Зелёная логистика в организации и её парадоксы

NovaInfo 46, с.25-28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 41
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросу о зеленой логистике, получаемой от нее выгоды для организации, а также попытке организаций и предприятий минимизировать влияние логистических систем на окружающую среду. Сформулированы пять основных парадоксов зеленой логистики, выявлены стандартные характеристики транспортной системы.

Ключевые слова

ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА, ЛОГИСТИКА, СКЛАДКСКАЯ ЛОГИСТИКА, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, ПАРАДОКСЫ, ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

Под зеленой логистикой понимаются все попытки измерить и минимизировать влияние логистической деятельности на экологию. В логистическую деятельность входят действия, связанные с прямыми и обратными потоками продукции, информации и услуг между точкой отправления и пунктом потребления. Главной целью данного процесса является создание устойчивой рыночной стоимости компании на основе балансов экономической и экологической эффективности. Понятие "зелёная логистика" появилось в 80-х годах и подразумевает под собой комплекс логистических систем и подходов, при которых используются передовые технологии и оборудование, благодаря которому появляется возможность свести к минимуму ущерб для окружающей среды во время логистических операций[1].
Термин "зелёная логистика" произошёл от двух слов - "логистики", что является ключом новой транспортной системы, в которой используются современные технологии для оправдания второй части взятого нами понятия. Главная цель логистики, которую относят к "зеленой", заключается в заботе об окружающей среде.

Создание и использование особого плана управления материальными потоками в развитых странах не только снижает стоимость перевозок, повышает уровень конкуренции, но и способствует уменьшению загрязнения окружающей среды, что, в свою очередь, влиять на сохранение государственного бюджета и повышение качества жизни населения страны. Таким образом, используя на практике термин "зелёная логистика", можно решить и проблему глобального потепления, которая занимает умы ведущих учёных и политиков из-за серьезного негативного влияния на образ жизни всего населения[2].

Организации и правительство могут существенно снизить воздействие логистических процессов на окружающую среду. Компании используют принципы зеленой логистики, которая в свою очередь скребёт различных уровней логистического процесса принятия решений. В 1996 известные эксперты в логистике Алан МакКиннон и Вудберн дифференциировали четыре таких уровня[3]:

  1. Стратегические решения, касающиеся численности, мест и мощности заводов, складов, магазинов и терминалов.
  2. Коммерческие решения по продвижению продукции, аутсорсинга субподрядных производственных процессов и распределения готовой продукции. Устанавливается структура торговых связей между компанией и её поставщиками, дистрибьютерами и клиентами.
  3. Оперативные решения по планированию производства и распределения, которые осуществляют торговые связи в виде дискретных грузопотоков и определяют скорость вращения запасов на складах.
  4. Функциональные решения, касающиеся управления материально-техническими ресурсами, где менеджеры попрежнему занимаются выстраиванием маршрутов транспортных средств и погрузкой/разгрузкой продукции.

Стандартные характеристики логистических систем обнаруживает ряд несоответствий в отношении смягчения внешних экологических факторов. Они принимают форму пяти основных парадоксов:

  1. Расходы. Целью логистики являются сокращение затрат, в частности, транспортных расходов, экономии времени, улучшения надежности обслуживания. Корпорации, участвующие в физическом распределении грузов поддерживают стратегии, которые позволяют снизить транспортные издержки в условиях конкурентной борьбы. Среда предполагает широкий спектр расходов, которые формируют иерархию, начиная от затрат на внутренние цепи поставок, заканчивая экспортированными затратами. Обществу становится все сложнее принимать факт этих расходов, и давление все чаще оказывается на правительство и корпорации, дабы существенно повлиять на ситуацию, касающуюся экологических сообщений в своей деятельности. Характерным примером касается цепочка поставок продуктов питания, которые характеризуются низкими транспортными издержками, что позволяет запустить процесс диверсификации поставщиков и более сложных транспортных цепочек. Концепция "продовольственных миль" была разработана для попытки контроля и уменьшения полных издержек, появляющихся при распределении продуктов питания с учётом грамотного построения пути для их перевозки, что в свою очередь осуществляется через уполномоченное лицо.
  2. Время. В логистике время является ключевым показателем. За счёт сокращения времени, потраченного на управление потоком, эффективность системы распределения увеличивается. В основном это достигается за счёт оптимального выбора транспортных средств. Временные ограничения сами по себе являются результатом повышения гибкости производственных систем организации и сектора розничной торговли. Логистика предполагает под собой оказание услуг по принципу "от двери до двери", которая сочетается с системой поставок "точно в срок". Другие виды предоставления логистических услуг не могут быть в данной ситуации настолько же эффективными. Все сводится к тому, что используя логистические стратегии и принципы "Just-In-time" и "door-to-door", проблемы, связанные с негативными экологическими последствиями, не решаются, а наоборот создаются в большем количестве.
  3. Надежность. Также одним из главных принципов логистики является надежность. Принцип основан на способности доставлять груз с наименьшей тратой времени и наибольшим уровнем сохранности перевозимого груза. Логисты чаще всего прибегают к использованию тех способов перевозки, которые являются самыми надежными и безопасными для груза, и оптимальными по времени, но, как правило, именно они оказывают наибольшее отрицательное влияние на окружающую среду.
  4. Складские услуги. Логистика является важным фактором, способствующим глобализации и выходу потоков торговли на международный уровень. Современные логистические системы экономики основаны на сокращении запасов, так как повышении скорости и надежности поставок устраняет необходимость в запасе груза и его хранении. Следовательно, преимуществом логистики стало являться снижение уровня требований к складскому хозяйству. Это означает, что управление запасами перешло из сферы складской логистики в сферу транспортной системы. Отсутствие налаженной складской логистики и приводит к загрязнению окружающей среды, а также способствует заторам на дорогах, так как в таких ситуациях основная нагрузка приходится на транспортную логистику[4].
  5. Информационные технологии. Именно информационные технологии вывели розничную торговлю на совершенно новый уровень в плане размеров. Одним из наиболее динамично развивающихся рынков является рынок электронной коммерции. Появилась возможность существования интегрированных цепей поставок, в которых большое внимание уделяется обмену данных между поставщиками, конвейером и экспедиторами.

Можно утверждать, что парадоксы зеленой логистики усложняют процесс совершенствования логистической сферы деятельности из-за ориентации на стремление к уменьшению отрицательного воздействия на окружающую среду. Внутренние противоречия между цепью обеспечения экологической устойчивости и промышленными предприятиями, которые ставят неэкологичный автомобильный и воздушный транспорт в приоритет, когда заходит речь о логистической деятельности, можно рассматривать как непримиримые.

Читайте также

Список литературы

  1. Омельченко И. Н., Александров А. А., Бром А. Е., Белова О. В. Основные направления развития логистики ХХI века: ресурсосбережение, энергетика и экология. //Гуманитарный вестник. – 2013. - Вып. 10. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hmbul.bmstu.ru / catalog / econom / log / 118.html
  2. Paul R. Murphy. Green logistics: Comparative views of environmental progressives, moderates, and conservatives [Электронный ресурс] / Paul R. Murphy, Richard F. Poist, Ch. Braunschweig // Council of Logistics Management. – 1996. Режим доступа: http://findarticles.сom/p/articles/mi_qa3705/is_l99601/ai_n874 8499/print.
  3. Вержбицкий О. Экологистика: экономика и экология. // Дистрибуция и логистика. - №10. - 2012. – С.8-13.
  4. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. URL: http://upload.wikimedia.org/wikisource/en/d/d7/ Our-common-future.pdf.

Цитировать

Веселова, В.Д. Зелёная логистика в организации и её парадоксы / В.Д. Веселова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 25-28. — URL: https://novainfo.ru/article/6047 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться