Государственная поддержка малого бизнеса

NovaInfo 46, с.136-139
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Малый бизнес играет огромную роль в развитии экономики страны. У государства есть определенные пути для осуществления поддержки малых форм хозяйствования. Одним из таких путей является федеральные программы поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, МАЛЫЙ БИЗНЕС

Текст научной работы

На сегодняшний день в экономике России главным источником роста эффективности производства, обогащение рынка новыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого бизнеса.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает обширную специализацию, без которых невозможна его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение .

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.

Эти причины частично помогает решить государственная поддержка.

В 2007 году был принят закон, который направлен на развитие, повышение уровня предпринимательства на уровне регионов. С тех пор государство регулярно принимает различного рода решения, принимает меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в России.

Государственная поддержка малого бизнеса в 2016 году состоит в принятии программ и осуществлении мероприятий местными органами власти в соответствии с федеральными государственными программами.

Полная информация обо всех действующих программах государственной поддержки малого бизнеса содержится на официальных сайтах ведомств и организаций, администраций и муниципальных органов, ответственных за эту сферу.

Программы поддержки малого бизнеса в 2016 году выражаются в виде:

  1. Субсидий;
  2. Грантов;
  3. Бесплатного обучения (или обучения по минимальной стоимости);
  4. Стажировок (практикумов);
  5. Получения лизинга на льготных условиях;
  6. Участия в бизнес-инкубаторах;
  7. Предоставления бесплатного или льготного юридического, бухгалтерского обслуживания (на условиях аутсорсинга);
  8. Выкупа (аренды) помещений и производственных площадок, находящихся в собственности муниципалитетов;
  9. Компенсации расходов (или скидок) на участие в рекламных мероприятиях, а также в ярмарках и выставках;

Инструменты господдержки малого бизнеса могут быть как прямыми, так и косвенными. К косвенным инструментам, например, относятся: налоговые каникулы по инициативе местных властей и создание бизнес-инкубаторов.

Отметим, что поддержку малому предпринимательству оказывают как коммерческие, так и некоммерческие организации, выступая в качестве партнеров государства. Именно такие организации связывают представителей предпринимательских структур и государство. Обычно партнерами государства в поддержке малого бизнеса являются:

  1. инвестиционные и венчурные фонды;
  2. общественные организации;
  3. бизнес-школы;
  4. банки и другие.

Федеральная поддержка программы поддержки малого бизнеса серьезно сократилась. В этому году из 26 млрд руб. распоряжением правительства утверждено только 16,9 млрд, которые должны быть поделены между 85 субъектами РФ по итогам конкурсов. А на следующий год, по информации минэкономразвития, будет выделено и того меньше - только 11 млрд на всю программу.

Таким образом, подведем итоги, государственная поддержка играет большую роль, для развития малого бизнеса. Но государство с каждым разом сокращает свою «поддержку» и малому бизнесу приходится бороться со своими проблемами самостоятельно, что безусловно влияет на развитие экономики в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы [Текст]/ Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. ; Под науч. ред. А.И. Муравьева// Бизнес и банки. – СПб, 1999. – С. 127.
  2. Волков, С.В. Государственная поддержка развития молочного скотоводства как перспективного направления в Республике Башкортостан [Текст] / С.В. Волков, Р.Р. Сираева // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Уфа, 2013. - С. 113-115.
  3. Сираева, Р.Р. Аграрный сектор нуждается в государственной поддержке [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Уфа, 2013. - С. 116-117.
  4. Сираева, Р.Р. Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 3. - С. 210-211.

Цитировать

Габдулхакова, Г.Р. Государственная поддержка малого бизнеса / Г.Р. Габдулхакова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 136-139. — URL: https://novainfo.ru/article/6175 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться