Эффективность функционирования особых экономических зон в РФ на примере ОЭЗ технико-внедренческого типа

№46-3,

экономические науки

В данной статье дается анализ российских особых экономических зон технико-внедренческого типа с точки зрения эффективности их функционирования.

Похожие материалы

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – это часть территории РФ с точно определенной границей и специальным административно-правовым режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные условия налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования, а также специальный порядок управления особой экономической зоной [3]. В России существует 4 типа ОЭЗ, а именно: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

На сегодняшний день существует 6 особых экономических зон технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) на территории Российской Федерации: «Зеленоград» в г. Москве, «Дубна» в Московской области, «Томск» в Томской области и г. Санкт-Петербург, созданные в 2005 году, «Иннополис» в республике Татарстан, запущенная в 2012 году и «Фрязино» в Московской области, образованная в 2015 году.

Эффективность и целесообразность функционирования особых экономических зон можно определить, руководствуясь следующими параметрами:

  • увеличение численности резидентов ОЭЗ;
  • объем частных инвестиций, привлеченных в ОЭЗ, соответствует заявленным значениям;
  • создание в ОЭЗ новых рабочих мест;
  • увеличение объема выручки резидентов;
  • увеличение объема налогов, уплаченных резидентами;
  • инновационная деятельность резидентов технико-внедренческих ОЭЗ является результативной.

Исходя из имеющейся статистической отчетности и отсутствия установленных критериев эффективности на 2014-2015 гг. [2], целесообразно рассматривать показатели эффективности 4 ОЭЗ ТВТ, а именно «Зеленограда», «Дубны», «Томска» и Санкт-Петербурга. Кроме того, успешность функционирования данных особых зон можно рассмотреть во временном разрезе с момента их основания до 2013 года, другими словами на протяжении 8 лет.

1. Увеличение численности резидентов ОЭЗ.

Первые особые экономические зоны рассматриваемого типа функционируют уже на протяжении 10 лет. В 2013 году количество зарегистрированных в ОЭЗ ТВТ резидентов равнялось 65, или 20% от общего их количества в России. Количество компаний с иностранным капиталом составляло 17 % [1]. Тем не менее, число расторгнутых соглашений такого рода резидентов было максимальным именно в ОЭЗ ТВТ и равнялось 45 компаний. В данный момент количество резидентов, ведущих свою деятельность в ОЭЗ технико-внедренческого типа, показано на рисунке 1.

Рисунок 1 – Количество резидентов в ОЭЗ ТВТ

Число коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утративших статус резидентов ОЭЗ ТВТ, оценивается как низкое, поскольку из 271 компании утратили свой статус резидента 60 компаний, или 22 % [1]. Что касается доли резидентов с участием иностранных инвесторов, то она составляет 11 %, другими словами из 214 компаний только 24 имеют инвесторов из зарубежных стран. Уровень данного показателя оценивается как незначительный, однако наблюдается тенденция к росту.

2. Объем частных инвестиций, привлеченных в ОЭЗ, соответствует заявленным значениям

Совокупный объем всех инвестиционных потоков, направленных в технико-внедренческие ОЭЗ, составил 159986,2 млн. рублей, из них 24647,96 млн. рублей или 15 % приходится на долю компаний-резидентов ОЭЗ с участием иностранного капитала. Объем заявленных инвестиций уменьшился на 2,4 % по сравнению с предшествующим годом.

Однако объем вложенных инвестиций резидентов ОЭЗ ТВТ равен 10275,05 млн. рублей или 6 % заявленного объема, из которых 2300,38 млн. рублей [1] предоставили компании-резиденты ОЭЗ с участием иностранного капитала, что намного меньше запланированного объема вложений. Увеличение объемов инвестиционных потоков по сравнению с предшествующим годом составило 7 процентных пункта. Инвестиции на развитие технико-внедренческих ОЭЗ равняются 17 % объема государственных вложений. На рисунке 2 представлены объемы вложенных средств в ОЭЗ технико-внедренческого типа в зависимости от источников инвестирования.

Рисунок 2 – Объем вложенных средств на создание и развитие инфраструктуры ОЭЗ ТВТ

Таким образом, можно сделать вывод, что вложения резидентов в развитие особых экономических зон данного типа стабильно увеличивается, тогда как объем инвестиционных потоков со стороны государства постепенно уменьшается.

3. Создание в ОЭЗ новых рабочих мест.

В целом, на территориях всех особых экономических зон было создано 8069 рабочих мест, что равняется 72 % от плановых показателей, кроме того, наблюдается положительная динамика: показатель по сравнению с 2012 годом увеличился на 19 процентных пункта. Что касается создания новых рабочих мест на территориях технико-внедренческих ОЭЗ, то их число равняется 3350, а рост составил 19 % [1]. Описанные тенденции по отдельным ОЭЗ технико-внедренческого типа представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Количество созданных в ОЭЗ ТВТ рабочих мест, чел.

4. Увеличение объема выручки резидентов.

Объем выручки от продажи продукции (товаров, работ) в 2013 году равняется 56814,16 млн. рублей, в том числе данный показатель у резидентов технико-внедренческих ОЭЗ составляет 11151,08 млн. рублей или 19,6 % общего объема выручки, за предыдущий год - 3800,0 млн. рублей или 56 % общего объема [1]. Данный коэффициент по отдельным ОЭЗ технико-внедренческого типа и доля вырученных от продажи товаров, продукции и услуг денежных средств по отношению к ВВП соответствующих субъектов Российской Федерации представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Объем выручки резидентов ОЭЗ ТВТ, млн. руб.

Название ОЭЗ ТВТ

Объем выручки от продажи

Объем ВВП субъекта РФ

%

Санкт-Петербург

932

2137951

0,044

Дубна

1176

11078000

0,011

Зеленоград

291

2438508

0,012

Томск

1401

356523

0,393

5. Увеличение объема налогов, уплаченных резидентами.

Совокупный объем налогов, отданный резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, составил 8309,8 млн. рублей, из них резидентами технико-внедренческих ОЭЗ было уплачено налогов на сумму 2293,35 млн. рублей. Предоставленные резидентам ОЭЗ налоговые льготы в количественном выражении равны 1834,51 млн. рублей, из которых на долю резидентов технико-внедренческих ОЭЗ приходится 455,45 млн. рублей [1].

Объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ, составил 4372 млн. рублей, в том числе резидентами ОЭЗ ТВТ было отчислено 380,72 млн. рублей. По всем вышеуказанным показателям динамика является положительной.

Таблица 2 – Объемы налогов и налоговых льгот с начала деятельности резидентов ОЭЗ ТВТ, млн. руб.

Название ОЭЗ ТВТ

Объем налогов, уплаченных резидентами с начала деятельности

Общий объем налоговых льгот

Санкт-Петербург

613,1

51,9

Дубна

347,8

92,3

Зеленоград

688,2

139,8

Томск

644,3

171,4

6. Инновационная деятельность резидентов технико-внедренческих ОЭЗ является результативной

Одним из важных показателей деятельности резидентов ТВТ является получение результатов интеллектуальной деятельности. Всего за год оценки резидентами ОЭЗ ТВТ получено 199 результатов интеллектуальной деятельности, или 30 % всех результатов за период функционирования ОЭЗ данного типа, при этом было зарегистрировано 84 патента и внедрено 30 разработок [1]. А с момента начала их деятельности на территории ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, г. Томске были зарегистрированы права на 336 объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, исходя из анализа всех критериев эффективности функционирования особых экономических зон, можно сделать вывод, что ОЭЗ рассматриваемого типа, а именно технико-внедренческого характера, следует отнести к условно эффективным, поскольку, несмотря на положительную динамику всех показателей, их рост все еще остается не таким заметным, как изначально планировалось. Однако, останавливать их деятельность является не целесообразным, так как данные ОЭЗ имеют внушительный потенциал.

Список литературы

  1. Бюллетень Счетной палаты №3 (195) [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/upload/uf/fac/fac89025a3b0198bcddedfb9d1962bec.pdf#10 (дата обращения: 27.05.2016).
  2. Бюллетень Счетной палаты №5 (221) [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/875/26840/?sphrase_id=2123186 (дата обращения: 27.05.2016).
  3. Колчеданцева, Е. А. Понятие особой экономической зоны [Электронный ресурс] / Е. А. Колчеданцева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. – 2010. – №18 (194). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-osoboy-ekonomicheskoy-zony (дата обращения: 18.05.2016).
  4. Особые экономические зоны [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/, свободный (дата обращения: 16.05.2016).
  5. Россия. Особые экономические зоны [Электронный ресурс] // РОСОЭС. – Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/, свободный (дата обращения: 17.05.2016).