Художественный образ театрализованного представления как многоплановая структура

NovaInfo 46, с.349-353, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Искусствоведение
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье освещена проблема создания художественного образа театрализованного представления средствами музыкального материала. Авторы в данной работе опираются на труды Е.А. Бегак, Д.Н. Катышевой, Ю.И. Козюренко, Л.М. Марголина, Н.А. Таршис и других, и поднимают вопрос, как средствами музыкального материла, через элементы музыкального языка, рождается художественный образ. Исследователи рассматривают два понятия «художественный образ» и «музыкальный образ» в контексте театрализованного представления.

Ключевые слова

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Текст научной работы

Образная сфера любого произведения искусства формируется одновременно на различных уровнях сознания: интуиции, чувствах, воображении, логики, фантазии, мысли. При этом характерными особенностями художественного образа являются: «чувственная конкретность, обобщенность, эмоциональность, целостность, многозначность, единство субъективного и объективного, рационального и эмоционального, подобного и условного» [3]. В любом из видов искусств образ является высшей категорией, доказывая это тем, что только образное воздействие и восприятие оправдывают существование искусства.

Ряд исследователей в области театральной музыки (музыки драматического спектакля и театрализованного представления), такие как Е.А. Бегак, Д.Н. Катышева, Ю.И. Козюренко, Л.М. Марголин, Н.А. Таршис и другие, в своих работах, посвященных музыкальному оформлению спектаклей и театрализованных представлений, а так же принципам введения музыкального материала в партитуру сценического действия, зачастую поднимали вопрос о музыкальном и художественном образах.

Вопрос о делении на музыкальный и художественный образы возник не случайно, так как в XX веке с появлением на русской сцене новой драмы, постановки были насыщены музыкальным материалом, который, по словам Н.А. Таршис, Д.Н. Катышевой и других, был прописан уже в тексте самой пьесы автором. Именно он, зачастую, помогал в раскрытии образа героев, проявлению их внутреннего мира, определению конфликта.

Исследователь Н.А. Таршис в своей монографии «Музыка драматического спектакля», анализируя функции и задачи музыки в театре, прежде всего, опирается на опыт постановок Московского Художественного театра. Большой интерес автор проявляет к постановкам пьес А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»), обуславливая это тем, что в них музыкальная основа стала не просто «вставным номером», а «одной из важнейших сторон, представленного на сцене мира» [8]. По мнению Таршис, данные пьесы сами по себе уже музыкальны. А.П. Чехов создает в них особый музыкальный мир и музыкальные образы, которые предполагалось воплотить на сцене.

Расширяя дискурс о проблеме художественного образа, применительно к театрализованным представлениям, Л.М. Марголин в работе «Музыка в театрализованном представлении» не раз упоминает понятие «музыкального образа». Тогда возникает вопрос, возможно ли в театрализованном представлении разделение на музыкальный и художественный образы? Какие элементы музыкального языка, способствующие созданию музыкального образа произведения, переходя в структуру театральную, помогают создать образ художественный?

Художественный образ – неотъемлемая часть любого театрализованного представления. Несмотря на то, что понятие художественного образа широко закрепилось среди режиссеров, все же остается спорным вопрос об универсальном определении данной дефиниции. По мнению многих исследователей, художественный образ представляет собой «единство эмоционального и рационального, субъективного и объективного» [2]. Говоря о субъективности, исследователи понимают некую оценку автора и воспринимающего, которую А. Заховаева называет «встречей» или «диалогом», обуславливая это тем, что именно через этот «диалог», субъективное становится объективным, общезначимой оценкой художественного образа [1].

В области режиссуры театрализованных представлений, поднимая проблему создания художественного образа, мы находим ряд схожих во многом, но, тем не менее, различных определений данного понятия. Режиссеры, занимающиеся театрализованными представлениями, в своих работах, чаще всего приводят примеры из своей практики, не давая одного четкого определения художественного образа. Это обуславливается еще и тем, что художественный образ – это категория, базирующаяся на поэтическом, интуитивном, почти на метафизическом постижении художественного материала.

Поскольку в любом театрализованном представлении присутствует музыкальный материал, он всегда решает ту или иную драматургическую задачу, важнейшей из которых является – создание эмоционально-образной атмосферы действия. Л.М. Марголин утверждает, что именно музыкальный материал театрализованного представления влияет на эмоциональную атмосферу действия, активно воздействует на чувства зрителей [5]. Вслед за Л.М. Марголиным, исследователь В.П. Середа утверждает, что музыка обладает «заразительностью», которая способствует вовлечению зрителя в эмоциональное поле театрализованного представления. [7].

Как правило, для создания эмоциональной атмосферы, режиссер использует либо ряд небольших одножанровых произведений (песни, небольшие пьесы: вальс, мазурка, ноктюрн и т.д.), либо фрагменты из музыкальных произведений, зачастую различного характера и различных жанров. Принимая во внимание эмоциональную природу художественного образа, такой подход кажется нам естественным и закономерным. Именно об этом же пишет исследователь Ю. Козюренко в своей книге «Основы звукорежиссуры в театре», когда говорит о существенной особенности театральной музыки, а именно о введении в сценическое действие лишь фрагментов, порой самых разных жанров [3]. В этом случае, как бы разрушая образ внутри одного музыкального произведения, вычленяя из него только его часть, зачастую всего лишь тему или мотив, мы создаем из выбранных фрагментов новый образ - художественный, подчиненный законам драматического действия и театрального языка. Другими словами, художественный образ конструируется не по законам композиции отдельно взятого музыкального произведения, а на принципах эмоционально-действенной организации. Из этого следует, что музыкальный образ деконструируется, при введении его в театрализованное представление, и мы не можем говорить о его присутствии в канве сценического действия.

Вместе с тем, элементы музыкального языка, которые создают музыкальный образ – мелодия, ритм, тембр, темп и другие, переходя в театрализованное представление не лишаются своих исходных функций, не теряют своих музыкальных свойств, а, соединяясь с другими выразительными средствами, рождают художественный образ.

Одним из важнейших элементов музыкального языка является интонация. Музыкальные интонации в театрализованном представлении выступают, своего рода, символами, считывая заложенную информацию с которых, становится понятен и образ. Это обуславливается тем, что в ходе исторического развития музыкальной культуры, определенное интонационное зерно приобрело устойчивую эмоциональную характеристику, а так же семантическое значение, понимая которое, возникает некий определенный образ, заложенный в сознании слушателя (секундовые интонации «вздоха», восходящие интонации «призыва», «мотивы судьбы», лирические нисходящие задержания, маршевый пунктирный ритм, хоральная фактура, вальсовый аккомпанемент и другие).

Таким образом, можно сделать вывод, что интонация – это звуковой образ, который от конкретного ощущения, вызывая сопутствующие ассоциации и представления, создает целостный музыкальный образ, а переходя в театрализованное представление становится раскрытием художественного образа.

С данным утверждением соглашается и автор статьи «Действенная интонация как механизм воплощения режиссерского решения» А.В. Чепинога, говоря о том, что интонационный анализ музыки – это средство объективного исследования информации, заложенной в музыкальном тексте, поскольку способность человека обобщенно воспринимать образы распространяется не только на зрительные, но и на слуховые представления [9]. По словам исследователя С. Раппопорта, структура художественного образа многопланова: она включает в себя множество образов, которые, взаимодействуя друг с другом, и, складываясь в сознании автора, представляют собой систему образов, в тоже время, образуя единый целостный образ [6].

Резюмируя вышеизложенное, мы приходим к выводу, что в театрализованном представлении не следует разграничивать понятия музыкального и художественного образа, так как он изменяется, интерпретируется, переподчиняясь единому художественному образу представления.

Читайте также

Список литературы

  1. Заховаева, А. Искусство: социально-философский анализ [Текст] / А. Заховаева. – М.: Искусство, 2005. – 247 с.
  2. Кириллов, С.В. Особенности формирования художественного образа в аспекте интерпретации музыкального произведения [Текст] / С.В. Кириллов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. - №4. – с. 1068 – 1071. – с. 1068.
  3. Козюренко, Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре [Текст] / Ю.И. Козюренко. – М.: Искусство, 1975. – 247 с.
  4. Лукина, И.В. Художественный образ как философская искусствоведческая категория [Текст] / И.В. Лукина // Педагогика online [Электронный журнал]. 2013. - №6. – с.1-4. – с.1.
  5. Марголин, Л.М. Музыка в театрализованном представлении [Текст] / Л.М. Марголин. – М.: Советская Россия, 1981. – 84 с.
  6. Раппопорт, С. Понятие о художественном произведении. Художественный образ и его особенности в музыке. М.: Культура и традиции, 1983 – 401 с.
  7. Середа В.П. О ладе в музыке и «разладе» в теории музыки [Текст] / В.П. Середа. – М.: Классика – XXI, 2010. – 112с.
  8. Таршис, Н.А. Музыка драматического спектакля [Текст] / Н.А. Таршис. – СПб.: СПбГАТИ, 2010. – 163 с.
  9. Чепинога, А.В. Действенная интонация как механизм воплощения режиссерского решения [Текст] / А.В. Чепинога // Молодой ученый. – 2014. - №8. – с. 94-97. – с.95.

Цитировать

Пушкарева, И.М. Художественный образ театрализованного представления как многоплановая структура / И.М. Пушкарева, И.И. Телеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 349-353. — URL: https://novainfo.ru/article/6239 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться