Одним из наиболее важных механизмов, посредством которых государство осуществляет экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм , то есть финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Благодаря этой финансовой системе государство обеспечивает возможность выполнения своих функций.
Государственный бюджет - это план доходов и расходов государства на текущий год, который составлен в форме баланса и имеет силу закона. В любой стране государственный бюджет – это ведущее звено финансовой системы и единство основных финансовых категорий таких, как налогов, государственных расходов, государственного кредита . Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, которая отражает денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, который предназначен на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .
Государственный бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики .
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Доходы бюджета - денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления .
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, которые получены в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы .
Одним из главных по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга .
При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод самый непопулярный, так как вызывает рост процента инфляции, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.
По предварительной оценке федерального бюджета за январь-апрель 2016 года объем поступивших доходов составил 3 907 621,0 млн. рублей или 28,4% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» .
Доходы федерального бюджета за январь-апрель 2016 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:
Федеральной налоговой службой – в сумме 2 238 938,5 млн. рублей, или 29,9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2016 год;
Федеральной таможенной службой – в сумме 1 263 132,3 млн. рублей, или 26,7% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2016 год;
Другими федеральными органами – в сумме 405 550,2 млн. рублей, 26,9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2016 год .
Современная бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.