Выученная беспомощность

NovaInfo 46, с.296-299, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В работе представлены подходы к пониманию такого психологического феномена как выученная беспомощность. Рассмотрены ее виды, особенности формирования у людей и животных, а также рассмотрены основные предпосылки и причины появления данного феномена.

Ключевые слова

НЕКОНТРОЛИРУЕМОСТЬ, НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, ЗАМКНУТОСТЬ, ПОДХОДЫ, ВИДЫ, СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ, ФЕНОМЕН, ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ, ТОРМОЖЕНИЕ, УСТАНОВКА

Текст научной работы

Выученная беспомощность малоизученный феномен в современной психологии. Данное понятие предложил М. Селигман, и применялось лишь к детям-инвалидам [5, 109].

На сегодняшний день понятие выученная беспомощность распространяется и на здоровых детей. Понятие выученная беспомощность предполагает —личностную беспомощность, имеющую стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств. [2, 10]. Личностная беспомощность детей проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, склонности к чувству вины, фрустрированности, более низкой самооценке и уровне притязаний, отсутствии увлеченности каким-либо делом, равнодушии, пассивности, человек сам начинает избегать жизненных перемен, уклоняться от решения сложных задач [1,46].

Все здоровые дети стремятся к активным действиям, но очень часто родители сами блокируют активность ребенка. Непреднамеренно, но родители сами могут формировать выученную беспомощность у своих детей. Если взрослые многое делают за ребенка, то формируется двигательная беспомощность, которая в дальнейшем перерастет в лень. Выученная беспомощность возникает в результате непредсказуемости и неконтролируемости внешнего мира. У ребенка должен сформироваться положительный опыт влияния на внешний мир, преодоления трудностей при условии определенных усилий. Родители непременно должны давать обратную связь на те или иные поступки своего ребенка.[7, 40]

Д.А. Циринг, С.А. Сальева напрямую связывают формирование выученной беспомощности у ребенка со стилем его воспитания в семье и школе. К факторам, детерминирующим личностную беспомощность, относятся: гиперпротекция, потворствование ребенку, строгость наказаний [7, 54].

Если обратиться к внутренней картине, то она складывается из установок :

  • Установка: "Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно - но не для меня".
  • Установка "мои успехи из-за вас, мои неудачи - из-за меня"

Выученная беспомощность— состояние, при котором замедляется научение или которое препятствует ему. В ситуации нехватки контроля над обстоятельствами человек перестает стараться влиять на результаты не только в этой, но и в новых ситуациях, где такой контроль возможен. Находясь под воздействием неприятных обстоятельств, он не предпринимает попыток избежать их, хотя избавление или избегание в принципе возможны.[6, 26]

Исследователи, рассматривая данный феномен, наблюдали, как он проявляется у животных.

У животных выученная беспомощность проявляется торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств. [2, 38]

Причины возникновения данного феномена различны, но все же более значимыми являются объективные и субъективные.

Объективные причины: выученная беспомощность чаще возникает после более или менее длительного негативного, вызывающего протест воздействия, избежать которого не удается. В экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия не решаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.[4, 67]

Был проведен эксперимент, в котором участвовали две группы собак и их в процессе эксперимента ударяли током.

В одной группе, собаки во время ударом током, были привязаны, и не могли сопротивляться, конечно, они проявляли агрессию, лаяли и т.д. , но они не могли убежать, не могли укусить обидчиков, и им приходилось терпеть эти удары током.

Во второй группе, была ситуация немного отличная от первой, там собаки имели возможность, во время удара током, перепрыгнуть через барьер, что они успешно и делали.

Через некоторое время, был сделан контрольный эксперимент. Для собак из обеих групп, была возможность убежать. Собаки из второй группы, при ударе током, успешно перепрыгивали через барьер, и избавлялись от следующего удара током. Собаки же из первой группы, при ударе током, сначала метались по клетке, потом ложились на пол и тихонько скулили, невзирая на последующие ударом током. Они не делали попытки убежать из клетки, хотя у них была такая возможность.

Вывод был сделан следующий: живое существо становиться беспомощным, и не может постоять за себя, если оно привыкает к тому, что его активные действия ни к чему не приводят, и он не может повлиять на ход событий и неприятности происходят сами по себе, и повлиять, он никак не может. То же самое происходит и с человеком.

У человека выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств.

Субъективные причины: выученная беспомощность чаще возникает у лиц, склонных к позиции Жертвы. В работе Христенко В.Е. (2005) предлагается следующее определение: жертва – это человек (сторона взаимодействия), который утратил значимые для него ценности в результате воздействия на него другим человеком (стороной взаимодействия), группой людей, определенными событиями и обстоятельствами. В отечественной виктимологии наряду с термином «жертва» изначально используется термин «потерпевший», что в первую очередь относится к жертвам криминальных преступлений.[2, 38]

За ним обычно стоят четыре причины проблемного поведения: демонстрация беспомощности ("Я вообще ничего не могу, ко мне никаких претензий!"), привлечение внимания ("Неужели не поможете такому беспомощному?"), месть ("Раз ты жизнь - такая, то я тебе отомщу - стану совсем беспомощным") и борьба за власть ("Я отказываюсь играть в ваши игры по вашим правилам!") [4, 25].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: выученная беспомощность возникает в результате непредсказуемости и неконтролируемости внешнего мира. У ребенка должен сформироваться положительный опыт влияния на внешний мир, опыт преодоления трудностей. Родителям нужно поощрять поисковую активность ребенка, давать ребенку возможность делать то, что он в силах сделать самостоятельно, но в то же время и не пускать все на самостоятельное течение обстоятельств. Выученная беспомощность, выросшая из недостатков воспитания может стать препятствием на пути к самоактуализации личности.

Читайте также

Список литературы

  1. Курочкин О.Е. Психологический анализ исторических предпосылок формирования выученной беспомощности у детей в процессе воспитания. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, № 11 / 2008
  2. Ромек В.Г. Открытие выученной беспомощности// Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. Ростов-на-Дону, 2000, С.278-287
  3. Ротенберг В. С. Образ Я.//Издательские решения, 2015
  4. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, 1984.
  5. Селигман М. Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь. //издание Альпина Паблишер, 2015, С.338
  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность - М., 1986
  7. Д.А. Циринг, С.А. Сальева Влияние детско-родительских отношений на формирование беспомощности у детей (системный подход) // Материалы международной конференции по психологии семьи / Под ред. А. Г. Лидерса. В 2-х частях. М., 2007

Цитировать

Кислых, Т.А. Выученная беспомощность / Т.А. Кислых. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 296-299. — URL: https://novainfo.ru/article/6131 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться