Марк Аврелий как крупный представитель поздней стои

№25-1,

философские науки

Римский император, блестящий полководец, примерный супруг и отец, именно такой образ Марка Аврелия запомнится потомкам. Но прежде всего он запомнится как философ, философ на троне, так он любил себя называть. Философ, в котором мудрость сочеталась с такой правдивостью, которая была способна искупить даже чужие грехи. Философ, с глубоким уважением к нравственным и духовным добродетелям и ценностям.

Похожие материалы

Марк Аврелий был последним из славной плеяды великих цезарей Древнего Рима — императоров Нервы, Траяна, Адриана и Антонина Пия, правление которых стало «золотым веком» в истории этого государства.

Время почти стерло со страниц истории деяния императора-философа, но сохранило книгу его размышлений, которую он писал на протяжении всей жизни. Она могла бы послужить ответом на страстный призыв Эпиктета, его учителя и друга: «Пусть кто-либо из вас покажет мне душу человека, жаждущего быть единым с Богом, свободного от гнева, зависти и ревности, — того, кто жаждет изменить свою человечность в божественность и кто в этом жалком своем теле поставил себе целью воссоединиться с Богом».

Читая сегодня дневник Марка Аврелия, с трудом можно поверить в то, что он писался в не самых лучших условиях. Возможно большая его часть написана в походах, в часы душевных тревог, переживаний.

Мысли императора – это, прежде всего, не поучения и наставления другим, но советы самому себе. «Простые, естественные, скромные и ничуть не устаревшие со временем. Он никогда не думал кого-то исправлять. Поэтому строки его дневника глубоко искренни. Эта искренность наполняет особым смыслом все, что мы знаем о жизни Марка Аврелия, философа на троне».

«…Одна из тех лучших книг, которые

нам нечаянно оставляют люди…»

Лев Толстой.

Марк Аврелий родился в 121 году в знатной римской семье и получил имя Анний Север. «Его отец умер в весьма юном возрасте, и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера, который был дважды консулом и, по-видимому, пользовался расположением императора Адриана, состоявшего с ним в отдаленном родстве». Позже Аврелий в своем «Размышлении» отблагодарит своего деда следующими словами: « От деда моего Вера – добронравие и негневливость» (I, 1).

Очень скоро его замечает сам император Адриан. Благодаря своей проницательности и дальновидности Адриану удалось увидеть в мальчике будущего великого правителя Рима. Когда Аннию Веру исполняется шесть лет, Адриан жалует ему почетный титул всадника и дает новое имя — Марк Аврелий Антонин Вер. Благодаря невероятной честности и правдивости, которой отличался мальчик, его называют не просто Вер, но Вериссимус, что значит «справедливейший».

По желанию Адриана, Антонин Пий - его преемник, усыновляет Марка Вера, чтобы потом передать ему власть. Ведь по древней традиции Рима императору совсем не обязательно было передавать власть физическому наследнику, можно было ее передать тому, кого император считал своим духовным последователем.

Юность Марка Аврелия проходит в императорском дворце. Его учат такие философы как Фронтон, Аполлоний, Юний Рустик... Однажды кто-то из них подарит Марку «Беседы» Эпиктета. И именно эта книга и уроки учителей впоследствии и сделают его стоиком.

Не важно, какое дело человек выбирает, считали философы-стоики. Важно, чтобы во всем, что делает, он учился проявлять благородство, быть ответственным, следовать долгу и чести. Эти качества стоики считали основой человеческой морали. Главное не слова, но пример, говорили они. И именно этот принцип Марк Аврелий перенес в свой труд и помнил всю жизнь.

Когда Антонин Пий стал правителем Рима, Марку было 17 лет. Новый император достойным образом продолжает дело своих предшественников — Нервы, Траяна и Адриана. Эти императоры-философы не жаждали власти, почести. Свой долг они понимали в справедливом служении интересам государства и его гражданам.

У своего приемного отца, Антонина Пия, юноша учится искусству политики и морали, умению мудро разрешать любые конфликты и противоречия, не прибегая к риторике. Антонин полностью доверяет приемному сыну, он делает его соправителем и дает возможность разделить всю ответственность власти, показывая тем самым свое доверительное отношение к Марку Аврелию. Еще более скрепляет их отношения брак Марка Аврелия с Фаустиной, дочерью императора. От Фаустины император имел много детей, но большинство умерли в детском возрасте.

Марк Аврелий становится римским императором в 161 году, в 40 лет. «Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру. Он делал дурных людей хорошими, а хороших — превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых».

Император искал в учениях стоиков указания на нормы поведения. Цель законов и указов Марка — благо простых людей империи. «Гражданское право, принципы ответственности государя перед законом и забота государства о гражданах, полиция нравов, регистрация новорожденных — ведут свое начало от Марка Аврелия». Император желает не просто беспрекословного подчинения закону, но он жаждет изменения человеческой жизни. Все слабые и беззащитные, больные и увечные находятся под покровительством государства.

Мечта царствования философов на земле, о которой желал когда-то Платон, а потом и Сенека, возможно, никогда не была настолько близка к воплощению в жизнь, как в Древнем Риме периода правления Марка Аврелия.

В первый год своего правления император посылает шесть римских легионов во главе со своим соправителем Луцием Вером и лучшими армейскими генералами для усмирения восстания в Армении. Пять лет спустя римские солдаты вернутся на родину победителями. Но по пятам за ними с Востока придет чума. Эпидемия быстро расползется по всей империи, будет свирепствовать в Риме. Болезнь унесет сотни, тысячи человеческих жизней. По преданию, император, переодеваясь в обычные одежды, чтобы его никто не узнал, ходил по городу и исцелял больных, даря им шанс на счастливое будущее.

Как нам известно, Марк Аврелий был очень миролюбивым человеком, поэтому всегда считал бои на арене жестокостью. Если он и появлялся в Колизее, то лишь для того, чтобы сохранить жизнь проигравшим. По его указу гладиаторы должны были сражались тупыми мечами, а для канатоходцев, выступавших высоко над землей, на арене стали стелить матрасы, чтобы предотвратить гибель при случайном падении.

Император знал, что философия остается законом жизни. Но хорошо понимал и другое: невозможно принудительно изменить, обновить мир. Никто не властен над мыслями и чувствами людей. Он мог своими указами добиться тупых мечей, но не мог окончательно запретить гладиаторские бои. Не мог побороть жестокую страсть римлян к кровавым зрелищам.

Марк Аврелий мог бы остаться в истории как великий полководец. Хотя он и питал глубокое отвращение к войне, никогда не был заинтересован в военных почестях и славе, но к делу защиты государства относился со всем вниманием. Он был одним из самых миролюбивых императоров за всю историю Рима, хотя и из 18 лет своего правления 14 провел в военных походах, защищая границы империи и спокойствие ее граждан.

Марк Аврелий не гнался за блестящими победами и избегал всякой ненужной жестокости по отношению к врагам. Армия любила и благотворила своего цезаря.

Несмотря на хладнокровие, император был довольно-таки добродушным. Он проводил политику великодушия вполне сознательно, и на троне оставался таким, каким хотела его «видеть» философия. Реакция Марка Аврелия на самые разные ситуации жизни никогда не расходилась с его философскими убеждениями, а действия ни в чем не опровергали его самых высоких идей. Он всегда жил так, по крайней мере старался, как учила философия стоиков.

Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180 года, когда он находился в военном походе, в окрестностях современной Вены. Ему было почти 59 лет. Говорят, то была чума, от которой он исцелил многих.

По словам Геродиана, «не было человека в империи, который бы принял без слез известие о кончине императора. В один голос все называли его — кто лучшим из отцов, кто доблестнейшим из полководцев, кто достойнейшим из монархов, кто великодушным, образцовым и полным мудрости императором — и все говорили правду».

С уходом Марка Аврелия закончился «золотой век» Древнего Рима. После отца-философа на престол взошел сын-гладиатор. Это было начало гибели старой цивилизации, полной жизненных сил. На место царствования философии, пришло царство жестокого насилия. Пренебрежение к моральным и духовным ценностям, падение нравов привели к крушению величайшей империи. Нападение варваров и время разрушили все, чем когда-то жила империя. Но есть то, над чем время не властно. Это не слава, не богатство, но качества души.

 

Список литературы

  1. Антология мировой философии в 4-х т. Т.1 Ч.1 – М. : Мысль, 1969 – С.576
  2. Бузукашвили И. Марк Аврелий – философ на троне // Новый Акрополь – 2005. - №1
  3. Доватур, А.И. Римский император Марк Аврелий Антонин // Марк Аврелий Антонин. Размышления. 2-е изд. С.-Пб. : Наука, 1993. – 259с. – ISBN 5-02-028041-0
  4. Котляревский, С.А. Марк Аврелий // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М. : Республика, 1995. – 463c. – ISBN 5-250-02462-9
  5. Н.Ф.Э. в 4-х т. Т.3 - М. : Мысль, 2010. – 692с. – ISBN 978-2-224-01118-0
  6. Н.Ф.Э. в 4-х т. Т.4 – М. : Мысль, 2010. – 736с. –ISBN 978-2-224-01119-7
  7. Цветков, С.Э. Великое неизвестное. Magnum Ignotum: Исторические миниатюры. М. : Центрполиграф, 2002. – 510с. – ISBN 5-227-01601-1