Нынешний образ жизни давно перестал быть спокойным и размеренным. Современный человек находится в постоянной гонке за чем-либо, будь то работа или же другие дела, находится в непрерывном движении и суете. В этой суете он и не замечает, что его эмоциональное состояние находится в постоянном напряжении, которое в последствии может привести к негативным последствиям. Психологический стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности и информационными перегрузками, давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Его последствия - эмоциональное и физическое напряжение, повышенная тревожность, беспокойство и неуверенность в себе становятся характерными признаками современного человека. Чтобы не довести себя «до ручки» и повысить свою стрессоустойчивость - необходимо овладеть навыками психической саморегуляции.
В студенческой сфере стрессы не исключение. Бешенный ритм, экзамены, сессии никого не оставят спокойным и равнодушным. Необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием, поведенческими реакциями, т.е. освоить способы саморегуляции, что значительно может повысить результаты деятельности.[3, 86]
Все мы испытываем и переживаем ежеминутно множество различных эмоций, но не все их проявления являются положительными и приятными как для окружающих, так и для нас самих. Поэтому очень важно научиться регулировать данные процессы.
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта изначально возникла в трудах Л.С. Выготского, который открыл существование динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. [1, 95]
Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление, которое, в частности, проявляется в том, что, во-первых "во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее"; во-вторых, сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания . Согласно Выготскому, отношение мысли к слову есть "движение через целый ряд внутренних планов.
Идеи Л.С. Выготского о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов развивали С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Согласно С.Л. Рубинштейну, мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального, а эмоция — единство эмоционального и интеллектуального. А.Н. Леонтьев показал, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию. [1,117]
Давайте для начала определимся с тем, что же такое саморегуляция. В переводе с латинского означает- приводить в порядок, налаживать. Это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.
Одной из главных причин обращения людей к обучению саморегуляции является неудовлетворенность своим состоянием, которое выражается:
- в частой раздражительности;
- неуравновешенности;
- чувстве внутреннего напряжения, плохого настроения;
- депрессии, отсутствии радости жизни;
- частых переживаниях беспокойства, тревоги, страха; усталости, вялости;
- низкой работоспособности, плохой выносливости.
Среди психологических проблем указываются проблемы отношений и самооценки:
- отсутствие уверенности в себе и завтрашнем дне;
- отсутствие внутренней свободы и способности влиять на жизненную ситуацию;
- нехватка «силы духа»;
- неудовлетворенность межличностными отношениями;
- неадекватная самооценка.
Так как состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и изменениями в функционировании физиологических механизмов, среди прочих причин были названы и симптомы ухудшения здоровья:
- плохое самочувствие;
- частые боли;
- нарушение сна;
- проблемы с излишним весом. [3, 45]
В настоящее время проблема саморегуляции личности находится в центре внимания психологической науки, накопившей достаточный объем знаний при ее изучении. Правомерно, что личностную саморегуляцию изучают как специфическую активность субъекта, направленную на преобразование своего состояния. В психологической науке и практике понятие саморегуляции используется довольно широко. В силу сложности и противоречивости понятие саморегуляция имеет целый ряд определений. Согласно точке зрения Моросановой В. И., Конопкина О. А. и Осницкого А. К., саморегуляция представляет из себя процессы инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также управление достижением этих целей. Процессы саморегуляции рассматриваются этими авторами как внутренняя целенаправленная активность человека, которая реализуется за счет системного участия самых разных процессов, явлений и уровней психики. Предметом психологии саморегуляции являются интегративные психические явления и процессы, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность его индивидуальности и личности.[5, 46]
Б. В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, который направлен на управление своим поведением. Ею выделяется два уровня саморегуляции: операционально-технический, связанный с сознательной организацией действия с помощью средств оптимизации и мотивационный, на котором организуется общая направленность деятельности с помощью управлении мотивационно-потребностной сферой. [2, 38]
Словами А. Г. Асмолова, психология саморегуляции отражает проблему «изменяющейся личности в изменяющемся мире».
Наиболее полно структурно-функциональную модель осознанной регуляции описал О. А. Конопкин и на ее основе разработал концепцию осознанного саморегулирования произвольной активности человека при достижении поставленных целей в различных видах деятельности, которая базировалась на субъектной целостности человеческой личности и целенаправленной активности, имеющей определенный личностный смысл по отношению к которому человек выступал как инициатор и даже творец. По Конопкину, осознающий свои состояния и свои задачи человек, является субъектом собственной деятельности, то есть именно он осуществляет выбор условий, соответствующих очередной задаче, с помощью звена программы действий подбирает способы преобразования исходной ситуации, а затем оценивает полученные результаты и решает, нужно ли вносить какие-либо изменения в свои действия.[4, 73]
К. А. Абульхановой-Славская также определяет личность как субъекта через саморегуляцию, выступающую координатором разномодальных личностных качеств, обеспечивающим преодоление противоречий и функционирование личности в деятельности .Сторонниками данного подхода, описавшие сущность и роль сознательной активности субъекта саморегулируемой деятельности также являлись Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Социально-психологические исследования закономерностей и механизмов саморегуляции поведения личности в рамках деятельностного подхода проводились М. Бобневой, Е. Шороховой, В. Ядовым и другими. По их мнению, саморегуляция — это системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно направленной на достижение поставленных человеком целей. Согласно В. П. Бояринцеву, саморегуляцию возможно определять как механизм обеспечения внутренней психической активности человека различными средствами, где активность и саморегуляция выступают двумя взаимодополняющими сторонами — активность выражает изменчивость и движение, а саморегуляция обеспечивает устойчивость и стабильность этой активности. [1, 56]
В современной зарубежной психологии (Ю. Куль, П. Кароли, Ж. М. Дьефендорф и др.) под саморегуляцией понимаются «… процессы, позволяющие субъекту управлять собственным поведением в изменяющихся условиях». Саморегуляция включает управление мыслями, эмоциями, поведением, вниманием. Процесс саморегуляции возникает, когда на пути к достижению поставленной цели возникают внешние или внутренние препятствия.
Можно сказать, что саморегуляция является внутренней целенаправленной активностью человека, которая реализуется при участии разных процессов, явлений и уровней психики. В процессах саморегуляции получает выражение единство и системная целостность психики.