи. Случаи преследования христиан римлянами учащаются. Таким образом, христиане являются «чужими» и по отношению к иудеям, и по отношению к римлянам. Поскольку у римлян имелись развитые религиозно-философские учения, а учение христиан еще не успело сложиться, вполне вероятно предположение, что последователи Иисуса воспринимались римлянами как нечто варварское, грубое и простое. Более того, христиане действительно принадлежали к низшим слоям населения. Это наверняка еще усиливало такое восприятие. Иудеи с их развитым учением также не могли воспринимать христиан иначе. В этом свете вполне естественно, что и римляне, и иудеи считали признаком культурности принадлежность к собственной вере и взглядам. Христианское учение находится на периферии семиосферы, где оно и возникло [1-4].
2 этап. Несмотря на то, что находились иудеи, которые переходили в христианство, в целом иудейская среда осталась для христиан закрытой. В отношении римлян ситуация сложилась иначе. Императоры и их окружение ощущали потребность в новых культах, которые сплотили бы население империи и укрепили императорскую власть. В период кризиса III в., сказавшегося на всех областях политической и экономической жизни империи, происходят изменения в отношении императоров к христианству. Этот кризис совпал с укреплением церковной организации христиан. Данная организация стала казаться императорам опасной. Начались новые гонения, которые, однако, не принесли результата. Преследования вызывали сочувствие к христианам. Никакой альтернативы христианству как идеологии римские императоры предложить не могли. Пришло время для союза императорской власти с христианской церковью как организацией, которая могла бы обеспечить правителям империи идеологическую поддержку. Было принято постановление, легализующее христианскую церковь (Миланский эдикт). Она, таким образом, сосуществует со старыми верованиями – языческими культами. На данном этапе развития Римской империи нужна была новая религия, которая заменила бы их. Среди причин такой ситуации можно указать и человеческий фактор. Люди хотели верить не просто во всемогущих богов. Им нужны были боги, которые бы «слышали» их и «понимали». Таким образом, одновременно наличествуют «чужие» и «свои» коды. Той части населения, которая желает верить в «справедливых», «чистых» богов или бога, старые верования наверняка представляются отжившими и, вероятно, варварскими. Те, кто остается привержен старым традициям, по-прежнему воспринимают новое учение как варварское и грубое. Но таких постепенно становится меньше. Римской империи объективно нужна новая вера, и государство отходит от язычества [1-4].
3 этап. «Свое» подражание христианству состоит в следующем. Люди хотят верить в богов, слышащих их, внемлющих, чистых и справедливых. Во всей восточной части империи ставится огромное количество посвящений богам, которые названы «внемлющими». Стремление к общению с «живыми» богами, которые «слушают» и «отвечают», сильно в самых широких слоях населения империи. В посвящениях, обнаруженных в ряде городов и деревень, встречаются эпитеты богов – «чистые и справедливые». Это одна из предпосылок обращения населения к христианству. Но это еще не христианство, это язычество. Соответственно, в сознании людей эта идея должна быть отделена от идеи единого бога и прихода мессии, хотя некие связующие звенья все равно останутся. Этот процесс представляет собой отделение принимаемых текстов от тех «своих» текстов, которые имеют определенную общность с ними – можно сказать, подражают им. В государстве складывается ситуация следующего плана: императоры уже поддерживают христианство; затем издаются указы, запрещающие отправление языческих культов. Земельные владения языческих храмов передаются христианской церкви. Имеет место стремление включить христианство в культуру как «свое», что впоследствии и происходит [1-4].
4 этап. Христианство становится господствующей религией Римской империи. Оно отказывается от своей прежней терпимости и начинает преследовать язычников. Оно окончательно делается «своим» для принимающей стороны. Текстами, которые порождает эта сторона, является, в первую очередь, сама организация христианской церкви, церковная иерархия, обрядность. Появляются прообразы монастырей, которые затем станут частью церковной организации. Имеет место появление обширной христианской литературы [1-4].
5 этап. В 395 г. Римская империя была формально разделена на две части – Западную и Восточную. На месте Западной Римской империи после разгрома Рима возникли королевства варваров. И Рим, и Византия стали мощной передающей силой христианства (таким образом, принимающая сторона сделалась передающей) [1-4]. Из Византии христианство пришло на Русь. Из Рима оно распространилось на территорию Европы, а из Европы впоследствии – в Новый Свет. Таким образом, возникнув на периферии культуры, христианство в итоге стало ее центром.