Информационные системы в банковском деле

NovaInfo 46, с.189-192, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

В этой статье раскрывается понятие "Информационные системы", а также их роль и значение в банковском деле, дается ответ на вопрос :" Как и каким образом информационные системы влияют на такое направление, как банковская деятельность?"

Ключевые слова

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАНКОВСКОЕ ДЕЛО, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Текст научной работы

Финансовые и денежные процессы, которые протекают в банке, обозначают процессы обработки, а также хранения и переноса информации. Это относится как к расчётным процессам, которые владеют информацией о состоянии счетов клиентов, так и к процессам управления самим банком и принятия управленческих решений . В этом то и состоит актуальность данной темы. Цель данной работы- изучить важность информационных систем внутри банковской сферы.

Информационные технологии- это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, а также предоставления и распространения информации и способы осуществления таких методов и процессов.

Задачей информационной системы в банке является обеспечение функционирования структуры и обеспечение задач управления. Особенность банковской информационной системы состоит в том, что она не только обеспечивает реализацию задач внешних коммуникаций и документооборота, но и является основным средством производства. Собственно, все денежные операции банка - это финансовые документы, то есть классическая задача автоматизированной системы управления. Другой задачей информационной системы банка является обеспечение работы управления (руководства банка , его подразделений и самих сотрудников на автоматизированных рабочих местах), обеспечение работы по обслуживанию клиентов, поддержание структуры движения денежных средств внутри банка, поддержание внешнего денежного оборота, поддержка оказания услуг клиентам банка.

Развитие автоматизации финансового бизнеса тесно связано с эволюцией информационных систем (ИС). Первый этап эволюции соответствует 1960–1970 годам, который характеризуется построением информационной системы на базе электронно - вычислительных машин.

Второй этап- 1975 – 1980 годы. Он запомнился использованием миникомпьютеров. Главным новшеством второго этапа стала двухуровневая модель «большая ЭВМ – миникомпьютеры», у которого информационный фундамент был в виде централизованной базы данных и находящихся в них прикладных пакетов.

Третий этап -80–е – начало 90–х годов- характеризуется распределенной сетевой обработкой, которая основана на массовом переходе пользователей с больших ЭВМ и миникомпьютеров на портативные компьютеры (здесь используется сетевой вариант). Этот этап развивался в направлении создания двухуровневых систем, которые используют в больших масштабах UNIX–серверы и рабочие станции. В результате такого рода развития были созданы информационные системы предприятий и подразделений, которые основаны на иерархической модели клиент–сервер.

Четвертый этап развития информационных систем характеризуется концентрацией ресурсов при сохранении достижений распределенной обработки с переходом от локальных сетей рабочих станций–клиентов на сети серверов. У четвертого поколения появляются двухуровневые сети. Базовая сеть объединяет аппаратные и программные средства поддержки работы пользователей и локальные сети, которые обеспечивают пользователям взаимный обмен данными и доступ к корпоративным ресурсам. Главный узел концентрации информационных систем обеспечивает связь локальных серверов с самим центральным компьютером.

Пятый этап эволюции информационных систем характеризуется тем, что здесь появились сети общего пользования, наиболее характерным представителем которых является сеть Internet.

До третьего этапа развития информационных систем банковские информационные системы практически не отличались одна от другой и копировали системы, которые существовали для автоматизации предприятий различного профиля. С появлением ПК большинство банков начало вкладывать деньги в разработку своих уникальных информационных систем. И до настоящего времени, в зависимости от конкретного банка, информационные системы очень сильно различаются по своим функциям, архитектуре, иерархии, а также реализации. Однако, специфику информационных систем все таки определяет предметная область самого банковского бизнеса. В первую очередь, в банковском бизнесе не требуются массивные расчеты, а основной проблемой всегда являются объемы информации, которые необходимо собирать, надежно хранить и, конечно же, оперативно обрабатывать.

Поэтому в основе автоматизации банковской системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа. Соответствующие области информации должны иметь максимальную защищенность от доступа, который несанкционирован.

Пользователями систем являются банковские служащие. Для них терминал, персональный компьютер или рабочая станция представляют собой всего лишь орудие их профессиональной деятельности. Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным и легко осваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие–либо лишние действия.

Существенной составляющей банковской информационной системы является информация, которая долго накапливается и утрата которой не восполняется . Поскольку в банках планируется долговременное накопление ценной информации, то должны существовать надежные способы ее долговременного хранения.

Главными составляющими автоматизированной банковской системы являются:

  • новейшие аппаратные средства;
  • современное программное обеспечение;
  • математическое обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • функциональное обеспечение;
  • технологическое обеспечение.

Все компоненты автоматизированной банковской системы взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы между собой.

Информационное обеспечение делится на внутримашинное и внемашинное. Совокупность информации в банке, включая в себя также системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документы, документооборот информационных потоков- это все представляет собой внемашинное обеспечение. Внутримашинное обеспечение - это представление данных на машинных носителях в виде специально организованных массивов, файлов, баз данных, данных банка и их информационных связей.

Деятельность современного банка все больше зависит от эффективности процессов информатизации и автоматизации. Все это положено в основу развития информационной системы. С учетом современности, и , конечно же, в условиях быстро меняющихся информационных технологий, формируются перспективные планы создания эффективных информационных систем.

Понимание необходимости организованного управления и непрерывного совершенствования автоматизированных банковских систем не оставляет никаких сомнений в том, что данные системы будут занимать достойное место в банковском деле для их прогрессивного развития.

Читайте также

Список литературы

  1. Банковские системы: Учебное пособие / С.А. Андрюшин; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с.;
  2. Вдовин, В. М. Информационные технологии в финансово-банковской сфере [Электронный ресурс] : Учебное пособие / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова. - М.: Дашков и К, 2012. - 304 с. ;
  3. Банковские автоматизированные информационные системы Кашапова Э.З., Шарафутдинов А.Г. В сборнике: Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий сборник научных статей: посвящается Юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Рафиковой Нурии Тимергалеевны. МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. С. 167-168;
  4. Информационные технологии как обыденность функционирования современных компаний Шарафутдинов А.Г., Мухамадиев А.А. В сборнике: Информационные технологии в жизни современного человека- Материалы IV международной научно- практической конференции. Ответственный редактор: Зарайский А. А.. 2014. С. 90- 92;

Цитировать

Хузиахметова, Р.Р. Информационные системы в банковском деле / Р.Р. Хузиахметова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 189-192. — URL: https://novainfo.ru/article/6237 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться