Реклама – это особая связь между потребителями и производителями товаров и услуг. Её основной целью считается формирование спроса на сообщаемый ею товар или услугу [1].
Рекламная отрасль быстро развивается во всем мире, поскольку в нее входят такие сегменты как экономика, производство с учетом огромных человеческих ресурсов, что позволяет ей стать самостоятельным видом деятельности, а именно рекламным бизнесом. Эффективное управление деятельностью в данной отрасли является залогом успеха и имеет название «рекламный менеджмент» [3].
Термин менеджмент можно расшифровать как эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов. В свою очередь, менеджерами можно назвать лидеров, добивающиеся тактических и стратегических целей организации путем использования человеческих возможностей.
Профессионалом в сфере менеджмента принято считать человека с наличием определенных специфических личностных качеств, большой специальной подготовкой и умением добиваться результатов посредством других людей.
Способность приспосабливаться к постоянным переменам, знание управленческих методов и понимание ситуации – основополагающие компоненты эффективного руководства.
Также не менее важен индивидуальный подход. Успешно решить проблемы человеческих коммуникаций, складывающихся в коллективе, руководитель сможет только при создании надёжной обратной связи с подчиненными.
Современный менеджер играет в своей деятельности несколько «ролей»:
- Наделенный властью и руководящий коллективом - управляющий;
- Способный вести подчиненных за собой, используя собственный авторитет и профессионализм - лидер;
- Преодолевающий внутренние и внешние конфликты и устанавливающий контакты с партнерами и властями - дипломат;
- Посредством обладания высокими нравственными качествами, направляющий коллектив в нужное русло – воспитатель;
- Правильно оценивающий роль науки в современном мире, способный без промедлений внедрить в производство то или иное «ноу-хау» - инноватор;
В рекламном бизнесе, менеджер – специалист по организации и руководству рекламной компанией на всех стадиях ее осуществления. Уровень профессиональной подготовки менеджера можно определить, лишь оценив его способность находить специалистов и стимулировать их деятельность, его личностно-деловые качества организатора, воспитателя, психолога и социолога, партнера и коллеги по работе. С учетом творческой составляющей данной деятельности, необходимо совмещение партнерской обстановки в коллективе и жестких требований к создаваемой рекламе (сроков, качества).
Осуществляя функцию стимулирования путем морального и материального поощрения, менеджер обеспечивает рост молодых кадров и добивается конкурентоспособности фирмы [2].
Последние десятилетия, благодаря быстрым темпам развития отрасли, реклама опережает другие сферы жизни общества и охватывает все новые стороны экономики и производства, а также огромные человеческие ресурсы. Так реклама стала самостоятельным видом деятельности – рекламным бизнесом. В данной отрасли можно наблюдать высокую конкуренцию и централизацию капитала, накопившегося в крупных СМИ компаниях, мировых агентствах и ассоциациях (инвестиции крупных торговых и промышленных предприятий).
Итак, на сегодняшний день сложно переценить значение рекламного менеджмента, и как уже известно, реклама представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики, объединяющую сотни тысяч рекламных агентств и бюро. От того насколько эффективно будет работать эта система, в немалой степени зависит эффективность функционирования экономики в целом. Данные факты свидетельствуют о настоятельной необходимости эффективного управления рекламной деятельностью и о важности принятия оптимальных управленческих решений сфере рекламного менеджмента.