Налоговые проблемы и пути их решения

NovaInfo 46, с.155-158, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы налоговой системы России в настоящее время и отражаются пути по совершенствованию данной налоговой системы России путем разрешения этих проблем.

Ключевые слова

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что выбранная Правительством РФ налоговая система тормозит развитие рыночных отношений в стране. Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государства. Также от их формирования зависит, насколько благополучно будет развиваться общество в стране и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.

Состояние налоговой системы находится в глубокой взаимосвязи с теоретической частью, в которую входят такие понятия как: налогообложение и его принципы, налоговый правовой режим, налоговая система и ее составляющие и т. д. Это и объясняет, почему такое большое влияние оказывает нормативно-правовая база в области налогов и налогообложения при непосредственном регулировании налоговых отношений.

Главным недостатком действующей налоговой системы является то, что финансово-правовое регулирование и ее совершенствование основано на переориентации налоговой системы в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения.

В данной сфере существовала и существует такая проблема как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения страны.

Так правовая налоговая система РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.

На современном этапе принятые и используемые налоговые федеральные законы, законы и нормативно-правовые акты не соответствуют в полном объеме конституционным нормам. В этом плане необходимо выполнить анализ по согласованию норм Конституции РФ и налогового регулирования и наметить пути их решения.

В настоящее время налоговая система РФ совсем не отвечает потребностям в инновационном развитии страны. Кроме этого, она даже не производит стимулирования развития таких регионов как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Все это требует существенной реорганизации в налоговой системе.

Явным недостатком налоговой системы РФ к тому же является нестабильность налогового законодательства. Это обусловлено тем, что в НК РФ очень часто вносятся поправки и частота их внесения давно превысила допустимый уровень.

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны.

Для решения всех этих задач необходимо как можно лучше привести в действие налоговые механизмы. Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.

Для эффективного развития налоговой системы в РФ необходимо рассмотреть следующие пути по её совершенствованию:

  1. Наделить финансовые органы РФ правом издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;
  2. Наделить Правительство РФ правом издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты или же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения;
  3. Внести изменения в положения первой и второй части НК РФ, дополнив их специальным налоговым режимом, который содержал бы в себе льготный режим для налогообложения организации, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. Он бы полностью освободил данные организации от уплаты НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также реализацию результатов НИОКР.

Для совершенствования налоговой системы помимо этого следует пересмотреть следующие положения Налогового Кодекса РФ:

  1. В п. 6 ст. 108 НК РФ указывается, что абсолютно любой налогоплательщик считается невиновным в совершении своего налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном порядке в соответствии с законодательством в области налогов и налогообложения и непосредственно не установлена судом принятием соответствующего решения. В тоже время абзац 2 п. 1 ст. 104 НК РФ утверждает законность добровольной уплаты налогоплательщиком налоговой санкции во внесудебном порядке. Так налогоплательщик, который уплатил налоговую санкцию, привлекается налоговыми органами к ответственности при всем том, что он как бы не виновен в совершении данного налогового правонарушения;
  2. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 94 НК РФ должностное лицо налогового органа имеет такую обязанность, как разъяснить присутствующим лицам при осуществлении выемки документов имеющиеся их права и обязанности. В свою очередь в Кодекс не определяется, что именно это за права и обязанности;
  3. В п. 5 ст. 101 НК РФ освещаются основания для произведения отмены решения налогового органа через суд. Данная формулировка является некорректной с юридической точки зрения, так как суд общей юрисдикции или арбитражный суд не могут отменить решения, которое было принято налоговым органон. Исключительно решение, которое идет в разрез с действующим законодательством, может подлежать признанию недействительным, а никак не отмене;
  4. В п. 6 ст. 94 НК РФ употребляются такие понятия как «выемка» и «изъятие». При всем это не известно, в чем все таки заключается различие между этими понятиями и есть ли оно вообще;
  5. В ст. 125 НК РФ устанавливается, что за нарушение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, которое находится под арестом, лицо несет ответственность в виде взыскания штрафа в размере 30 тысяч рублей. Но правомочие владения никоим образом не зависит от решения налогового и (или) таможенного органа и может быть прекращено лишь только в том случае, если прекратится право собственности. Вследствие того, что нарушить порядок владения никак невозможно, то соответственно нельзя и привлечь к ответственности такого недобросовестного налогоплательщика;
  6. В подпункте 1 п. 7 ст. 95 НК РФ говорится о том, что у проверяемого лица есть право на то, чтобы заявить отвод эксперту, но в тоже время не поясняет оснований, по которым такой отвод возможно заявить, и не характеризует какими будут последствия такого отвода;
  7. Под сомнения идут также и положения подпункта 3 п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которыми налоговые органы могут по своему усмотрению имеют возможность расширить перечень обстоятельств, которые смягчили бы ответственность и в безразмерно уменьшать численное значение налоговых санкций. Все это вообще направлено не на защиту прав налогоплательщика, а на самом деле на использование этих мер должностными лицами налоговых органов в своих корыстных целях.

Впоследствии осуществления данных предложений по совершенствованию налоговой системы в России по прошествую времени сформируется эффективная налоговая система и конкурентоспособная экономика.

Читайте также

Список литературы

  1. Брызгалина А. В. Налоги и налоговое право // Под ред. А. В. Брызгалина. М., 2014. — 307 с.
  2. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2013. — 105 с.
  3. Журнал все для бухгалтера № 4 Июль-август 2013 г. Статья «Проблемы налоговой политики Российской Федерации на 2013—2015 годы».
  4. Закон РФ от 21.03.1991 № 43-1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».
  5. Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. — 71 с.
  6. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
  7. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.

Цитировать

Гареева, Ю.Ф. Налоговые проблемы и пути их решения / Ю.Ф. Гареева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 155-158. — URL: https://novainfo.ru/article/6111 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться