Особенности коммуникативного взаимодействия детей-аутистов

NovaInfo 46, с.299-303, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В работе представлены подходы к пониманию такого психического феномена как аутизм. Рассмотрено сравнение аутизма и гениальности, особенности формирования коммуникативных навыков у детей-аутистов, а также указан эффективный метод психологической помощи и коррекционной работы с аутичными детьми.

Ключевые слова

СТЕРЕОТИПНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ФЕНОМЕН, АУТИЗМ, ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ, КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАВЫКИ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ, РАССТРОЙСТВО

Текст научной работы

Данная проблема является актуальной, так как по статистическим данным число детей больных аутизмом растет с каждым годом, и они составляют большую часть детей, имеющих нарушения в социально-личностном развитии и нуждающихся в помощи, как утверждает В.М. Башина [1, с. 40].

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. — С. С. Мнухин. [5, 60]Вслед за этими авторами, мы считаем, что аутизм – это не болезнь, а неврологическое расстройство, возникающее вследствие нарушений развития головного мозга и нервной системы в целом. Некоторые авторы, например, детский невролог, кандидат медицинских наук Татьяна Ганина полагают, что аутизм тонко граничит с гениальностью. Примеров разного сочетания признаков аутизма и научных талантов в истории немало. Выраженный аутизм – болезнь, которая называется "синдром Аспергера". При упоминаниях об аутизме ученых, имена которых составляют гордость науки, имеют в виду увеличение способностей мозга к обработке информации.

Профессор Д. Поспелов подчеркивает, что логика для мозга человека в онтогенезе (развитии особи) и в филогенезе (эволюции вида) появляется поздно [7, 38]. Казалось, гениальность – это способность к более глубокой и полной логической обработке информации, но потомки ценят Ньютона и Эйнштейна за другое. Их результаты невозможно получить логическим развитием прежних теорий. Они создали новые аксиомы, главная особенность которых – невозможность их логического доказательства.

Аутизм, увеличивающий способности к логической обработке информации, становится источником гениальности, которая разрывает бесконечное логическое пережевывание известного. Гениальность ассоциируется с созданием такого нового, которое недоказуемо логически. Детский аутизм сегодня считается заболеванием. Однако оказалось, что строение мозга у аутиста и гения одинаково.

Почему же аутизм называется болезнью? Дело в том, что люди в основном используют левое полушарие, отвечающее за логику и разумное поведение (при этом логика у каждого человека своя). Аутисты используют правое полушарие – а это интуиция. Когда аутистам принудительно восстанавливали («вылечивали») левое полушарие, все уникальные способности тут же утрачивались [4, 15].

Несмотря на то, что аутизм имеет широкий спектр проявлений, основные симптомы являются общими. Прежде всего, это желание уйти от контакта, экстремальное одиночество, стремление к навязчивому и повторяющемуся поведению. Отмечается также необычное речевое развитие, а в некоторых случаях возможно полное отсутствие речи, вычурность движений, неадекватная реакция на сенсорные раздражители.

Это малоизученное явление характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением.

По мнению некоторых авторов (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, С.А. Морозов и др), одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации при детском аутизме, является недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Подчеркивается, что недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно в виде использования невербальных средств (жестов, мимики) и альтернативных коммуникативных систем [6, 37].

В целом, ребенок склонен развиваться социально практически с самого рождения. У младенца очень рано обнаруживается избирательный интерес к социальным стимулам: человеческому голосу, лицу. Многие же матери аутичных детей рассказывают о том, что их ребенок не фиксировал взгляда на лице взрослого, смотрел мимо, "сквозь".

Клинические наблюдения и исследования более старших аутичных детей показали, что человек, его лицо является самым притягательным объектом и для аутичного ребенка, но он не может надолго остановить на нем свое внимание, взгляд как бы колеблется, это и желание приблизится, и желание уйти.

Вот некоторые из речевых проблем, характерных именно для аутизма:

  • задержка или остановка речевого развития без какой-либо компенсации с помощью использования жестов;
  • отсутствие реакции на речь других людей (так, ребенок не реагирует на собственное имя);
  • стереотипное использование речи;
  • замена местоимений (ребенок говорит «ты» вместо «я»);
  • использование обычных слов в необычном значении (идиосинкретическое использование слов), а также неологизмов;
  • неспособность начать и поддерживать диалог;
  • нарушения просодики (тон, ударения, интонация);
  • трудности с пониманием смысла и употреблением понятий;
  • нарушения невербальной коммуникации (жестикуляция, мимическая экспрессия) [6, 49].

Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с самого начала и до конца жизни.

Нами было проведено исследование с целью изучения особенностей коммуникации детей-аутистов. В исследуемой группе было всего 4 ребенка, посещавших занятия в КГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" г. Барнаула "Журавлики"

На основе подхода И.Б. Карвасарской [2, 26], нами была разработана карта наблюдения, состоящая из 23 вопросов, отражающих аспекты коммуникации детей-аутистов: умение контактировать с окружающими, владение языком жестов, реакция на раздражители, способность выражать свои эмоции и чувства, умение задавать четкие вопросы, владение речью и др.

В карте наблюдения фиксировались оценки родителей и экспертов (психолог центра и приглашенный психолог). Анализ полученных данных позволяет заметить расхождение между оценками экспертов и родителей. Последние оценивают своих детей намного лояльнее, стараются идеализировать своего ребенка. Эксперты-психологи дают более объективные и реальные оценки испытуемым.

В ходе исследования, выбранные дети были подразделены на две группы, по степени тяжести протекания расстройства. Один ребенок 9 лет, самый старший из 4 детей, был отнесен к группе с 3 степенью РДА, которая характеризуется наличием «своего» внутреннего мира.

По результатам проведенного исследования было отмечено, что игры и речь этого ребенка носят однообразный характер. Он абсолютно не владеет языком жестов, так же не может комментировать свои действия и задавать вопросы о местонахождении, иногда может попросить о помощи, частично осознает посторонние персоны, так же частично может отвечать на поставленные вопросы, у него частично присутствует подражание, так же присутствует реакция на дискомфорт, эмоциональная реакция на близких очень слабая, взгляд обращен в пустоту, движения угловатые и неточные, речь экспрессивна, так же абсолютно не называет имен, заменяет их местоимениями, но присутствует реакция на свое имя, очень смутно выражает согласие или отказ, у него появляется улыбка в ответ на улыбку, присутствуют стереотипные высказывания иногда может поддержать разговор с собеседником. Нельзя считать этого ребенка не развитыми, например, он умножает в уме шестизначные числа, соотносит число и день недели 2030 года и т.п.

Трое остальных детей 7 и 8 лет, были отнесены к группе с 4 степенью. Они очень эмоционально чувствительны, ранимы и уязвимы, избегают отношений, которые им не приносят чувства психологического комфорта. Характерным признаком являются неврологические нарушения, они ходят «на цыпочках».

В отличие от ребенка, отнесенного к 3 степени, эти дети владеют языком жестов, частично могут отвечать на поставленные вопросы и комментировать свои действия. Могут попросить о помощи, присутствует подражание, есть агрессивная реакция на близких, взгляд мимо, движения такие же неточные, присутствует экспрессия в речи, могут частично называть имена и присутствует реакция на свое имя, способны к спонтанным высказываниям, точно могут выразить согласие или отказ, понимают четкие инструкции, есть улыбка в ответ на улыбку, полностью отсутствуют стереотипные высказывания, частично могут поддержать разговор с собеседником, но они так же не могут описывать прошедшие события. Этот вид аутизма считается легким вариантом течения расстройства. Особенности коммуникации, как мы видим, очень своеобразны.

В заключении хочется подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. В настоящее время в России ощущается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.

К наиболее эффективной для работы с аутичными детьми относится холдинг-терапия, основной функцией которой является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», обеспечивающей развитие ребенка в норме.

Как считает Либлинг М.М. , действенность холдинг-терапии обусловлена тем, что она активирует 3 уровня аффективного развития:

  1. актуализирует младенческие аффективные стереотипы;
  2. отрабатывает психологический механизм экспансии («качели»), связанный с переживанием опасности;
  3. провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка с матерью [3, 26].

Хочется также заметить, что информированность общества о детском аутизме недостаточно высока, несмотря на то, что согласно современным данным, каждый пятисотый ребенок страдает аутизмом, а это серьезные цифры. Поэтому мы видим одной из своих задач – повышение психологической грамотности населения об аутизме.

Читайте также

Список литературы

  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 1993. – С. 165.
  2. Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск, 20-23 октября 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.
  3. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. – 1996. – № 3. – С. 55–56
  4. Морозов С.А. Актуальные проблемы детей с аутизмом в России // Гражданское общество.
  5. Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме "раннего детского аутизма", или синдроме Каннера у детей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1967. - № 10 во – детям России. – М., 2001. С. 69.
  6. Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.: Просвещение, 1989
  7. Поспелов Д.А. Моделирование человеческих рассуждений в интеллектуальных системах: Лекции Всесоюзной школы по основным проблемам искуственного интелекта и интелектуальным системам. Ч. 1. –Тверь: Центр программных систем, 1990

Цитировать

Кислых, Т.А. Особенности коммуникативного взаимодействия детей-аутистов / Т.А. Кислых. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 299-303. — URL: https://novainfo.ru/article/6133 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться