«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» («Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году).
Во всем мире люди стремятся к равноправию. Неравенство принимает различные формы, вот некоторые из них: разный уровень жизни, неодинаковые возможности в отношении образования и охраны здоровья.
Несмотря на то, что о равенстве постоянно говорят, мир вокруг по-прежнему полон неравенства, которое можно назвать бичом современного мира.
Таким образом, данная статья посвящена неравенству в доходах, уровню жизни населения России которыми приходится платить за ускорение повышения его благосостояния.
Используя официальные данные Федеральной службы государственной статистики, рассмотрим основные показатели характеризующие уровень жизни населения России.
Распределим по уровню среднедушевой денежный доход по регионам России в 2011г.: на 1 месте - Центральный федеральный округ, на 2 месте - Уральский федеральный округ; 3 месте – Дальневосточный Федеральный округ, 4 месте – Северо-Западный Федеральный округ, 5 месте – Приволжский Федеральный округ, 6 месте – Южный Федеральный округ, 7 месте – Сибирский Федеральный округ, 8 месте – Северо- Кавказский Федеральный округ.
Рост среднедушевого денежного дохода населения России за период с 2008 по 2013г.г. показан в таблице 1.
Таблица 1- Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации
Период |
рублей |
в % к соответствующему периоду прошлого года |
2008 год |
14 863,6 |
118,5 |
2009 год |
16 895,0 |
113,7 |
2010 год |
18 958,4 |
112,6 |
2011 год |
20 780,0 |
109,6 |
2012 год |
23 058,0 |
111,0 |
2013 год |
25 522,0 |
110,7 |
Самый низкий темп роста среднедушевого денежного дохода составил в 2011г. (+9,6%) и в 2013г. (+10,7%).
Важный показатель, характеризующий благосостояние общества - это прожиточный минимум, представляющий минимальный уровень дохода необходимый для оценки уровня жизни населения, а также показывающий стоимостную оценку потребительской корзины.
Таблица 2 - Величина прожиточного минимума
Период |
рублей |
в % к соответствующему периоду прошлого года |
2008 год |
4593 |
119,4 |
2009 год |
5153 |
112,2 |
2010 год |
5688 |
110,4 |
2011 год |
6369 |
111,9 |
2012 год |
6510 |
102,2 |
2013 год (III квартал) |
7429 |
114,1 |
Данные величины прожиточного минимума за период с 2008 года по 2012 год показали снижение уровня данного показателя, а в 2013году – увеличение.
Таблица 3 -Динамика величины прожиточного минимума (рублей в месяц)
Все |
В том числе по основным |
|||
трудоспособное |
пенсионеры |
дети |
||
2012 год | ||||
I квартал |
6307 |
6827 |
4963 |
6070 |
II квартал |
6385 |
6913 |
5020 |
6146 |
III квартал |
6643 |
7191 |
5229 |
6387 |
IV квартал |
6705 |
7263 |
5281 |
6432 |
Год |
6510 |
7049 |
5123 |
6259 |
2013 год | ||||
I квартал |
7095 |
7633 |
5828 |
6859 |
II квартал |
7372 |
7941 |
6043 |
7104 |
III квартал |
7429 |
8014 |
6097 |
7105 |
Сравнивая данные III квартала 2013года с III кварталом 2012 года величина прожиточного минимума увеличилась, по всему населению на 11,8%, для трудоспособного населения и детей на 11,1%, пенсионеров - на 16,6%.
Сравнительная оценка со II кварталом 2013г. показала следующий рост: для всего населения на 0,77%, для трудоспособного населения - на 0,9%, для пенсионеров - на 0,89%, для детей - на 0,01%,.
Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на 2014 год составляет 6 354 рублей, на 2015 год в размере 6 646 рублей и на 2016 год в размере 6 965 рублей.
Анализируя регионы России самый низкий уровень прожиточного минимума в 2012г. в Тамбовской области и составляет 4773 руб., самый высокий в Камчатском крае – 13008 руб.
Основу для расчета прожиточного минимума составляет потребительская корзина, представляющая минимальный набор товаров необходимый для жизнеобеспечения человека в III квартале 2013 года составляет 6895 руб., что на 0,76% выше, чем во II квартале и на 4,6% выше, чем в I квартале. Стоимость продуктов питания потребительской корзины в III квартале уменьшилась на 1,3%, непродовольственных товаров и услуг увеличилась на 2,5% и 3,2% соответственно.
Далее рассмотри процент малоимущих (семьи, чей доход ниже прожиточного минимума) в целом по России за период 2008-2012 года.
Таблица 4 – Распределение малоимущих домашних хозяйств по основным категориям (в процентах)
|
Малоимущие |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
По месту проживания |
|||||
Проживающие в городах - всего |
58,9 |
59,0 |
60,9 |
62,3 |
60,9 |
Проживающие в сельских поселениях - всего |
41,1 |
41,0 |
39,1 |
37,7 |
39,1 |
По составу домохозяйств |
|||||
Домохозяйства, состоящие: |
|||||
из 1 человека |
5,3 |
4,8 |
4,5 |
3,8 |
3,0 |
из 2 человек |
17,6 |
16,4 |
16,1 |
16,2 |
15,0 |
из 3 человек |
22,3 |
22,2 |
26,4 |
26,6 |
25,4 |
из 4 человек |
32,9 |
33,6 |
30,5 |
31,2 |
32,5 |
из 5 и более человек |
21,8 |
23,1 |
22,5 |
22,3 |
24,0 |
По наличию детей |
|||||
Домашние хозяйства без детей |
47,7 |
45,4 |
42,5 |
40,3 |
37,8 |
Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет |
52,3 |
54,6 |
57,5 |
59,7 |
62,2 |
По данным таблицы видно, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом уровень малоимущих домашних хозяйств проживающих в городах снизился на 1,4%, в сельских поселениях увеличился на 1,4%.
Изменение процента малоимущих домашних хозяйств, по составу следующие: домашние хозяйства, состоящие из 1, из 2 и из 3 человек – процент снизился, а по домохозяйствам из 4, из 5 и более человек - увеличился.
Уровень малоимущих домашних хозяйств без детей в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизился на 2,5%, а домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет увеличился на 2,5%.
Данные Росстата показывают, что уровень бедности России на 2012 год составляет 11%. Самые бедные регионы России, где уровень доходов населения ниже прожиточного минимума республика Тыва -28,9%, Республика Алтай и Камчатский край -18,9%, Республика Бурятия -18,6%.
Таким образом, проблемы малообеспеченности и неравенства населения накладываются на плечи государства, являясь толчком принятия значительных политических решений нацеленных на улучшение благосостояние жителей страны.