Универсальность спорта как средства межличностного общения

№60-1,

педагогические науки

Общение и складывающиеся межличностные отношения в совместной коллективной деятельности являются действенным средством воспитания и развития личности. Развитию коммуникативной культуры содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами. Межличностное общение – необходимое условие человеческого существования, без него невозможно полноценное формирование личности в целом.

Похожие материалы

В настоящее время спорт и физическая культура выполняют помимо общих еще и специальные функции. К специальным относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Вторые функции имеют социально-общественное значение: воспитание личности, обучение и развитие, оздоровление и рекреация, эмоциональность и зрелищность, социальная интеграция и социализация личности, общение. Прямое общение между людьми – необходимость общества. Вне общения невозможна человеческая деятельность как в спорте, так и повсеместно. С помощью коммуникации происходит формирование и усвоение культурных ценностей, увеличение количественно и качественно потока информации создаваемого для общества.

Главным детищем спорта нужно выделить создание олимпийского движения, оно способствовало построению и закреплению международных связей. Весь XX век Олимпийское движение набирало обороты, до начала Второй мировой войны в МОК входили 52 национальных олимпийских комитета, после войны количество участников МОК увеличилось в два раза. В 70-ые годы постепенно в международном спорте стали избавляться от стереотипов «холодной войны», антидемократизма и расизма, произошли изменения в мировой культуре, также устранялась политическая дискриминация в мировом спорте. Олимпийское движение стало инструментом в построении мирного существования [2].

Олимпийские игры стали самым массовым и важным событием в спорте, где участвуют тысячи спортсменов практически от каждой страны. Это самая огромная площадка для непосредственного общения десятков тысяч людей и непрямого общения миллионов людей. Нельзя забывать, что за всеми соревнованиями следят миллиарды людей нашей планеты.

«Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике» (Лубышева Л. И., 2001).

Наглядный пример любого спорта несет в себе информационную, воспитательную и идеологическую функции. Посещение спортивных мероприятий оказывает серьезное социально-педагогическое воздействие не только на зрителей, возможно никогда даже не занимающихся физическими упражнениями, но и на самих спортсменов. Сейчас спортивные мероприятия делают все более зрелищными, что способствует эффективному привлечению людей к организации своего досуга и общению между людьми.

Имея общую форму досуга, который со временем становится неотъемлемой частью образа жизни, люди приобретают ряд преимуществ: расширяют свой круг интересов, находят новые формы связи, в процессе общения берут на себя определенные роли: слушатель, фанат и т.д.

Следует подчеркнуть несколько форм общения в спорте: «спортсмен – зритель», «тренер – спортсмен», «зритель – зритель», «спортсмен – спортсмен».

В основном среди спортсменов формируются дружеские связи вне зависимости от того, соперники они или партнеры, и такие дружеские отношения сохраняются даже после прекращения занятия профессиональным спортом. Формирование отношений – неотъемлемая и очень важная часть спорта. Но какая бы дружественная атмосфера не существовала, и какой бы взаимопомощи не было, соперничество – основа, на которой построен спорт.

Отношения между соперниками в спорте не являются вражескими, это одна из форм партнерства. В большом теннисе партнерство означает хорошие отношения между двумя спортсменами, но это никак не влияют на характер соревнований: бескомпромиссный, упорный.

Установление связей с людьми является одной из причин занятий спортом, что доказывают исследования. В процессе анкетирования большая часть респондентов не намеревались знакомиться с кем-либо, но впоследствии, став участником любого коллектива связанным со спортом, налаживают связь с людьми, занимающимися в спортивной секции, и поддерживают дружеские отношения.

Кроме контактов между спортсменами, связанных сутью определенного спорта, имеются и иные формы общения, среди которых самая важная форма – работа с тренером. Общение может быть непосредственным (во время разговора тренера со спортсменом) и опосредованным (используя дневник спортсмена, который просматривают тренер и психолог, курирующий данного спортсмена).

От количества людей, участвующих в разговоре, зависит вид общения: межличностное (тренер – спортсмен), личностно-групповое (тренер – команда). Личностно-групповое общение больше применяется для развития и обучения спортсменов, а межличностное носит в большей степени воспитательный характер [1].

В большей своей части в профессиональной карьере взаимоотношения между старшим (наставником) и младшим (спортсменом) выходят за рамки деловых и спортивных интересов, они достигают личной связи в форме: друг – друг или родитель – ребенок. Эта связь значительно отличается от связи с неизвестным болельщиком.

Контакт между зрителем и спортсменом происходит в основном на спортивном мероприятии. Воздействие на спортсменов, как бы они этого не хотели, болельщики и зрители оказывают однозначно. Само воздействие может оказывать совсем различный эффект на эмоции спортсмена, вследствие этого качество выступление может отличаться.

Зрителей можно разбить на несколько групп в зависимости от отношения к спортсмену:

  • зрителей, значимых для спортсмена и реагирующих положительно;
  • зрителей, реагирующих положительно, но незнакомых спортсмену;
  • зрителей, пассивно наблюдающих за выступлением спортсмена без каких-либо реакций в его адрес;
  • зрителей, не проявляющих выраженного интереса к выступлению спортсмена;
  • зрителей, реагирующих отрицательно на выступление спортсмена [3].

Дух болельщиков прямо пропорционален качеству и количеству побед спортсменов, которым они сопереживают. Для повышения эффективности спортсменов болельщики решили оказывать поддержку своим любимчикам и деморализовать соперников. Поддержка происходит с помощью лозунгов, крика, речевок, больших баннеров, также поются национальные гимны и гимны спортивных клубов, национальные песни.

В попытках помешать сопернику, сбить его с толку, болельщики используют любые шумовые эффекты: горны, петарды, пиротехнику, барабаны. Эти шумовые эффекты оказывают воздействие на работоспособность спортсменов: стрелки и тяжелоатлеты теряют до 14% своих способностей, точность движений фехтовальщиков понижается в среднем на 16 %.

Спортсмен же может оказывать большое влияние на зрителей, если он имеет большой авторитет и высокую квалифицированность в определенном виде спорта. Кумиры всегда становятся примером подражания, это привлекает к занятию спортом большое количество людей, также происходит копирование модели поведение спортсмена, человек может разделять его жизненную позицию. Ярким примером может послужить экстравагантный ирландец, боец смешанных единоборств – Конор Макгрегор. Его манера поведения привлекает большое внимание, что побуждает болельщиков интересоваться самим спортсменом, видом спорта, которым он занимается, знакомиться с историей Ирландии.

Общение в форме «зритель – зритель» строится вокруг незначительного количества людей. Крепкие связи в таком коллективе строятся на базовых знаниях вида спорта и интереса к нему, такие связи могут в итоге оказаться продолжительными. Состав такой группы людей состоит не только из знакомых, одноклассников, соседей, но и из незнакомых друг другу людей, присоединившихся к группе. Фан-клубы – это наглядный пример организации людей с общими убеждениями и виденьем проблематики спорта. Это полноценный функционирующий механизм, особенно в больших городах, в котором есть все: от органов руководства до собственной символики.

Зрелище на стадионах привлекает большое количество людей, поведение такой толпы имеет свои характерные черты:

  • локальное сплочение большого количества людей, заинтересованность зрелищем;
  • состояние возбуждения, потеря самообладания и подключение к возбуждающей информации, предрасположенность к эмоциональному и социопсихическому взаимодействию с другими участниками зрелища;
  • психоэмоциональное сближение зрителей и социопсихическая готовность к быстрой реакции на любое происходящее действие;
  • формирование общего мнения всех зрителей только на победу своей команды. В итоге такой «коллективный разум» задает определенные нормы поведения, реакции на события: ликование и восторг при победе, либо возмущения в случае несогласия с решением арбитра;
  • побуждение зрителей посредством вспомогательных стимулов: «кричалки», зажигание «файеров».

Таким образом, любая физкультурно-спортивная активность является катализатором для формирования и развития взаимоотношений между людьми. Из этого можно сделать вывод – одной из важных задач спорта является развитие таких взаимоотношений, в этом есть заинтересованность нашего общества. Универсальность спорта как фактора общения в том, что в процессе взаимодействия между людьми формируются поведенческие установки, и формируется определенный образ жизни.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
  2. Кашкарев Ю.А. Олимпийское движение как фактор межкультурных взаимодействий в современном виде // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – №33. – С. 13-21.
  3. Петров С.В., Сасик А.С. Влияние зрителей и болельщиков на соревновательную деятельность спортсменов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 11. – С. 44-48.